Две экспозиции одного образа: духовные связи

6032
Фото

Автору этих строк довелось в летние месяцы этого года быть причастным к двум выставочным проектам.

В старинном монастыре во имя Рождества Пресвятой Богородице, что в селе Ферапонтово (филиал Кириллово-Белозерского музея-заповедника) 27 июня была открыта выставка «Образ Богоматери Казанской в иконописи и декоративно-прикладном искусстве». И на выставке, посвященной Казанской иконе Божией Матери, ее участии в истории России «Казанская в судьбах России» (20 июля-31 августа), в Казанском Благовещенском соборе, в помещении нижнего храма во имя Всех святых...

В числе организаторов первой выставки — Кирилло-Белозерским музеем-заповедником, который предоставил иконы из собственных фондов и выставочный зал в Ферапонтово. Помимо того, на выставке были представлены иконы и другие памятники церковного искусства (складни, шитье, литые предметы) из частных собраний (Москва, Ярославль, Екатеринбург, Вологда).

Особое значение выставке придало то обстоятельство, что в преддверии ее открытия в музее прошла научная конференция. Главной ее темой стала также чудотворная Казанская икона Божией Матери, различные варианты ее почитания, как в России, так и на православном Востоке. Выступавшие на конференции специалисты (искусствоведы, реставраторы, сотрудники музеев) и коллекционеры постарались показать, насколько было распространено почитание иконы, явленной в Казани летом 1579 года…

…Краткая история явления и прославления иконы, а также обзор основных списков была темой доклада Н. Н. Чугреевой (Москва, Музей им. Андрея Рублева), которая в свое время была автором статьи о Казанской иконе Божией Матери для Православной энциклопедии. В докладах прозвучали темы, связанные с появлением списков Казанской иконы Богоматери на православном Востоке, например, в Синайском монастыре в конце XVII в., на полковых знаменах русских войск XVII в., на прорисях из архивов потомственных иконописцев (Лопакова из Мстеры). Ряд докладов был посвящен образу Казанской иконы в старообрядческой иконописи Подмосковья, Вологодчины, Урала, отдельным произведениям этого извода, находящимся в частных собраниях и музеях России, а также за рубежом.

Особый интерес представлял доклад, посвященный кругу произведений, исполненных с применением общей технологии письма — цветными лаками и темперой по золотому фону. По мнению автора доклада Я. Э. Зелениной, все эти иконы, идентичные по техническим и стилистическим приемам связаны с одной мастерской, а именно иконописной мастерской Казанского Богородицкого монастыря.

Значение этого вывода трудно переоценить, поскольку он позволяет воочию увидеть, а значит определить круг произведений второй половины Х1Х-начала XX, вышедших из-под кисти несших иконописное послушание насельниц главной женской обители казанского края.

Все собранные Яной Эрнестовной примеры из частых собраний Москвы, церквей Казани и Свияжска, а также Горнего монастыря в Иерусалиме отличают богатство и щедрость живописных материалов (золочение фона, цветные прозрачные лаки), мягкость и тщательность техники письма, умилительность ликов Богоматери, Младенца и святых. Эти иконы, хранящие тепло и ласковую усидчивость иноческих и все же женских рук напоминают лучшие произведения греческой иконописи той эпохи, прежде всего, конечно, тех, что вышли из иконописных мастерских русских Афонских обителей (Андреевского скита и Пантелеимонова монастыря).

Само место для проведения подобный выставки, Ферапонтов монастырь, является также совершенно неслучайным. Собор обители посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы, он украшен фресками кисти великого мастера Дионисия, написанными в 1502 году. Это удивительный по красоте и сохранности монументальный ансамбль, который исследователи не сомневаясь относят к шедеврам не только русского, но и мирового искусства. Неслучайно музей фресок Дионисия на территории Ферапонтова монастыря входит в число памятников ЮНЕСКО.

Но он небезынтересен и для ценителей старины Казанского края еще и по той причине, что следующим по полноте, сохранности, красоте и качеству исполнения является монументальный ансамбль Успенского собора Свияжского мужского монастыря. Исследователи расходятся по поводу его точных датировок (одни считают, что фрески были созданы сразу после строительства собора в 1560 году, другие датируют их концом XVI-начала XVII в.), однако все сходятся в том, что фрески Дионисия и Свияжска являются наиболее сохранными монументальными ансамблями, благодаря которым можно оценить пути развития древнерусского искусства в первое столетие московского царства, Ферапонтов монастырь хранит мощи своего основателя, преподобного Ферапонта Можайского, также как и свияжский монастырь — святителя Германа Казанского. Нельзя забывать, что именно Дионисий спустя год после завершения росписей в монастыре преподобного Ферапонта, в 1503 году, создал еще один непревзойденный образец своего мастерства — образ преподобного Димитрия Прилуцкого со сценами его жития. И что не может быть случайным для любого, знакомого с историей Казанского края — помощи преподобного Димитрия Прилуцкого и его иконе приписывали успешное завершение очередного Казанского похода великого князя Ивана III Васильевича в 1487 году…

