Притча о богаче и Лазаре — один из тех евангельских текстов, который мы, современные христиане, часто слышим, но чью радикальную суть так легко обезвредить, сведя к простой морали: «богатые попадут в ад, а бедные в рай». Однако Христос говорит не о социальной справедливости, а о чем-то гораздо более глубоком. О состоянии человеческого сердца и о той пропасти, которую мы сами и выстраиваем.
Обратим внимание: богач не изображен как злодей. Он не грабил, не избил Лазаря, не прогонял его от своих ворот. Его грех — пассивное равнодушие. Он просто не видел нищего. Он жил в своем блистательном мире, где были порфира, виссон и пиры, а страдающий человек у его ворот был частью пейзажа, не более значимым, чем те псы, которые лизали его струпья. Вот главная трагедия, где богач при жизни духовно уже находился по ту сторону «великой пропасти» от Лазаря. Ад начался для него в его же сердце, когда оно окаменело и перестало откликаться на чужую боль. Вечные муки — это лишь окончательное утверждение того выбора, который он сделал сам.
Для нас, живущих в мире, переполненном информацией и образами чужих страданий, это суровое предупреждение. Мы, подобно богачу, научились выстраивать психологические пропасти. Мы листаем ленты новостей, где войны, катастрофы и голод соседствуют с рекламой и развлечениями. Мы проходим мимо просящих милостыню, мы прогуливаемся мимо чужих трагедий, мы устаем от негатива. Мы возводим невидимые, но прочные стены, чтобы защитить свой душевный комфорт. И каждый такой раз — это кирпичик в ту самую «великую пропасть», которая, по слову Авраама, утверждается между нами и Богом, ибо Бог — это Любовь, и встреча с Ним невозможна для сердца, научившегося не любить.
Самое пронзительное в этой притче — это диалог в аде. Богач, даже в муках, продолжает мыслить категориями своей прошлой жизни. Он по-прежнему видит в Лазаре не личность, а инструмент, слугу: «пошли Лазаря… чтобы омочил конец перста своего». Он просит об услуге. А затем о миссии к братьям. И здесь Господь показывает еще одну страшную истину: чудеса не рождают веру. «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». Эти слова – ответ всем нам, кто ждет каких-то особых знамений или доказательств, чтобы укрепиться в вере. У нас уже есть все, что нужно. Слово Божие, заповеди, голос совести и бесчисленные возможности проявить милосердие здесь и сейчас. Если мы глухи к этому, если мы не видим Христа в голодном, жаждущем, страннике и нагом (Мф. 25:35-36), то никакое сверхъестественное явление нас не исцелит. Вера рождается не от чуда, а от смиренного и внимательного сердца.
Эта притча — история о загробном воздаянии. Это диагноз нашей духовной болезни. Болезни равнодушия. И указание на единственное лекарство: научиться видеть. Видеть не абстрактные «проблемы человечества», а конкретного Лазаря у наших ворот. Слышать голос совести и крик нуждающегося ближнего. Пока мы живы, пропасть еще не утверждена окончательно. Милость Божия и наше покаяние могут превратить ее в мост, который способна построить только любовь.