Литургия – «Таинство собрания»

3396
Фото

Каждое литургическое Богослужение представляет собою триединство Собрания, Евхаристии и Церкви, хотя это самоочевидное для ранней Церкви триединство перестало так восприниматься в современном церковном сознании. Утратив со временем отеческие традиции, мы и Евхаристию стали определять и рассматривать как одно из Таинств, но не как «Таинство Собрания», как первичную форму Церкви. То есть само Причащение воспринимаем как личную духовную нужду, забывая о духе евхаристической молитвы: «нас же всех, от единого Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единого Духа причастие…»

Христос пришел, «чтобы рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин.11:52), и Евхаристия с самого начала была явлением и собранием во единое Нового народа Божия, собранного Христом и во Христе. Надо твердо знать и помнить: в храм мы идем не для индивидуальной молитвы, мы идем собраться в Церковь.

«Собрание в Церковь» есть первое литургическое действие, основание всей Литургии, и не поняв этого, нельзя понять и всего дальнейшего тайнодействия. И когда я говорю: «Я иду в Церковь», — это значит, я иду в собрание верующих, чтобы с ними вместе составить Церковь, чтобы быть тем, чем я стал в день крещения, т.е. членом — в полном и абсолютном смысле этого слова, членом Тела Христа: «Вы, — говорит Апостол, — Тело Христово, а порознь члены» (1 Кор. 12:27). Я иду явить и осуществить свое членство, явить и осуществить свое членство, явить и засвидетельствовать перед Богом и миром тайну Царства Божия, уже «пришедшего в силе».

Оно пришло и приходит в силе — в Церкви. Вот тайна Церкви, тайна Тела Христова: …если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:19-20).

И чудо церковного собрания в том, что оно не «сумма» грешных и недостойных людей, составляющих его, а Тело Христово. Как часто мы говорим, что мы идем в Церковь, чтобы от нее получить помощь, благодатную силу, утешение. Но мы забываем, что мы и есть Церковь, что мы ее составляем, что Христос пребывает в своих членах, то есть мы во Христе и Христос в нас. Всем Христианам дано и заповедано быть Церковью — «народом избранным» (Петр. 2:9), являть и исповедовать присутствие Христа и Его Царства в мире.

В древности не участвовавший без причины в евхаристическом собрании отлучался от Церкви, как сам себя отсекший от единства Тела Христова, являемого в Литургии. Только участвуя в Литургии, мы можем возрастать в святости и исполнить все то, что заповедано нам.

Собранная в Евхаристии Церковь (христиане), даже если она ограничена «двумя или тремя», есть образ и осуществление Тела Христова, и только потому собранные смогут причаститься, то есть быть общниками Тела и Крови Христовых, что они являют Его своим собранием. Никто и никогда не мог бы приобщиться, никто и никогда не был достоин и «достаточно» свят для этого, если бы не было это дано и заповедано в Церкви, в собрании, в том таинственном единстве, в котором мы, составляя Тело Христово, можем неосужденно Бога назвать Отцом и быть участником и причастником Божественной Жизни…

Отсюда очевидным становится, до какой степени нарушает сущность Литургии современное «индивидуальное» вхождение в храм, в любой момент богослужения. Сохраняющий таким образом свою «индивидуальность» и «свободу» не знает, не нашел тайны Церкви, он не участвует в таинстве собрания, в этом чуде воссоединения раздробленной и греховной природы человеческой в богочеловеческое единство Иисуса Христа.

Если собравшиеся в Церковь христиане есть образ Тела Христова, то образ Главы Тела есть священник. Даже самый грешный и недостойный по человеческой сути, он по дару Святого Духа, передаваемому через возложение рук Епископа, являет силу священства Христа. Как святость собрания Христова, так и священство священника — не его, а Христово. Христос всегда внутри Церкви, никому не делегировал ни своей власти, ни силы, но Сам пребывает в Церкви и Святым Духом исполняет всю ее жизнь. Священник — не «представитель» и не «заместитель» Христа. Но в Таинстве — он сам Христос, подобно тому, как собрание христиан — Тело Его. Возглавляя собрание, Он в Себе являет единство Церкви, единство с Собою всех ее членов. Таким образом в этом единстве предстоятеля и собрания явлено богочеловеческое единство Церкви — во Христе и со Христом.

По материалам книги протоиерея Александра Шмемана «Евхаристия — Таинство Царства»

Новости по теме

Духовная вершина, или что происходит на Литургии Преждеосвященных Даров
Публикации 22 марта 2024
Духовная вершина, или что происходит на Литургии Преждеосвященных Даров

Святой праведный Иоанн Кронштадтский, однажды рассуждая о молитве, сравнил её с разговором отца и детей. Малыши увлечены игрой и сладостями, но вот им по какой-то нужде необходимо идти и о чём-то рассказывать своему папе.

«Таинство Царства. Беседы о Литургии»: Литургия Преждеосвященных Даров
Онлайн-трансляции 29 февраля 2024
«Таинство Царства. Беседы о Литургии»: Литургия Преждеосвященных Даров

29 февраля на портале «Православие в Татарстане» в рамках образовательного проекта «Таинство Царства. Беседы о Литургии» состоялась трансляция пятой лекции, посвященной главному церковному Таинству — Евхаристии.

«Таинство Царства. Беседы о Литургии»: Литургия святителя Василия Великого
Онлайн-трансляции 23 февраля 2024
«Таинство Царства. Беседы о Литургии»: Литургия святителя Василия Великого

15 февраля на портале «Православие в Татарстане» в рамках образовательного проекта «Таинство Царства. Беседы о Литургии» состоялась трансляция третьей лекции, посвященной главному церковному Таинству — Евхаристии.

«Таинство Царства. Беседы о Литургии»: порядок Божественной литургии. Часть 2
Онлайн-трансляции 15 февраля 2024
«Таинство Царства. Беседы о Литургии»: порядок Божественной литургии. Часть 2

8 февраля на портале «Православие в Татарстане» в рамках образовательного проекта «Таинство Царства. Беседы о Литургии» состоится трансляция третьей лекции, посвященной главному церковному Таинству — Евхаристии.