Ценнейшими экспонатами стали небольшие по размеру древнейшие иконы тончайшего письма, по размеру и стилю восходящие к явленному в 1579 году образу и хранящиеся теперь в разных частных коллекциях. Несмотря на все различия в технике исполнения, все они воспроизводят облик Богоматери, отличающийся хрупкостью черт, выразительностью взгляда больших глаз, устремленных то прямо на молящегося, то мимо, как бы в скорбном и светлом раздумье. Они очень напоминают образ Казанской иконы, который воспроизведен на шитой лицевой пелене из Национального музея Республики Татарстан второй половины (80-90-е гг.) XVI в. Трогательны «подфолежные» иконы (простенькие, под окладами из дешевой металлической фольги), в шитых из бисера ризах, которыми украшены фигуры Богоматери и Младенца. Чрезвычайно обильно было число нательных икон, литых, каменных, исполненных в других техниках по металлу, также представляющих Казанскую икону. Маленький зал вмещал материал, который может вдохновить целые поколения исследователей и коллекционеров и позволил оценить масштаб всероссийского почитания Казанской иконы Божией Матери, когда буквально каждая семья начиналась с подобной иконы и сопровождала многих всю жизнь, а в российском городе редко нельзя было найти посвященный ей престол.

Духовные связи Вологодчины с местами явления и прославления Казанской иконы Богородицы не закончились после знакомства с Кирилловым и Ферапонтовым монастырем. Гостей и участников научного мероприятия и праздника ждало новое открытие.

С недавних пор были открыты паломнические экскурсии на Спасо-Каменный остров в центре Кубенского озера. Они предназначены дать материальную помощь для возрождения древнейшей обители на вологодских просторах.

Монастырь на камне, в окружении вод, разрушенный в годы безбожной власти — да это же наш Свияжск! Только плывя к Свияжску, путник долго движется вдоль горы, заслоняющей от него остров. Спасо-Камень открывается взору сразу же при выходе из Камышевых зарослей на границе устья реки Кубены и Кубенского озера. Он остается путеводным объектом, удерживая взгляд, не давая вниманию рассеяться в однообразных стихиях воды и воздуха.

В отличие от Свияжска, остров очень мал, это действительно «камень» -небольшая скальная гряда, за столетия укрепленная упорным трудом иноков и паломников. Монастырь на острове уже в конце XV века получил каменный собор, а в пору своего расцвета в 17-19 вв. восставал на озерных водах как пресловутый пушкинский остров Буян или Китеж-град, на зыбкой грани между небесными пространствами и водной гладью. К счастью, провидение сохранило храмы Свияжского Успенского монастыря, хотя живая история нанесла глубочайшие раны его духовному и материальному окружению. Спасо-Каменный монастырь в советское время потерял все храмы, лишь колокольня сохранилась и служила своеобразным маяком. Забытый, поруганный остров со взорванным собором, казалось, утратил святость места, его избирали «местом отдыха» молодежные компании. С 1990-х гг. и участия нескольких энтузиастов началось очищение острова. Сейчас можно радоваться восстановлению храмов и монастыря на Спасо-Камне. Первая просьба, с которой насельники-островитяне обращаются к уже знакомым и будущим паломникам, — привозите с собой на остров камни, любые, чем крупнее, тем лучше.

Можно представить себе, каким радостным для автора оказалось знакомство в казанском Благовещенском соборе, в помещении нижнего храма во имя Всех святых с еще одной выставкой, посвященной Казанской иконе Божией Матери, ее участии в истории России «Казанская в судьбах России» (20 июля-31 августа). Выставка позволила показать восемьдесят икон из частного собрания ХVII-начала XX вв., разных размеров, как храмовых, так и небольших. По ним можно проследить как развивался извод на протяжении более трех столетий. Как от небольших пядниц, близких по размеру явленной в 1579 г. иконе, все чаще иконописцы обращаются к образам, в которую средник окружен клеймами Сказания о Казанской иконе. Эти сцены из истории иконы могут отличаться друг от друга, что указывает на использование различных и отличных друг от друга письменных памятников.

