Неделя 27-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Преподобного Алипия столпника (640). Освящение церкви великомученика Георгия в Киеве (1051—1054). Святителя Иннокентия, епископа Иркутского (1731).
Преподобного Иакова отшельника (457). Преподобного Стилиана Пафлагонского (V—VI).
Священномученика Николая Замараева, Иоанна Виноградова, Георгия Колоколова, Назария Грибкова, Василия Агафоникова, Василия Колосова, Илии Зачатейского, Василия Студницына, Даниила Мещанинова, Михаила Зеленцовского пресвитеров, преподобномученика Тихона Бузова (1937); мученика Петра Царапкина (после 1937).
Преподобный Алипий Столпник
Преподобный Алипий Столпник родился в городе Адрианополь в Пафлагонии. Мать воспитала его в благочестии и, рано овдовев, отдала на обучение епископу Феодору; сама же, раздав имение нищим, стала подвизаться при храме в качестве диаконисы. Епископ посвятил преподобного в сан диакона и назначил экономом при церкви. Однажды в Халкидоне святому Алипию было видение святой мученицы Евфимии, призвавшей его построить церковь и освятить в её память. Святой возвёл церковь на месте заброшенного языческого кладбища. Рядом с храмом он соорудил себе столп. В духовном отношении место было тяжёлое: преподобному постоянно досаждали бесы. Но молитва и пост в течение 53 лет очистили это место от их засилья. Рядом возникли мужские и женские обители; в последней подвизались мать и сестра преподобного Алипия.
Святитель Иннокентий, епископ Иркутский
Святитель Иннокентий (в миру Иван Кульчицкий) — первый епископ, подвизавшийся в суровых условиях далёкого сибирского края, — происходил из старинного дворянского рода. Презрев мирские блага, он посвятил себя Церкви. Когда, уже став профессором богословия, он был назначен обер-иеромонахом флота, император Пётр I обратил внимание на глубоко образованного монаха и решил отправить его с миссией в Китай. Однако китайские власти побоялись пустить его, и он провёл на границе целых три года, прежде чем был назначен епископом Иркутским. Святитель приложил большие усилия к устройству церковной жизни в крае и просвещению бурят и монголов, открывая для них школы. Удивительно то, что он не получал жалования до самой смерти, терпел крайний недостаток в средствах, но не роптал и всё умел делать своими руками. Через 33 года после кончины святителя было обнаружено, что тело его, облачение и даже бархат на гробе не тронуло тление, хотя место погребения было сырым и затхлым.
Евангелие дня
Как избавиться от гнева? Что делать с приступами злобы? Возможно ли вообще научиться контролировать свою ярость? Ответ на этот вопрос можно получить, размышляя над отрывком из 19-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 19.
45И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих,
46говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.
47И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его,
48и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его.
Эпизод изгнания торговцев из храма — яркое свидетельство того, что Спасителю были не чужды многие движения человеческой души. В частности, мы видим, что Христос испытывает гнев. О том, что Господь мог переживать эту эмоцию, красноречиво свидетельствуют и другие эпизоды Евангелия. Так, например, в Евангелии от Марка читаем: «воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их». Так Господь реагирует на фарисеев, которые упорствуют в своей духовной слепоте.
Это очень важный вероучительный момент. По учению Православной Церкви, гнев сам по себе — это естественное, то есть не греховное проявление человеческой природы. Это Богом данная сила, которая помогает нам реагировать на опасность, избегать её или справляться с ней. В нормальном духовном состоянии гнев направлен на грех и его источник. Он помогает нам оттолкнуть от себя лукавые помыслы, противостоять дурным желаниям. В ненормальном состоянии мы нередко теряем контроль над этой силой. Становимся ей одержимы. Направляем гнев на себя и на окружающих людей.
Христос был настоящим, полноценным человеком. А потому Его душа также имела это естественное чувство. Однако, в отличие от нас, во Христе не было греха. Другими словами, Его гневная сила находилась под полным контролем. Он знал, на что и когда разгневаться. Сам решал, когда дать волю эмоции, а когда придержать её.
Это касается не только гнева. На протяжении всего евангельского повествования Христос демонстрирует удивительное, предельное самообладание. Когда Его хватают слуги первосвященника и один из них бьёт Его по лицу, Спаситель не поддаётся эмоциям и в то же время не робеет. Он ровно и спокойно спрашивает: «объясни, за что ты Меня ударил, что плохого Я сделал». На суде у Пилата Он, напротив, молчит, хотя другой бы оправдывался на Его месте. На кресте Он не проклинает от боли мучителей, но искренне молится о них. Даже в самой тяжёлой ситуации Христос оказывается над ней. Поэтому пока Спаситель Сам не захотел, Его не могли схватить фарисеи и книжники. Мучение, распятие и смерть — это Его свободный выбор. Выбор ради цели, которую Он чётко видел перед Собой.
