Поста нет. 1 января по ст. ст.
В этот день совершается память:
Обрезание Господне. Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (379).
Святителя Афанасия Полтавского, чудотворца (1801). Мученика Василия Анкирского (ок. 362). Святой Емилии, матери святителя Василия Великого (IV).
Преподобномученика Иеремии Леонова (1918); священномучеников Платона, епископа Ревельского, и с ним Михаила Блейве и Николая Бежаницкого пресвитеров (1919); священномучеников Александра, архиепископа Самарского, и с ним Иоанна Смирнова, Александра Иванова, Иоанна Сульдина, Александра Органова, Вячеслава Инфантова, Василия Витевского и Иакова Алферова пресвитеров (1938).
Литургия святителя Василия Великого.
Обрезание Господне
После того как Рождество и Крещение стали праздноваться раздельно и практика Римской Церкви отмечать Рождество Христово 25 декабря (по старому стилю) распространилась повсеместно, цикл праздников неподвижного цикла дополнили праздники Обрéзания Господня и Срéтения. Произошло это не позже VI века. Даты этих праздников зависят от даты Рождества: Обрéзание Гос подне совершается на 8-й день по Рождестве, Срéтение Господне — на 40-й день по Рождестве. Праздник Обрезания отмечается 1 января (по старому стилю), так как, по закону, именно на восьмой день над Младенцем Христом совершили обряд обрезания и наречения имени (Лк. 2:21). Обрезание Господне относится к великим, но не двунадесятым праздникам. На вечерне читается паремия из книги Бытия об обрезании как символе завета Бога с Авраамом.
Святитель Василий Великий
Святитель Василий родился в Каппадокии. В благочестивой семье было десять детей, пять из которых позже были причислены Церковью к лику Святых. Будущий святитель получил разностороннее образование в Константинополе и Афинах. Чувствуя призвание к духовной жизни, он отправился в Египет, где изучал творения святых отцов и жил подвижнической жизнью. Вернувшись в Кесарию, он был посвящен в сан пресвитера, а позже избран на Кесарийскую кафедру. Став епископом Кесарии, прославился как пламенный защитник Православной веры. За свои заслуги перед Православной Церковью святитель Василий был назван Великим. За свою короткую жизнь, а прожил он всего 49 лет, святитель оставил множество богословских трудов.
Святая Емилия, матерь святителя Василия Великого
Святая Емилия, осиротев, вышла замуж за благочестивого адвоката Василия. Её свекровь была Макрина, ученица святителя Григория Неокесарийского. Емилия воспитала десять детей, пять из которых стали святыми: святители Василий Великий и Григорий Нисский — великие богословы и отцы Церкви, святитель Пётр Севастийский, преуспевший в добродетелях не меньше братьев, преподобная Макрина — образец женского монашества, праведная Феосевия, ставшая диаконисой, помощницей святителя Григория. По словам святителя Василия, он приобрёл верное понятие о Боге от своей матери и бабки Макрины, воспитывавших детей в духе христианского благочестия и добродетели. Когда дети выросли, Емилия вместе со старшей дочерью Макриной основала монастырь и провела там остаток жизни. Она умерла, окружённая заботой дочери Макрины и сына Петра.
Священное Писание
Признаюсь: я никогда не любил татуировки. Как-то с детства сложилось чёткое убеждение, причем ещё задолго до прихода в церковную традицию, что татуировка своего рода «печать» принадлежности к определённой, очень маргинальной группе, а в моём детстве — это принадлежность к уголовному миру.
Сегодня татуировку у кого только не встретишь от совсем ещё зелёных юношей до седовласых бабушек! Но вот что я заметил: наличие татуировки — любой, создаёт какую-то определённую общность между её носителями. Она действительно работает как «впечатанный» в тело знак, даже если вообще не вдаваться в её смыслы и символы. Как минимум знак некогда совершённой глупости. Но, не обязательно. Например, шрамы солдата — они ведь тоже неизгладимы на теле и всё это становятся своеобразной «книгой жизни» данного человека.
