12 января. Память святителя Макария, митрополита Московского

3362
Фото

Седмица 31-я по Пятидесятнице. Святки
Поста нет. 30 декабря по ст. ст.

В этот день совершается память:

Праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня. Святителя Макария, митрополита Московского (1563). Мученицы Анисии (285—305). Священномученика Зотика пресвитера, сиропитателя (IV).

Апостола от 70-ти Тимона (I). Мученика Филетера Никомидийского (311). Преподобной Феодоры Кесарийской (VIII). Преподобной Феодоры Цареградской (940).

Мученицы Марии Даниловой (1946).

Память сродников Христовых

В воскресенье после Рождества Христова празднуется память сродников Христовых по плоти — праведного Иосифа Обручника, царя Давида и праведного Иакова, брата Господня, первого епископа Иерусалима. Христос по плоти произошёл из рода царя Давида. Неслучайно именно в Вифлеем направляются праведный Иосиф и Дева Мария на перепись — это родной город Давида. Божия Матерь, как и праведный Иосиф Обручник, происходила из этого рода: «Богоотца вси восхвалим Давида царя, из него бо пройде жезл Дева, и из Нея возсия цвет Христос» (стихиры на «Господи, воззвах»). Гимнография дня поочерёдно создаёт пары из трёх вспоминаемых святых, чтобы рельефнее показать их подвиг и отношение ко Христу: например, одна из стихир ублажает Давида как пророка, а Иакова — как первого епископа, потому что их учение помогает нам верно славить Рождество Христа. В другой стихире даётся такая параллель: Давид был пастырем, но стал царём, Иаков же, происходя из царского рода, поставлен Христом пастырем Церкви.

Святитель Макарий, митрополит Московский

В 1547 и 1549 годах святитель Макарий созывал в Москве соборы, получившие впоследствии наименование «Макарьевских ». Главным деянием соборов стало общецерковное прославление русских святых. Ранее канонизация святых осуществлялась на Руси, как правило, по благословению местного архиерея, поэтому подвижники почитались преимущественно в землях своих трудов и подвигов. На Макарьевских соборах были канонизированы святители Иона Московский, Иоанн, Иона, Евфимий, Никита и Нифонт Новгородские; благоверные князья Александр Невский, Всеволод Псковский, Михаил Тверской; преподобные Пафнутий Боровский, Макарий Калязинский, Александр Свирский, Никон Радонежский, Савва Сторожевский и другие подвижники. Кроме того, святитель Макарий составил Великие Четьи-Минеи, включающие в себя жития и поучения святых.

Преподобная Феодора Цареградская

Преподобная Феодора жила в Царьграде. Овдовев, она раздала все имущество и стала служить святому Василию. Перед смертью преподобная приняла монашество. Ученик святого Василия захотел узнать о ее загробной жизни, и это было открыто ему в видении. Явившись, святая рассказала, что она чувствовала, когда ее душа разлучалась с телом, как злые духи старались завладеть душой, зная за ней грехи, а ангелы защищали ее, указывая на то доброе, что она сделала в жизни; как затем ее вели по так называемым мытарствам, где каждый грех имеет свое мытарство; и как, наконец, вследствие своей доброй жизни и молитв ее духовного отца на земле она миновала все мытарства и ей были показаны райские обители, а также муки грешников в преисподней.

Евангелие дня

Обращаясь к трагическим страницам прошлого, к тем трагедиям, которые люди сами себе устраивали, у многих из нас возникает вопрос: путь к подобным вещам со стороны кажется вполне очевидным, почему же люди, жившие в то время, не заметили этого сползания во тьму? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 12-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 12.

01И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.

02И послал в свое время к виноградарям слугу - принять от виноградарей плодов из виноградника.

03Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.

04Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.

05И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.

06Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.

07Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.

08И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.

09Что же сделает хозяин виноградника? - Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.

10Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;

11это от Господа, и есть дивно в очах наших.

12И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

Есть известное всем с детства выражение «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Мало кто над ним задумывался, хотя смысл его очень важен, ведь иногда человек не видит проблемы в собственной жизни, но замечает её в рассказе о ком-то другом. Именно поэтому Спаситель далеко не всегда говорил с людьми прямо, обличая их или предупреждая. Евангелия полны притч, потому что иногда только через притчу человек может расслышать и принять то, от чего он отказался бы, скажи ему кто-нибудь это в лицо.