Почему это так важно для нас? Очень часто в тех ситуациях, когда нужно проявить гнев, мы его подавляем. Так, например, бывает в отношениях с человеком, от которого мы зависим. Нам страшно выразить своё мнение, страшно бывает сказать «нет». Поэтому мы колеблемся и прогибаемся. И чтобы как-то себя оправдать, мы называем это состояние высокими словами, например, такими, как «ответственность», «смирение» и «послушание». И наоборот. Где надо проявить кротость, мы проявляем агрессию. Так бывает с подчинёнными или детьми. Нам следует согласиться или промолчать, но мы яростно негодуем. А чтобы было легче вынести собственную неадекватность, называем это праведным гневом.
На самом же деле в обоих случаях мы просто обманываем себя. Мы просто себя не видим. В отличие от Спасителя, мы слишком вовлекаемся в свои спонтанные чувства. Словно сливаемся с ними. И тогда не мы ими управляем, а они нами. И всё, что нам остаётся, — это постоянно оправдывать себя. Люди смотрят на нас: вроде верующий, а быть рядом с ним не хочется. Налёт какой-то театральности ощущается в словах и делах. Чувствуется подвох.
Осознать этот диссонанс — большой шаг. Подлинная духовная жизнь начинается с того, что мы учимся наблюдать за собой и признаваться себе, что происходит у нас в душе. Признаваться с неумолимой, безжалостной честностью. Потому что лишь тогда, когда я вижу, что не принадлежу себе, что потерял себя в хаосе эмоций, что одержим ими, что не владею собой и своей жизнью, я начинаю испытывать острую глубинную потребность в Спасителе. От всего сердца я начинаю взывать к Нему, чтобы Он пришёл и пробудил мой дух, разбудил меня настоящего. Чтобы вера была искренняя, не театральная. И чтобы её глубина и сердечность отражалась во всех моих делах.
священник Дмитрий Барицкий // радио «Вера — Казань»
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Как же вернуть Господа в центр нашей жизни? Кто-то может сказать: нужно больше хороших телепередач, хороших книг, хороших слов… Да, наверное. Но ни передачами, ни словами, ни книгами не вернешь Бога в сердце, не полюбишь Его. Полюбить Его можно только в тот момент, когда ты чувствуешь прикосновение Его благодати. Чаще всего это происходит в храме Божием. Храм и есть подлинная школа благочестия, именно здесь человек обретает возможность прикоснуться к Богу и полюбить Его. Может, потому так и восстают против строительства храмов? Не против книг, не против телепередач, не против статей в газетах, а именно против храмов, потому что в храме происходит тайна приобщения человека к Божественной благодати, прикосновение человека к божественной жизни. Тогда Бог перестает быть философской, умозрительной, далекой от жизни и от сердца категорией. Он входит в нашу жизнь, обременяет, по слову преподобного Макария, наш разум и овладевает нами.
Сила доброго слова
Во время войны послали одного боязливого солдата в разведку. Все знали его боязливость и смеялись, когда узнали, куда посылает его старшина. Только один солдат не смеялся. Он подошел к своему товарищу, чтобы поддержать и ободрить его. Но тот ответил ему: «Погибну я, враг совсем рядом!» — «Не бойся, брат: Господь еще ближе», — ответил ему добрый товарищ. И эти слова, как большой колокол, зазвонили в душе того солдата и звонили до конца войны. И вот, некогда робкий солдат вернулся с войны награжденный многими орденами за храбрость. Так преобразило его благое слово: «Не бойся: Господь еще ближе!».
Запреты — не цель, а средство духовного роста
По словам Юрия Лотмана, «культура начинается с запретов». Аскетическая практика также подразумевает запреты (запрет нарушать благую волю Бога — заповеди). Место аскетических запретов в христианской жизни можно сравнить с той ролью, которую играют в рождении ребенка правила здорового образа жизни, которым должна следовать беременная женщина. Запреты вторичны по отношению к главной цели — рождению здорового ребёнка, но они служат этой цели. Аналогично у спортсмена: определённые запреты — средство для достижения победы.
Правильный запрет — это условие роста. Мы не даём власти над собой жизни временной ради подготовки к вечности. Человек, стремящийся успеть к цели, не отвлекается на то, что отвлекает от неё.
