
Проповедь клирика Духосошественского храма города Казани иерея Сергия Вохмянина в Неделю о расслабленном
Замечательное Евангелие мы с вами слышали в Неделю о расслабленном (Ин. 5:1-15). О чём оно? Во-первых, о смирении, во-вторых, о послушании и, в-третьих, о благодарности.
«Вифезда» в переводе с еврейского — «дом милосердия». «Вифлеем» же переводится как «дом хлеба». Всё, что происходило в нашей евангельской истории, насквозь пронизано благодатью и промыслом Божиим. Что мы видим? Человек 38 лет — вдумайтесь, 38 лет! — лежал в расслаблении. У кого есть немощные родственники, знают, что это такое. Кто ломал ногу, повреждал себе конечности — знают, что это такое, когда две недели конечность не только подняться, но даже согнуться не может и необходимо очень долгое время её разрабатывать. Здесь же по одному слову Господа: «Встань, возьми постель твою и ходи», — человек мгновенно исцеляется.
Что мы видим в этой Евангельской истории? Ангел Господень сходит в Овчую купель и возмущает в ней воду. В Иерусалиме эта купель размещалась около Овчих врат, и овцы, которые шли на заклание, омывались в этой купели. Расслабленный сказал Господу: не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. И вот Богочеловек Иисус Христос одним словом исцелил его. Сам Господь Иисус Христос, как овца, веденная на заклание (см. Ис. 53:7), пришёл к этой купели, освятил её Своим присутствием, исцелил человека. Воду в той купели, как написано в Евангелии, возмущал Ангел Господень. Вспомним «Троицу» святого Андрея Рублёва, на которой Господь ведёт Свой предвечный совет. Господь наш Иисус Христос, воплотившись, приходит и исцеляет человека именно в этой купели.
Человек, которого Он спрашивает, хочет ли тот исцелиться, отвечает Ему со смирением. Он не хулит Бога, не возмущается, не проклинает свою жизнь и ничего не отрицает, но со смирением ожидает того, кто может его исцелить. Смирение — это первое, о чём говорит сегодняшняя Евангельская притча.
Второе. Господь велел исцеленному взять свой одр и идти домой. Это послушание. А где Господь его в следующий раз встречает? В храме. Исцелившийся не побежал тут же радоваться жизни, он не побежал в страхе от иудеев, как в своё время побежали апостолы и только жёны-мироносицы с Иоанном Богословом сопровождали Господа нашего на крест. Он пришёл в храм, чтобы поблагодарить Господа за исцеление.
Братья и сестры! Давайте оставим мирские заботы, будем приходить в храм и благодарить Господа. Наши святые отцы говорят, что вера — удел благодарных душ. Вдумайтесь в эти слова. Постоянно и везде нужно славить Бога за всё — за скорбь и за радость. И бесы тогда начнут убегать, потому что не терпят этой благодарности, не терпят смирения и послушания. Приходите в храм в послушании, со смирением и благодарностью.