После торжественного входа Христа в Иерусалим и изгнания торговцев из храма, возмущённые первосвященники и старейшины подошли к Нему и стали спрашивать Его, кто дал Ему власть так поступать? Если задуматься над их вопросом, станет ясно, что они не видели своей неправоты. По-хорошему, Иисус и не должен был изгонять никаких торговцев из храма, потому что следить за храмом было обязанностью первосвященников. Если бы они сами исполняли, что должно, проблемы бы не возникло. Христос задал им вопрос о том, кем был Иоанн Креститель. Вопрос простой, на который большое число даже простых людей в то время ответило бы верно... Но первосвященники не ответили, потому что в их сознании не было порядка, они были подчинены своим страстям, шли у них на поводу. Видя их слепоту, Спаситель рассказывает им сегодняшнюю притчу. В отличие от многого другого, её они поняли сразу и сразу начали искать возможность Его убить. Что такого было в этой притче? Всё просто. В ней они увидели, как те, кого Бог воспринял как Своих слуг, не просто занялись своим делом, но нравственно деградировали и изменили своему предназначению. Причём первосвященники увидели это как процесс постепенный, который изнутри мог оказаться незаметным. Вот виноградари из притчи убили одного слугу, потом другого и, наконец, не смогли остановиться перед убийством хозяйского сына. «Убьём его и станем наследниками», — говорят они, хотя не имеют на это никакого права. Но страсть наживы уже захватила их, и они не могут остановиться, приближая трагедию наказания.

Со стороны история виноградарей и первосвященников кажется очевидной и поучительной, но разве остальные не ведут себя так же? Вероятно, находясь внутри исторического процесса, увидеть это очень трудно, страсти на то и страсти, что пленяют и ослепляют человека. Однако Бог никогда не оставляет людей и до последнего призывает их к исправлению. Нам же со своей стороны нужно быть внимательными, чтобы расслышать Его призыв.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

У Бога нужно просить то, что является важным, насущным для нас, наших ближних, родных. По вере нашей Господь дарует нам все необходимое для нашего спасения и жизни вечной, будь то материальное или духовное. Бог дарует нам все в перспективе вечной жизни, а не в перспективе одной недели, одного месяца или одного года. Вот почему нам иногда кажется, что Бог не слышит нашей молитвы, не исполняет наших просьб. Господь посылает нам не то, чего нам сегодня хочется, а то, что реально необходимо для спасения. Поэтому верующий человек всегда с доверием относится к Богу и с благодарностью принимает Его дары.

Проскомидия и Великий вход

Слово «проскомидия» в переводе означает «приношение», потому что в древности проскомидией называли принесение Святых Даров к предстоятелю. Поэтому можно называть проскомидией современный Великий вход, когда с жертвенника на престол переносятся Святые Дары. В древности проскомидии предшествовала краткая подготовка, во время которой диаконы, после того как оглашенные покидали храм, принимали просфоры и другие приношения от христиан вместе с просьбами о поминовении. Поэтому во время Великого Входа совершается поминовение всех христиан, начиная с Патриарха. Впоследствии проскомидией стали называть приготовление Святых Даров, ныне совершаемое перед началом Божественной литургии, на жертвеннике, расположенном слева от престола. В XIX веке прихожане сами подходили к жертвеннику со своими просфорами для поминовения. В современной практике верующие пишут записки, которые относят в алтарь. Так как приношения с древности принимали только от верных, в записках запрещено писать имена некрещёных людей.

Почему всемогущий Бог не уничтожит зло?

Потому что зло имеет своим источником злую волю свободных созданий, и это зло может прекратиться двумя путями.

Либо добровольно, когда они покаются, примут Божье прощение и благодатную помощь для того, чтобы глубоко перемениться, и, оставив всякое зло, твердо обратятся к добру.

Либо в результате суда Божия над злом, когда упорные и нераскаянные злодеи будут окончательно изолированы, чтобы они уже не могли вредить Божиему творению. Место этой изоляции и называется адом.