Большая часть икон малого формата сохранили подлинные оклады. По клеймам на них можно оценить работы мастеров-серебряников XVIII-начала XX вв. из Москвы, Санкт-Петербурга, Костромы, Калуги, Вятки, Орла, Тулы, Ярославля, Твери, Пензы, Нижнего Новгорода, Симбирска, Саратова, Тобольска, Пскова, Полоцка. Разнообразие декоративных и технологических приемов позволяет оценить в рамках небольшого экспозиционного зала расцвет церковного искусства в Российской империи ХVШ-начале XX века.

Наиболее интересны иконы, своим происхождением связанные с Казанью, как, например, небольшая икона в окладе 1760 года с именем пробирного мастера Семена Рукавишникова работы неизвестного мастера. Настоящим шедевром, открывающим столь таинственную страницу в истории изобразительных искусств на территории Казанского края как иконопись первой половины XIX («пушкинского» или «николаевского» времени), стала икона Казанской Богоматери с шестнадцатью клеймами Повести о Казанской иконе (автор — митрополит Ермоген Казанский) и предстоящими на полях (Ангел хранитель, казанские чудотворцы Гурий, Герман и Варсонофий). Серебряный оклад покрывает фон и ризы средника с образом Богоматери и Младенца, а также поля. Композиции клейм похожи между собой, что вносит строгость и музыкальную ритмичность в общий облик иконы. В сценах явления иконы и последующих от нее чудес фигуры действующих лиц показаны в неспешном движении, они располагаются по сторонам небольших композиций, сохраняя дистанцию и соблюдая невидимую ось симметрии.

Живопись, исполненная не в традиционное для древней иконописи темпере, а маслом напоминает легким нанесением невидимых мазков акварельную технику, столь любимую в академическом искусстве эпохи романтизма первой половины XIX века. Светлые, чистые, неяркие тона, чего стоит один лимонного холодного оттенка цвет церковных аналоев, близ которых свидетельствуют о случившихся с ними исцелениях бывшие больные, с молитвой воззвавшие к Казанской иконе Божией Матери. Почти математическая выверенность и архитектурная стройность всего облика этой иконы подчеркиваются и таким приемом как соответствие каждому клейму крупного орнаментального картуша с подписью. Детали декора вторят в размерах некрупным композициям, окружающим изящный центральный образ в среднике с привычным умиленным ликом склонившейся к Младенцу Матери.

На выставке также представлены повторения наиболее прославленных списков явленной в 1579 году иконы, Казанский, Московский и Петербургский. Ряд икон воспроизводят списки Казанской, прославленные в разных местах страны и получивших самостоятельное почитание: Борковская икона, Вязниковская, Вышенская, Дуниловская, Каплуновская, Табынская. Среди них есть и редкие, известные пока лишь в единичных экземплярах как, например, Островоезерская икона-список Казанской иконы Богоматери.

При том, что практически все иконы воспроизводят общую композицию, а, значит, одинаковы по сюжету — нет двух одинаковых даже в технических деталях, цвете и стиле, не говоря уже о металлических окладах. Каждая икона хранит индивидуальный почерк своих создателей, живописцев и мастеров серебряного дела. Каждая связана с неизвестной ныне семьей или персоной, храня воспоминания о благоговейных руках. Праздничное ощущение не покидает посетителя выставки. Особенный контраст возникает между суровыми каменными сводами скупо освещенного помещения нижнего храма и ярко освещенными витринами, внутри которых, как настоящие драгоценности, предстают нам иконы.

Так хочется, чтобы подобные выставки сменяли друг друга, чтобы память о православном Казанском крае не растворялась в повседневности и суете современного города.

Новости по теме

Архипастыри Татарстанской митрополии совершили чин Торжества Православия в Казанском соборе Архипастыри Татарстанской митрополии совершили чин Торжества Православия в Казанском соборе

Вечером 24 марта митрополит Кирилл, епископ Пахомий, епископ Мефодий совершили чин Торжества Православия в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря.

В Неделю Торжества Православия митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском кафедральном соборе В Неделю Торжества Православия митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском кафедральном соборе

24 марта, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого монастыря.

Почему православные христиане поклоняются иконам?
Публикации 24 марта 2024
Почему православные христиане поклоняются иконам?

Сегодня мы празднуем Торжество Православия. Этот праздник возник в IX веке по случаю победы над ересью иконоборчества. Очень важно то, как мы веруем. Малейшая ошибка может нас увести от Бога.

В канун Недели Торжества Православия митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе В канун Недели Торжества Православия митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе

23 марта, в канун Недели 1-й Великого поста, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил всенощное бдение в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря.