Дорога к храму

4239
Фото

Дорога к храму... У каждого она своя — у кого-то прямая, выбранная единожды и на всю жизнь, а у кого-то длиною во всю прожитую жизнь.


Святые отцы о душе

Богослужение в храме

Христианский писатель и богослов Тертуллиан, живший в III веке, писал: «Душа человека по природе христианка». И действительно, вряд ли найдется такой человек, в душе которого окончательно потеряны самые высокие человеческие порывы: желание любить и прощать, стремиться делать добро и быть милосердным, не удовлетворяясь лишь материальными благами. Наша душа всегда тянется к любви, тянется к своему Творцу. Блаженный Августин, богослов и философ, творивший в IV веке, писал: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Людские души всю свою жизнь ищут своего Творца. Так было и так будет. Всегда. Во все времена люди были озабочены поиском истины, и, конечно же, этот поиск приводил их в храм. Туда, где свершается встреча человека со Христом. Это было и в тяжелые атеистические годы, и до них, и после них, и сейчас. И всегда на этом пути у человека возникает множество вопросов. Большинство новоначальных не знает, что и как нужно делать в храме, в какой последовательности и для чего... Знания эти, конечно же, нужны для церковной жизни, но они — второстепенные. И если человек, только входящий в церковную жизнь, будет заострять внимание на них, может случиться так, что его душа не встретится с Богом. Многие богословы считают, что внешнее восприятие правил — это серьезный барьер на пути к Богу.

Первое знакомство с Церковью

Первое знакомство с Церковью

Человеку, впервые пришедшему в церковь, несомненно, очень тяжело. Ему все кажется незнакомым и таинственным, поэтому он даже может испытывать страх. Это все понятно и объяснимо. Приход человека в храм означает, что он многое осознал, многое понял, и пытается начать новую для себя, духовную, жизнь. И при этом у каждого происходит переоценка былых ценностей, стереотипов мышления и поведения. Это сложный и зачастую довольно болезненный процесс. Не нужно забывать и про искушения, которые, несомненно, встретятся на пути новоначального так же, как и в жизни любого воцерковленного христианина. Это и искушения внутренние, когда наш «внутренний» голос нашептывает, что не нужно идти в церковь, а лучше оставить все как есть. Не молиться, потому что устал, нет времени, да и обстановка не позволяет. Можно найти еще сотню таких причин, а, может, и более. И искушения внешние, когда вдруг возникают неотложные хозяйственные дела, появляются симптомы болезни или друзья начинают отговаривать от посещения церкви. На все это не нужно обращать внимание. Важно понять и помнить: борьба за вашу душу началась!

С чего начать

Молитва в храме

Знакомство с церковью, я думаю, надо начать с усердной молитвы, с прихода в храм — поставить свечи за родных и близких, заказать записки о поминовении усопших и о здравии близких людей. И нужна, конечно же, беседа со священником. Лучше всего это делать в будние дни, когда в храме не так многолюдно, и можно спокойно оглядеться, присмотреться, понаблюдать за ходом службы и постараться вникнуть в ее смысл. К тому же зачастую священники в будни не так загружены, как это бывает в воскресные и праздничные дни. Никогда не нужно стесняться и бояться спросить о том, чего не знаешь или не понимаешь. Конечно, очень важно, чтобы на пути новоначального встретились внимательные и вежливые люди, которые с удовольствием и желанием подскажут и объяснят непонятное ему. Но не стоит впадать в уныние и отказываться от посещения храма, если кто-то вдруг сделал обидное замечание поводу одежды или поведения — не там встал, не тогда перекрестился и тому подобное. Надо помнить — это искушения, и не более того.

Многие новоначальные, слыша от людей, живущих церковной жизнью, фразу «в храме такая благодать, я там душой отдыхаю» — тянутся в храм на едином порыве. А придя в церковь, ничего не чувствуют. Это и неудивительно. Для многих первый раз быть в храме — тяжело.

Первая исповедь

Первая исповедь

И, наконец, когда человек начинает чувствовать себя «комфортно» в храме, приходит осознание необходимости исповеди. Для каждого православного христианина исповедь — это испытание своей совести, пересмотр всей своей жизни покаянным взором. Что и говорить, очень непросто открывать священнику свои греховные раны, стыдно и страшно порой. Но чувства эти нужно отбросить, и принести слезное, честное покаяние. Еще святитель Феофан Затворник писал, что стыд и страх при исповеди спасительны: «Да не смущают же тебя находящие стыд и страх — они твоего ради блага сопряжены с этим таинством. Перегоревши в них, больше окрепнешь нравственно». Очень важно принести на исповедь не просто список грехов, а покаянное чувство и сокрушенное сердце, желание изменить свою жизнь. Святитель Василий Великий так рассуждает об этом: «Не тот исповедует грех свой, кто сказал: согрешил я, и потом остается во грехе; но тот, кто, по слову псалма, «обрел грех свой и возненавидел». Поэтому очень важно осознавать свои грехи и стараться их не повторять. Очень важно не скрывать какие-либо постыдные грехи на исповеди по причине ложного стыда или застенчивости, иначе это утаивание делает отпущение грехов неполноценным, и тогда причастие Тела и Крови Христовых после такой исповеди будет «в суд и осуждение», как говорит Священное Писание. И не нужно забывать, что каемся мы в грехах Самому Господу Богу, а священник является лишь свидетелем нашего покаяния. Лучше всегда помнить слова преподобного Макария Оптинского «Бояться срама на исповеди — тоже от гордости; обличивший себя перед Богом при свидетеле (священнике), получает успокоение и прощение». После хорошей исповеди человеку часто становится легче на душе, он каким-то неуловимым образом чувствует, что часть его грехов ему простилась.

Первое Причастие

Первое причастие

И вот уже тогда, после искреннего исповедания своих грехов, человек готов к принятию Святых и Страшных Христовых Тайн — Причастию. Это, пожалуй, самое важное и загадочное церковное Таинство. Оно необходимо христианам как воздух. Ведь Сам Господь говорит: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческаго и пити Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6:53). В Причастии достигается наше единство с Богом; соединяясь с Ним таким образом, человек может преодолеть все искушения и действительно сделать шаг вверх — к чему он и должен стремиться всю свою жизнь. А другого пути у христиан нет и не может быть. Патриарх Константинопольский Геннадий очень точно определил суть Причастия: «Святое Причастие дарует Дух и истинную жизнь — жизнь во Христе».

Причащаясь, человек укрепляется в добре и любви, очищается от зла. Он становится более чутким и мудрым, легче справляется со скорбями и искушениями, которые появляются в его жизни. И, конечно же, он укрепляется в вере и обретает в душе мир и гармонию, наполняется Божией благодатью. Именно тогда Церковь становится для него родным домом, в котором все христиане — единая дружная семья, живущая по заповедям Божиим. И каждый из членов этой семьи понимает, что жизнь без молитвы — ничто, ведь именно молитва — это общение с Богом, с нашим Отцом Небесным. А без Него нет нам жизни. Только приобщаясь к Богу, мы получаем свет и понимаем смысл нашего существования. Он дарует нам силу и крепость, разум и здоровье, мир и радость, счастье и любовь, и, конечно же, надежду на вечную жизнь со Христом после смерти.

Новости по теме

Софийский приход Казани реализует образовательный проект для воспитанников воскресных школ Софийский приход Казани реализует образовательный проект для воспитанников воскресных школ

Воскресная школа «Лествица», действующая при храме мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии города Казани, реализует детский образовательный проект «Азбука веры».

В старинном Крестовоздвиженском храме в селе Каинки возобновляется совершение богослужений В старинном Крестовоздвиженском храме в селе Каинки возобновляется совершение богослужений

13 апреля, в субботу Крестопоклонной седмицы Великого поста, в день поминовения усопших, в старинном Крестовоздвиженском храме в селе Каинки (Верхнеуслонский район РТ) будет совершена Божественная литургия. Совершение богослужения стало возможным

На месте строительства Михайло-Архангельского храма в селе Средний Кумор совершён молебен На месте строительства Михайло-Архангельского храма в селе Средний Кумор совершён молебен

В селе Средний Кумор (Кукморский район РТ) продолжается строительство храма в честь Архистратига Божия Михаила.

Приходы Казанской епархии оказывают помощь военнослужащим и мирным жителям в зоне СВО Приходы Казанской епархии оказывают помощь военнослужащим и мирным жителям в зоне СВО

Приходы Казанской епархии активно участвуют в гуманитарной миссии, направленной на поддержку российских военнослужащих и мирных жителей в зоне проведения специальной военной операции.