Сегодня в храмах мы слышим чтение из Евангелия от Луки, отрывки из 2-й главы, где упоминается об очень важной несмываемой «телесной печати», которая на протяжении веков была главным «религиозным идентификатором» в иудаизме. Давайте послушаем.
Глава 2.
20И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было.
21По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца,дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.
40Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.
41Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.
42И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.
43Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его,
44но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми
45и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.
46Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;
47все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.
48И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.
49Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?
50Но они не поняли сказанных Им слов.
51И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.
52Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.
История с обрезанием в иудаизме очень примечательна прежде всего своей... непонятностью. Зачем надо было Богу, Который открыл Себя праотцу Аврааму, устанавливать именно такой, кровавый, жестокий обряд в качестве «поручителя» непреложности завета между потомками Авраама и Самим Творцом? Религиоведы по сей день не могут прийти к единому мнению, какой смысл содержит сам этот обряд, которого придерживаются не только в иудаизме и исламе, но и множество архаических племён совершают по сей день и в Африке, и в Океании, и в Северной и Южной Америке.
Единственное, с чем исследователи готовы согласиться, обрезание это всегда обряд перехода: был ребёнок — стал зрелый мужчина, был чужой — стал свой, был непосвящённый — стал посвящённый. И, как правило, этот «качественный прыжок», который совершает инициируемый, должен быть связан с пролитием крови и болью. Нетрудно догадаться, метафорой чего являются эти крайне неприятные стороны: всё это очень конкретный намёк на вхождение в смерть. Посвящаемый не просто «теоретически» узнаёт о смерти, он буквально на «собственной шкуре» прикасается к ней и след от этого «касания» остаётся навсегда на его теле.
И теперь самое интересное! Если в языческих племенах обрезание совершалось, как правило, в юношеском возрасте, то в иудаизме его проводят на 8-й день после рождения младенца. Казалось бы, такой малыш ещё вообще ничего не понимает, но вот, и его уже приобщили к тайне посвящения. Теперь его причастность к еврейскому народу, а значит и к обетованиям, данным праотцу Аврааму, несомненна, несмываема и неуничтожима. Смерть как бы прошлась вскользь, забрав лишь крайнюю плоть, похожим образом смерть постигла египетские семьи, пройдя мимо еврейских жилищ, окроплённых кровью.
К чему я веду? Праздник Обрезания Господня очень примечателен. С одной стороны, младенец Иисус принимает обрезание, и, как красиво поётся в богослужебном гимне, «всех Господь обрезание терпит / и человеческие прегрешения, яко Благ, обрезует». Но впереди этого Богомладенца ждёт смерть уже не «по касательной», не символически, а лицом к лицу: страшная, лютая, неумолимая и в неё Он войдёт целиком, без остатка. Войдёт и победит её. Он, Рождённый от Девы Богочеловек, станет самой главной, единственной, абсолютной Жертвой во образ которой и совершались все жертвоприношения. В том числе и символическая жертва обрезания. Но когда совершена Главная Жертва, все её образы и отражения становятся бессмысленны: вот почему христианство и прекратило практику обрезания.
Теперь мы, христиане, не какую-то часть своего тела посвящаем Богу, но всего себя целиком, по образу Христа, превращая всю жизнь в жертву живую, благоугодную нашему Творцу и Спасителю. Если только это на самом деле так и происходит, то поистине блаженны и благословенны все, кто следуют этим путём!..
протоиерей Павел Великанов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Многие не знают всех тонкостей вероучения, догматики, религиозной философии. Но большинство людей воспринимают веру только потому, что в сердце чувствуют Божественное присутствие и знают, что Бог отвечает на молитвы. Это и есть живой религиозный опыт, и никаких доказательств не требуется, если человек переживает реальное присутствие Бога в своей жизни и является свидетелем того, как Господь отвечает на молитву.
