Поклонение празднуем Честнаго и Животворящаго Креста

12653
Фото


Неделя Крестопоклонная

Третье воскресенье Великого поста особенное. Это середина, тяжелое для постящихся время. Решимость поститься встретилась с трудностями воздержания, а до Пасхи еще далеко. Самое время вспомнить про крестные страдания Иисуса Христа. О третьем воскресенье Великого поста в Постной Триоди (книга, где содержатся порядок и тексты богослужения) написано: «Поклонение празднуем Честнаго и Животворящаго Креста». Во время поста, говорится в Триоди, мы распинаемся, подобно Христу, при этом «ощущаем горечь, унывая и изнемогая». Именно поэтому перед верующими предстает Крест Христов, «напоминающий нам о страданиях Господа нашего Иисуса Христа и утешающий». Утешение заключается в том, что теперь пламенный меч уже не охраняет врата рая, а смерть и ее жало изгнаны.

На вечерней службе в субботу, в конце богослужения после пения Великого славословия («Слава в вышних Богу...»), когда хор поет Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас»), священник, держа Крест на главе, выходит из северных (левых) дверей алтаря и становится перед Царскими вратами. Здесь он возглашает: «Премудрость, прости», после чего хор (и весь храм, как правило) поет тропарь кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным Христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». Во время пения тропаря священник несет крест на середину храма и кладет его на центральный аналой. После этого аналой кадится с четырех сторон и начинается поклонение Кресту. Трижды поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Есть традиция: после каждого исполнения тропаря молящиеся кладут земные поклоны. Собственно поклонение Кресту происходит по окончании пения тропаря. Хор поет песнопения (стихиры), начинающиеся словами: «Приидите вернии, животворящему Древу поклонимся, на нем же Христос Царь славы волею руце распростер...» Молящиеся по очереди подходят к центральному аналою с лежащим на нем Крестом, делают два земных поклона, затем целуют Крест и делают еще один земной поклон.

Подобным же образом поклонение Кресту совершается в понедельник, среду и пятницу последующих семи дней за Крестопоклонным воскресеньем. В понедельник и среду утром, во время чтения первого часа так же поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...», поются стихиры и молящиеся, совершая земные поклоны, прикладываются ко Кресту. А в пятницу, когда заканчивается чтение часов, священник уносит Крест в алтарь.

Крест Христов

Крест — священный символ христианства, знак не только позорной казни и смерти, но знамение победы Христа над смертью.

Христос на древних иконах представлен раскинувшим руки по сторонам креста, словно Он обнимает Своей любовью всех. Образ смерти символизировала черная пещера под крестом, где изображались череп и кости. Согласно Преданию, Голгофа — могила Адама, первого человека, согрешившего против творца и обрекшего человечество на смерть. Но Христос, «Новый Адам», побеждает на кресте смерть и освобождает людей из царства смерти. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор.15:22), — пишет апостол Павел.

В резных иконах, в прикладном искусстве нередко мы можем видеть крест без изображения Господа. При этом крест обязательно сопровождается надписанием имени Спасителя: IС ХС СНЪ БЖIИ (Иисус Христос Сын Божий). Также пишутся имена: Царь Славы и НИКА, что значит «победа», ибо высшая слава Христа — это Его смерть, а Воскресение — это Его победа над смертью.

Изображение Голгофы подписывается буквами МЛРБ, что обозначает: Место Лобное Рай Бысть. В нижней части пишутся буквы ГГ (гора Голгофа), ГА (голова Адама). Изображения орудий страстей Христовых: трость с губкой и копие также подписываются буквами Т и К.

Чаще других в православной (восточнохристи-анской) традиции используется форма восьмиконечного креста. Из писаний евангелистов можно понять, что ко кресту Христа (видимо, изначально четырехконечному) прибили еще две перекладины: подножие и табличку с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский». Именно эту надпись мы видим в виде букв ИНЦИ и на Распятиях, и на символических изображениях креста. Традиционно на восьмиконечных крестах нижняя перекладина повернута диагонально: левый ее конец поднят вверх, правый опущен в ознаменование того, что один из разбойников, распятых вместе со Христом, покаялся и пошел на небеса («Ныне же будешь со Мной в раю», — сказал ему Спаситель), а другой — хулил Господа и обрек себя на ад.

Над храмами нередко помещают кресты с полумесяцем. Символика этих крестов ничего общего не имеет с исламом, эта древняя форма восходит к раннехристианскому изображению якоря как символа надежды. В одном из посланий апостол Павел пишет, что христиане должны «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6: 18-19). Широко распространены в православном искусстве различные варианты процветшего креста, подчеркивающие символику креста как Древа Жизни.

Новости по теме

О событиях Великой пятницы
Публикации 2 мая 2024
О событиях Великой пятницы

Служба в Великую пятницу посвящена воспоминанию смерти на кресте Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребению Его.

Великое событие — Тайная Вечеря
Публикации 1 мая 2024
Великое событие — Тайная Вечеря

Великий день… В храмах молится народ, отложив все земные попечения. Велико желание принять участие в Тайной Вечере. Нет, не оскудела вера в человеке!

Великая среда
Публикации 1 мая 2024
Великая среда

В ночь на среду Господь провел в Вифании. Здесь, в доме Симона прокаженного, в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Ииисуса Христа хитростью и убить Его, некая жена «грешница» возлила драгоценное миро

Страстная седмица — последняя схватка между Небом и преисподней
Публикации 29 апреля 2024
Страстная седмица — последняя схватка между Небом и преисподней

На нашем сайте завершается проект, посвящённый изучению книги «Великий Пост». В дни Страстной седмицы мы предлагаем читателям воскресную проповедь протопресвитера Александра Шмемана, прозвучавшую несколько десятилетий назад на «Радио Свобода».