Цветок души русского народа был опылен благодатью Святого Духа и принес удивительный плод

4161
Фото

Проповедь протоиерея Виталия Кузьмина в день памяти Всех святых, в земле Русской просиявших

Вторая неделя после Пятидесятницы посвящена памяти Всех святых, в земле Русской просиявших. Слово «просиявших» говорит о прошедшем времени. Но в настоящем святые согревают нас теплом своих молитв и сиянием своей славы. Мы часто вспоминаем наших святых и молимся им, но это и понятно, потому что общение с близкими и родными людьми — это естественная потребность каждого человека. А кто еще нам ближе, чем русские святые? И когда что-то случается, то к кому мы обращаемся? Мы обращаемся к ним: к Серафиму Саровскому, к Сергию Радонежскому, к Ксении Петербургской, к Иоанну Кронштадтскому и многим другим нашим защитникам и молитвенникам. Мы просим их: «Отче Серафиме, помоги нам, мы же кровинушки твои! Не оставь нас без помощи!». Ведь они же не откажут своим внукам. Они помогают нам, они защищают нас, они молятся о нас. И день их памяти — это Великий день. Можно сказать, это День России. И День России надо бы отмечать не 12 июня, а сегодня. Почему? Да потому что все, что есть великого в России, появилось благодаря святым земли Русской. Это наша история, которая началась с Церкви.

Цветок, если его не опылить, никогда не принесет плода. Цветок души русского народа был опылен благодатью Святого Духа и принес удивительный плод. У нас не только великая духовная культура, но и много больших научных открытий. И такое возможно только в том случае, если у народа есть источник, связывающий его с Богом. Этот источник — Церковь и святые земли Русской. Конечно, все народы одинаково призываются ко Христу. И вроде бы существуют разные нации и народы, однако апостол Павел сказал: «Во Христе нет ни эллина, нет ни иудея, а все мы одно во Христе Иисусе». И это действительно так: святой любой национальности является носителем благодати Святого Духа.

Но тем не менее, сегодня мы говорим о русской святости. Почему? Потому что русская святость имеет свои отличительные особенности. И не просто отличительные, а ярко выраженные. Что это за особенности? Одной из них является бесконечное терпение. Вообще, русский народ терпелив, а русские святые — тем более. Несколько лет тому назад мы были на Афоне, и монах нам сказал, что самые труднодоступные места на горе всегда занимали русские монахи, которые очень стойкие и терпеливые. Русские — удивительно терпеливые люди. Вторая характерная черта русского народа — это жертвенность. Наверное, в силу того, что он через многое прошел, и как никто другой прочувствовал высоту креста Христова и высоту Голгофы. И если обычные люди беду воспринимают как испытание, которое нужно выдержать, то русские святые воспринимали ее как дар Божий. Они благодарили Бога за то, что могут безвинно пострадать и этим уподобиться Христу. Русский народ добровольно брал на себя страдания за других, ничего не требуя взамен.

У меня был прадед Федор. Он прошел через всю войну и дошел до Берлина. Он рассказывал: «У нас во взводе был один человек. Он был сам себе на уме, и его никто не любил. Что ни попросишь — никогда ничем не поделится. Однажды мы сидели в окопе, и неожиданно началась бомбардировка. Я оглянуться не успел, как он накрыл меня своим телом. У меня только пальцы на руке оторвало осколком». Прадед лишился пальцев, но остался жив, а его товарищ погиб. Он рассуждал: «Как же так? Вчера он мне пожалел несчастную папироску, а сегодня, не задумываясь, отдал за меня жизнь. Мы долго вместе воевали, а я так и не понял, какой святой человек рядом со мной находился. Понял это только после его смерти». В Евангелии сказано: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». И не зря Господь говорит: «Не суди никого». Ты думаешь, что человек плохой, жадный и нехороший, а он при случае за тебя жизнь отдаст. И таких людей немало. Они незаметные, но в то же время святые. Будем подражать подвигам наших святых, чтобы сияние их славы освещало нам путь. Чтобы они помогли нам дойти до нашего последнего Отечества — Царства Божьего. Аминь.

Новости по теме

Святитель Варсонофий, епископ Тверской, Казанский чудотворец
Публикации 24 апреля 2024
Святитель Варсонофий, епископ Тверской, Казанский чудотворец

В 1555-м году, вскоре после завоевания Иоанном Грозным Казанского ханства, там была образована новая епархия. На покорённых землях наряду с татарами проживали чуваши, марийцы и другие народности.

Митрополит Кирилл присутствовал на заседании оргкомитета по подготовке и проведению XV Международного экономического форума «Россия – Исламский мир: KazanForum» Митрополит Кирилл присутствовал на заседании оргкомитета по подготовке и проведению XV Международного экономического форума «Россия – Исламский мир: KazanForum»

16 апреля в режиме видеоконференции состоялось заседание оргкомитета по подготовке и проведению XV Международного экономического форума «Россия — Исламский мир: KazanForum».

Митрополит Кирилл принял участие во встрече руководства Группы стратегического видения «Россия – исламский мир» с послами государств – членов ОИС Митрополит Кирилл принял участие во встрече руководства Группы стратегического видения «Россия – исламский мир» с послами государств – членов ОИС

5 марта в Москве, в Доме приемов Министерства иностранных дел России, состоялась встреча руководства Группы стратегического видения «Россия — исламский мир» с послами государств — членов Организации Исламского сотрудничества (ОИС).

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612) Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612)

Память 17 февраля / 2 марта, а также 12 / 25 мая (прославление), 5 / 18 октября (Собор Московских святителей). На кафедре: с 13 мая 1589 года, Казанский и Свияжский с 1602 года по 3 июля 1606 года