Бог отлагает Свой суд, «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет.3:9), но в назначенный день Он непременно совершит этот суд и зло будет уничтожено.

Молитвословия

Тропарь святителя Макария Московского

глас 4

Яко великим пастырем единонравна/ и учителем вселенныя единомысленна,/ Божия Премудрости служителя изрядна,/ иже блаженству тезоименита,/ днесь, вернии, вси воспоим:/ Христа Бога моли, святителю Макарие,// умирити мир и спасти души наша.

Кондак святителя Макария Московского

глас 3

Богомудрым учением и книжным списанием/ потщался еси, святителю Макарие,/ люди российския просветити/ и святых земли нашея прославити./ Сего ради чуден пронаречеся,/ преемниче первопрестольников российских,// моли сохранитися нам в вере и благочестии невредимо.

Молитва святителю Макарию, митрополиту Московскому и всея Руси

О великий святителю, Церкве Российския первопрестольниче, града Москвы пастырю и учителю, отче наш Макарие блаженне, добре подвиг жития твоего совершивый и дерзновение у Господа стяжавый! К тебе во умилении сердец наших припадаем и усердно молим: буди о нас теплый предстатель у Престола Вседержителева и умоли Всеблагаго Бога: да не презрит нас, во многая и лютыя грехи впадших, но дарует нам вся благая и потребная, яже ко спасению. Вемы бо, яко немощни есмы, но молим тя усердно, святителю Божий, предстательством твоим сохрани невредимо всероссийскую паству, юже во святительстве твоем добре упасл еси. Архиереем и пресвитером у Господа испроси мудростъ, во еже право правити слово Божественныя истины, жертвенную любовь и ревностъ о спасении, да не погибнет ни един от паствы их; иночествующих в подвизех укрепи, в мире живущим истинный и потребньй им, иже во Христе Иисусе образ жительствования покажи; веру нашу укрепи, любви нелицемерней друг ко другу научи, в надежде на милосердие Божие утверди. Еще же молим тя, святителю, испроси нам у Всемилостиваго Бога духа разума и премудрости, да украсимся истинным боговедением спасительных писаний святых отец и мудростию их творений. Ей, святителю Божий, о мире всего мира Господа умоли, страну нашу твоим предстательством в мире и безмятежии соблюди; вся люди отечества нашего в добрем расположении друг ко другу сохрани и чужды междоусобных нестроений покажи; вся грады и веси добре сохрани, святую веру в людех непорочну соблюди. Буди всем нам скорый помощник в нуждах наших, да тобою окормляеми, мирно и благочестно поживем в жизни сей, да сподобимся и вечных благ восприятия на Небеси, славяще и превозносяще Отца и Сына и Святаго Духа и твое милостивное о нас предстательство во веки веков. Аминь.

Кондак священномученика Зотика

глас 2

За любовь Христову, преподобне, нищия возлюбив,/ и сих удоволил еси,/ и Небесное богатство ныне восприял еси, Зотике пребогате./ Сего ради вси тя почитаем,/ совершающе память твою.

Кондак мученицы Анисии

глас 4

Наста светоносный день чудесных подвиг твоих, страстотерпице преславная,/ днесь Божия честная Церковь празднует и созывает вопити тебе:/ радуйся, дево мученице Анисие всеблаженная.

Новости по теме

28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)
Публикации 28 января 2023
28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)

28 января 1993 года, в небольшом городке Воткинске Удмуртской Республики, на 81-м году жизни скончался бывший епископ Казанский и Марийский Пантелеимон. На фоне бурных событий в стране и церкви это событие осталось практически незамеченным.

27 января — день памяти преподобномучеников Раифских
Публикации 27 января 2023
27 января — день памяти преподобномучеников Раифских

27 января Казанская епархия воспоминает святых преподобномучеников Раифских: Антония Чиркова, Варлаама Похилюка, Иова Протопопова, Иосифа Гаврилова, Сергия Гуськова и Петра Тупицына.

Рождество Христово — престольный праздник восемнадцати храмов Татарстанской митрополии Рождество Христово — престольный праздник восемнадцати храмов Татарстанской митрополии

7 января Православная Церковь отмечает Рождество по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?