Архимандрит Кирилл (Павлов) о почитании родителей
Родители страдают, когда дети их испытывают какую-то скорбь. В особенности родительское сердце переживает, болит, когда дети находятся в болезнях. Им в это время ничто не мило, ничто их не радует. Лишь только когда милосердный Господь воздвигнет чад их от болезней, вздыхают они с облегчением, тогда уже радости родительской нет предела… Мы должны почитать родителей также и по той причине, что если мы поразмыслим над самою заповедью Господней, которая повелевает нам чтить отца своего и мать свою, то увидим, что она содержит в себе обетование Божие. А именно: за почтительность детям обещается долгоденствие и благоденствие. За непочтительность — краткость жизни со всевозможными бедствиями и несчастиями. История и те наглядные примеры, которые мы сами наблюдаем, убеждают нас в силе и справедливости слов Божиих. Действительно, люди, которые с почтением относились к своим родителям, заботились о них, доживают до глубокой старости и жизнь свою проводят во всяком благополучии, благоденствии. Напротив, дерзкие, непочтительные дети обычно только до преполовения дней своих доживают. И жизнь проводят во всевозможных бедствиях и несчастиях.
Молитвословия
Тропарь святителя Василия Великого
глас 1
Во всю землю изыде вещание твое,/ яко приемшую слово твое,/ имже боголепно научил еси,/ естество сущих уяснил еси,/ человеческия обычаи украсил еси,/ царское священие, отче преподобне,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак святителя Василия Великого
глас 4
Явился еси основание непоколебимое Церкве,/ подая всем некрадомое господьство человеком,/ запечатлея твоими веленьми,// небоявленне Василие преподобне.
Молитва святителю Василию Великому
О великий во иерарсех, вселенныя учителю богомудрый, преблаженне отче Василие! Велия подвиги и труды твоя, яже во славу Святыя Церкве совершил еси: ты исповедник твердый и светильник веры Христовы на земли был еси, светом Боговедения верныя озаряяй, ложная учения попаляяй и всему миру слово спасительныя истины возвещаяй. Ныне же, велие на Небесех имеяй дерзновение ко Святей Троице, помози нам, со смирением к тебе припадающим, твердо и неизменно святую Православную веру до конца жития нашего сохранити, от маловерия же, сомнений и колебания в вере соблюди, да не прельщени будем богопротивных и душепагубных учений словесами. Дух ревности святыя, еюже ты пламенел еси, о преславный Церкве Христовы пастырю, возгрей предстательством твоим и в нас, ихже Христос постави быти пастырями, да всеусердно просвещаем и утверждаем в правей вере словесное стадо Христово. Умоли Господа, да возвысится страна наша, и да дарует всему народу нашему здравие, долгоденствие и во всем благое поспешение. Испроси, о милосердый святителю, от Отца светов и всем, всякий дар коемуждо благопотребен: младенцем благое в страсе Божием возрастание, юным целомудрие, старым и немощным укрепление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблуждшим вразумление и исправление, обидимым заступление, сиротам и вдовицам защищение, искушаемым благодатное поможение, отшедшим от сего временнаго жития отцем и братиям нашим блаженное упокоение. Ей, святче Божий, призри милостиво от обителей Горних на нас, смиренных, многими соблазнами и напастьми обуреваемых, и к земли приверженных возведи к высоте Небесней. Преподаждь нам, преблагий отче, твое архипастырское и святое благословение, да, оным осеняемии, в сие новое лето и во все прочее время живота нашего в мире, покаянии и послушании Святей Православней Церкви поживем, заповеди Христовы усердно творяще, подвигом добрым веры подвизающеся, и тако Царствия Небеснаго достигнем, идеже с тобою и всеми святыми сподоби Троицу Святую, Единосущную и Нераздельную пети и славити во веки веков. Аминь
Тропарь Обрезания Господня
глас 1
На Престоле огнезрачнем/ в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом,/ благоволил еси родитися на земли/ от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе,/ сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный./ Слава всеблагому Твоему совету,/ слава смотрению Твоему,// слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.
Кондак Обрезания Господня
глас 3
Всех Господь обрезание терпит/ и человеческая прегрешения, яко Благ, обрезует,/ дает спасение днесь миру./ Радуется же в Вышних и Создателев иерарх,// и светоносный, Божественный таинник Христов Василий.