Другое дело, что запреты должны быть обоснованы, понятны тому, к кому они обращены. Это тоже объясняет аскетика.
Что делать с сообщениями о чудесах за пределами Церкви?
«Но вы же сами будете отрицать сверхъестественные явления за пределами Церкви! — нередко говорят атеисты, — следовательно, ваша готовность верить в чудеса в христианской среде есть не больше, чем слепая пристрастность».
В отличие от материалиста, который, будучи связан своим мировоззрением, должен с порога отрицать любые сообщения о сверхъестественных явлениях, мы готовы рассматривать эти сообщения по существу. Как и любые другие сообщения, они могут оказаться истинными или ложными. Конечно, бывают и ложные сообщения о чудесах — и не только в нехристианской, но и в церковной среде. Нам стоит задаться вопросами: «От кого исходят эти сообщения?», «Насколько это надежный источник?», «Это сообщения свидетелей или более поздние легенды?» Мы очень быстро обнаружим, что те сообщения о сверхъестественном, которые исходят из нехристианской среды по этим простым характеристикам нельзя поставить в ряд со свидетельством апостолов о Воскресении Христовом.
Но за пределами Церкви могут быть и реальные проявления сверхъестественного. Они могут иметь два источника. Милосердный Бог может приходить на помощь Своим творениям, когда они взывают к Нему, даже если их представления о Нём ошибочны или неполны. С другой стороны, падшие духи могут обольщать язычников, чтобы склонить их к поклонению себе.
Таким образом, за пределами Церкви могут существовать: а) ложные сообщения о чудесах; б) подлинные проявления милости Божьей к людям, которые имеют о Нём ошибочные представления; в) обман со стороны падших духов.
Молитвословия
Тропарь святителя Иннокентия, епископа Иркутского
глас 3
Светильниче Церкве пресветлый,/ озаривый лучами доброт твоих страну сию,/ и исцеленьми многими притекающих к тебе с верою/ Бога прославивый,/ молим тя, святителю Иннокентие,/ ограждай молитвами твоими град сей/ от всех бед и печали.
Кондак святителя Иннокентия, епископа Иркутского
глас 4
Непорочности соименнаго пастыря,/ проповедника веры в языцех Монгольских,/ славу и украшение Иркутския паствы/ любовию восхвалим, вси вернии:/ той бо есть хранитель страны Сибирския/ и молитвенник о душах наших.
Молитвы святителю Иннокентию, чудотворцу Иркутскому
К тебе, святче Божий, яко к скорому помощнику и молитвеннику о спасении моем, аз недостойный и грешный припадая молюся: не презри мене унылаго, немощнаго, во многая беззакония впадшаго, и по вся дни и часы согрешающаго, но вонми души моей, яко скорблю, и умоли Господа Бога всея твари Содетеля, Емуже ныне предстоиши в радости святых и с лики ангелов, помиловати мя и извести из темницы греховныя душу мою, прежде даже не отъиду отсюду и ктому не уготов явлюся на суд Его. Ей, отче! не посрами мене, к тебе с верою притекающаго, аще бо и недостоин есмь твоего ходатайства и заступления, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна чрез обращение от злых дел к благому житию, да тако душею и телом здрав быв, славлю и пою дивнаго во святых Своих Бога нашего и твое теплое заступление, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Тропарь преподобного Алипия
глас 1
Терпения столп был еси,/ ревновавый праотцем, преподобне,/ Иову во страстех, Иосифу во искушениих,/ и Безплотных жительству, сый в телеси,/ Алипие отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Алипия
глас 8
Яко добродетелей вину и постников удобрение,/ Церковь славит тя днесь и воспевает, Алипие:/ молитвами твоими подаждь чтущим любовию доблести твоя и борения/ лютых прегрешений избавление,// яко тезоименитый.
Тропарь великомученика Георгия, ради освящения храма его
глас 4
Днесь блажат тя мира концы,/ Божественных чудес исполншеся,/ и земля радуется, напившися крове твоей./ Христоименитии же людие града Киева/ освящением Божественнаго храма твоего радостию возвеселишася,/ страстотерпче Георгие,/ сосуде избранный Святаго Духа, угодниче Христов./ Егоже моли/ с верою и мольбою приходящим во святый твой храм/ дати очищение грехов,/ умирити мир и спасти души наша.
Кондак великомученика Георгия, ради освящения храма его
глас 2
Божественнаго и венценоснаго великомученика Христова Георгия,/ на враги победу вземшаго одоления,/ сошедшеся верою во освященный храм, восхвалим,/ егоже благоволи Бог создати во имя его,/ Един во святых почиваяй.