Сегодня за Литургией мы слышали Евангельское повествование, так важное в наше время (Лк. 16:19-31). Живут два человека. Один очень богатый, живет в довольстве и, очевидно, богатство использует не для блага ближних. И рядом живет бедный человек по имени Лазарь. Он настолько беден, что готов и крохи подбирать со стола богатого, но и этого ему не достается, но он все терпит ради Господа.
Настало время, когда каждый человек должен исполнить повеление Божие земля еси и в землю отыдеши (Быт. 3:19). И бедный Лазарь умирает, и богатому нет возможности избежать смерти. Но богатый попадает в место, которое грозно называется «ад», а бедняк Лазарь — в лоно Авраама, в рай с праведниками.
Тяжело мучается человек, который наслаждался при жизни. И вдруг он поднимает свои очи и видит праведника Авраама. Взмолился бывший богач и говорит: «Отче Аврааме, умилосердися надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец пальца своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем». Но слышит ответ: «Чадо, вспомни, как ты жил на земле, радуясь, в довольстве и сытости, нередко забывая Божии повеления. А Лазарь — наоборот, вся его жизнь — скорбь и страдание. Он все терпел ради Господа, а теперь он за свое терпение радуется с Богом. Ты же получил то, что получил». И на просьбу послать — ответ, что это невозможно, потому что велика пропасть между ними. Невозможно перейти из ада в рай и из рая в ад, уже всё определилось. Надо было думать раньше, живя на земле.
Тогда богатый вновь обращается к Аврааму. Он вспомнил, что на земле у него осталось еще пять братьев, которые не знают, как надо жить: «Пошли Лазаря, чтобы он предупредил моих братьев, что опасно так жить, что это ведет к погибели, чтобы они обратились к Богу, покаялись и начали жить по правде». Но ответ Авраама: «Ты знаешь, что есть Писание, есть закон, данный через пророка Моисея. И они это знают — пусть читают». И спорит богач: «Нет, не послушают братья Писание, Моисея». Авраам же ответил: «Если они пророка не слушают, то даже если мертвый воскреснет и придет к ним, и его не послушают, будут жить своей беспутной жизнью». Вот такова притча.
Это урок всем нам, это ответ на наше время, на то, к чему нас сейчас призывают: живи, потребляй без меры, наслаждайся своими пороками, не обращай ни на что внимания, ешь, пей, веселись. И забывают слова: Безумец, в сию ночь возьму душу твою (Лк. 12:20). Все же, что накопил, куда пойдет? Приобретайте себе друзей богатством неправедным (Лк. 16:9).
Сейчас кто-то может сказать, может быть: «Что, богатым нельзя быть?» Можно. Бог дал разум, Бог дал талант, можно быть богатым. Но все зависит от того, как мы относимся к тому богатству, которое дал нам Господь. Да, мы можем и должны его употреблять — для семьи, для детей. Но важно быть добрым домоправителем — научиться делиться, помнить о нищих и убогих, помнить о храмах, о тех, кто нуждается. Кто-то скажет: «Так мы быстро расточим все богатство и ничего не останется». Неправда: рука дающего не оскудеет, Бог пошлет, видя человека добрым распорядителем. И честь на земле, и слава на небе будут твоими.
В этой притче также ответ тем из нас, кто терпит нужду: наша нужда не безысходна. Если мы будем при нужде роптать, хулить Бога, иметь ненависть к ближним, завидовать, то мы ничего не изменим, мы только ухудшим свое состояние. А если мы все будем принимать с терпением, с любовью, с благодарностью, тогда и трудности станут легкими, по слову Спасителя: иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:30). Сочетание трудностей с верой в Бога приносит благо, как говорится в сегодняшней притче.
Нам надо помнить, что не знаем, когда Господь призовет нас… Какие страховые компании дадут нам гарантию, что мы будем жить и жить, не умирая? Откуда мы знаем, где предел нашей жизни — через 20 лет или через день, через два часа? Блюдите, как опасно ходите (Еф. 5:15).
Надо помнить, что притча неслучайна, ведь Сам Господь ее говорит. Это свидетельство, что нет смерти души, не проходит бесследно земная жизнь. Земной марафон — ничто иное как подготовка к вечности. И жалко, что часто мы неразумно используем наше время, нашу жизнь, наши возможности. Слишком дорогой ценой мы платим потом за временные удовольствия и отчужденность от Бога. Помня об этом, нужно жить так, чтобы не удостоится участи богача из притчи о Лазаре. С другой стороны, надо помнить, что милосердие Божие распространяется и на богатых, и на бедных, на всех, кто призывает Его Имя, кто в своей жизни старается исполнять нормы, называемые заповедями Господними.
Никольский кафедральный собор города Казани, 8 ноября 2015 года