Публикации

«Мы распинаем Христа еще раз…»

Дата публикации   Количество просмотров
«Мы распинаем Христа еще раз…»

До наступления Праздника Светлого Христова Воскресенья остаются считанные дни. Грядут самые важные, самые трогательные богослужения Страстной седмицы. На эти службы в православные храмы традиционно приходят тысячи верующих. Искренняя соборная молитва и всеобщее единение христиан неизбежно соприкасается с рядом искушений.

«Аншлаг» у аналоя, громкие голоса, странные на первый взгляд вопросы и комментарии. Кто-то оделся «неподобающим образом», кто-то свечу не в тот момент передал или «самовольно» убрал с подсвечника уже зажженную и поставил на ее место свою. То телефон зазвонит, то ребенок заплачет. Один что-то не расслышал, другой кого-то не так понял, сорвался, нагрубил... В святом месте-то… Как можно?!

Конечно не можно. Некрасиво. Неправильно. Но делить людей на «своих» и «чужих», на «прихожан» и «захожан» тоже не совсем правильно. Учитывая, что потенциальное число этих самых «своих» зависит во многом от нас с вами. От того, как сегодня мы встретим «пасхальных прихожан». От нашей отзывчивости. От нашей способности прощать.

Речь не о том, что надо резко «перестать видеть» и начать игнорировать проявления откровенного неуважения к богослужебному порядку. Речь «всего лишь» о том, что надо, наконец, предпринять попытку поступать как христиане. Надо приложить усилия в борьбе с собственной гордыней и эгоизмом хотя бы в эти святые дни.

— Церковь — это единство народа Божьего и самого Творца. В Церкви совершенно точно не может быть места эгоизму, —; утверждает руководитель Миссионерского отдела Казанской епархии, клирик Петропавловского собора г. Казани протоиерей Сергий Титов.

В своем напутственном слове священник рассуждает о значении подвига Христа Спасителя и о том, с каким настроем нам должно вступать в последние дни Страстной Седмицы, дабы одним неосторожным движением невольно не отбить у других людей их горячее желание соединиться со Христом.

- Находясь в Церкви, мы пребываем в общении с Господом, в общении друг с другом. Мы сами по себе, конечно, не могли преодолеть слабость человеческой природы, но пришествие в мир Спасителя, Его Крестная Смерть и воскресение дают нам такую возможность. В других религиозных системах есть момент искупления своих проступков через жертвы. То есть человек приносит дары и получает взамен «благоволение свыше». В христианстве же не человек приносит жертву, а Бог приносится в жертву ради человека, для его спасения. Господь умирает и воскресает за всю Церковь, и только вместе, как община, мы можем стать святым стадом. Святость человека не в том, чтобы не грешить, а в том, чтобы воздерживаться, чтобы противостоять силе греха, которая действует в любом человеке. Безгрешен один лишь Бог, а все, даже самые хорошие и совершенные люди, совершают проступки. Об этом и святые отцы говорили в покаянных молитвах. Они ведь не лицемерили. И нам с вами не должно становиться лицемерами. Вспомним притчу о мытаре и фарисее, рассказанную самим Господом Иисусом Христом. Фарисей все правила исполнил, постился, молился, трудился, много принес жертв, много благодеяний совершил. И считал, что достоин большего, раз уж сумел так хорошо потрудиться. А презираемый всеми мытарь, сборщик податей в пользу римской казны, был о себе иного мнения. Он ощущал себя недостойным, и, стоя в притворе храма, искренне сокрушался, искренне плакал о своих грехах. Человек, наживший богатства неправедные, принес Господу слезы покаяния. Перед людьми этот ничего хорошего не сделал, и сил исправиться у него, возможно, не было. Но он оказался более оправданным пред Богом, чем тот, который внешне делал много хорошего, но своим внутренним устремлением был далек от Бога. Фарисей отдалился от Бога, потому что искал своего, а не Божьего. Христианам же нужно учиться Божией Правды. Святая Четыредесятница была дана нам для того, чтобы мы могли принести Господу личное покаяние. А на Страстной Седмице и в дни Святой Пасхи уже нет места самости, нет места личному. О каком таком личном может идти речь, когда на Кресте умирает Сам Христос?! На Страстной Седмице мы —; искупленное стадо, Тело Христово —; собираемся вместе для того, чтобы вместе с нашим Спасителем пройти и пережить крестные страдания. На Пасху во всех православных храмах будет звучать слово святителя Иоанна Златоуста. Отец Церкви призывает всех прийти и вкусить радость праздника. Иоанн Златоуст призывает разделить Пасхальную радость тех, кто пришел в первый, третий и шестой час, и тех, кто успел прийти только в девятый и одиннадцатый часы. Тех, кто выдержал все испытания и тех, кто вспомнил о Боге лишь в конце поста. Радость принимают и постящиеся, и непостящиеся. У прихожан наших храмов, пришедших в первый час, было достаточно времени, чтобы принести плоды покаяния. Было время для детальной исповеди, для длительных духовных бесед со священниками. А сейчас личное уступает место соборному. Наступает время всей Церкви. Господь ведь распинается за всех. Не только за верных, но и за свою будущую Церковь. Да и верные, как мы знаем, на деле оказались не совсем верны. Те, кто кричал «осанна», вскоре закричали «распни». Христос умирает и за них, и за нас, и за тех, кто пока по неведению или нерадению не является Его паствой. Господь умирает за все человечество. За каждого человека, вне зависимости от его национальности, от принадлежности к той или иной культуре. Церковь в эти дни принимает всех. В том числе тех, кто интуитивно приходит в храм лишь на Пасху. Хорошо, что они все-таки приходят, ведь большинство людей ограничатся покраской яиц и шумным застольем. Но Господь-то и их ждет. Он зовет абсолютно всех. Только вот званных много, а избранных мало. Но если человек приходит в храм хотя бы в Пасху или накануне Светлого Воскресенья, значит, он все-таки избирается, откликается на призыв. И любящий Господь, конечно, радуется каждому отклику, так что не нам закрывать избранничество Божие. Нам радоваться надо, что храмы не пустуют, что народ идет к Богу. Мы ведь все когда-то пришли. Не сами пришли, Господь привел нас в свое время. И этих людей он приводит в самое подходящее для них время. Кого-то раньше, кого-то позже. Святые ведь тоже не сразу приходили к Богу. Если бы мы застали некоторых людей, достигших святости, на начальном этапе их жизни, нам бы наверняка захотелось в соответствии с устоями конкретного времени, бросить в них камень. Возможно, сейчас мы побиваем камнями будущего епископа, мученика или исповедника. И даже если это не так, нам все равно нужно постараться разделить свою радость вместе с этими людьми. Они оторвались от суеты, переступили порог храма. И нам, ученикам Христовым, важно не отпугнуть их. Важно принять тех, которых привел Господь. Важно поддержать этих людей, с кротостью и спокойствием разъяснить им отдельные моменты. А иногда нужно просто потерпеть, поупражняться в добродетелях. И горе нам, если мы не сделаем над собой усилия, а напротив, поведем себя как фарисеи. Если будем себя в грудь бить, вместо того чтобы являть окружающим пример христианской любви. Не дай Бог своей грубостью или своим невниманием оттолкнуть людей, которые делают свои первые шаги в храме. Прогоняя их, мы изгоняем самого Христа, распинаем Его еще раз. Упаси нас Господь от этого!

Теги:
Страстная седмица

Все публикации