Первая седмица Великого поста

Воспоминание Адамова изгнания

Три подготовительных к Великому посту воскре­сенья остались позади. Четвертое называется Сыропустным, поскольку это последний день, когда вкушают молочную трапезу и яйца. В этот день вспоми­нают Адамово изгнание, то есть момент, когда челове­чество лишилось райского блаженства: «Адам изгнан бысть из рая преслушанием, и сладости извержен...»

На утрене последний раз поют 136-й псалом «На реках Вавилонских», который мы слышали по вос­кресеньям, начиная со второй подготовительной к посту седмицы.

Границей между Сыропустным воскресеньем и постом служит исполнение особого песнопения, ве­ликого прокимна: «Не отврати лица твоего от отрока твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю». В это время священнослужители переоблачаются в алтаре в темные великопостные об­лачения. Когда дьякон или священник выходит и воз­глашает молитвенные прошения, хор отвечает ему ве­ликопостным распевом, более сдержанным и тихим.

Чин прощения

В этот день совершается чин, давший воскресе­нью название Прощеное. У древних палестин­ских монахов из Лавры Святого Саввы существо­вал обычай расходиться в этот день по Иудейской пустыне и проводить пост поодиночке, собираясь вместе в монастыре к празднику Входа Господня в Иерусалим. Перед расставанием они заранее испра­шивали друг у друга прощения, потому что никто не знал — вернется ли он живым (в пустыне водились львы, подстерегали и другие опасности). В память об этой традиции в наших храмах вечером (иногда, ради удобства, сразу после литургии) совершает­ся чин прощения. Священник произносит пропо­ведь и просит прощения у прихожан за возможные обиды, невнимание к ним и за свое недостоинство. В разных храмах могут бытовать свои особенные традиции того, как прощаться в Прощеное воскре­сенье. Обычно стоящий на амвоне настоятель храма держит крест, к нему подходят прихожане, целуют крест и в ответ на его «Простите», отвечают: «Бог простит, меня простите». Затем просят прощения у всех присутствующих в храме. Попросить прощения у того, с кем, возможно, был в ссоре, очень трудно. И все же входить в великопостные дни даже с те­нью обиды нельзя.

Особые богослужения

Храмовые облачения на аналоях — темного цвета.

Начинается время пространных, неторопливых церковных служб. Намеревающийся великопост­ные службы посещать (особенно первой седмицы) должен запастись терпением.

В эти дни можно открыть для себя, чему посвя­щены маленькие службы, называющиеся «часы». На службах поются песнопения, которые открыва­ют их богослужебный смысл.

Смысл первого часа выражен его тропарем, ко­торый начинают по-особому исполнять, совершая земные поклоны. Обычно священник пропевает: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой» — и совершает земной поклон. Хор поет это песно­пение и тоже совершает земной поклон, пока свя­щенник возглашает особые стихи: «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое», «Яко к Тебе помолюся, Господи». К этим стихам хор подпевает тропарь «Заутра услышу...», все это чередуется с поклонами. Это утреннее призывание Бога.

На третьем часе подобным же образом поют, вспоминая событие Пятидесятницы: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся».

Шестой — воспоминание страшного момента Распятия Христова: «Иже в шестый день же и час, на кресте Пригвождей в рай дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас».

Девятый час не менее страшен по смыслу, это время смерти Иисуса Христа: «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас».

Литургия Преждеосвященных Даров

В дни Великого поста можно причаститься на необычной службе — Литургии Преждеосвященных Даров. Привычная всем Евхаристия совершается во время поста только по субботам и воскресеньям. А в среду и пятницу христиане причащаются освященными в предшествующее воскресенье Дарами.

Покаянный канон Андрея Критского

На первой седмице нас ожидает призыв к сугубому покаянию. Четыре дня (понедельник, вторник, среду и четверг) вечером совершается особое бого­служение — чтение великого повечерия с Великим каноном преподобного Андрея Критского.

Великий покаянный канон стоит в смысловом центре богослужений первой седмицы Великого по­ста. По содержанию он представляет собой беседу кающегося с его собственной душой. Канон большой, он разделен на четыре части, потому и читается четы­ре дня. Вспоминается много библейских персонажей (Моисей, Аарон, Авраам, Иосиф, «колесничник Илия»), пример которых должен сподвигнуть чело­веческую душу к очистительному покаянию.