8 декабря. Память священномучеников Климента, папы Римского, и Петра, архиепископа Александрийского

5186
Фото

Неделя 24-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Священномучеников Климента, папы Римского (101),и Петра, архиепископа Александрийского (311).

Преподобного Петра молчальника (ок. 429).

Преподобномученицы Магдалины Забелиной (1931); священномучеников Серафима, архиепископа Смоленского, Григория Воинова, Иоанна Владимирского, Василия Парийского, Космы Коротких, Иоанна Тарасова, Симеона Афонькина, Илариона Соловьева, Ярослава Савицкого, Александра Вершинского, Иоанна Янушева, Виктора Смирнова, Андрея Шершнева, Варлаама Попова пресвитеров и vextybrfПавла Кузовкова (1937); мученика Николая Копнинского (1938).

Священномученик Климент, папа Римский

Римлянин из очень богатой, знатной семьи, священномученик Климент, в отличие от «золотой молодежи», не прельщался роскошью и удовольствиями — он рано задумался о смысле жизни и, услышав об учении Христа, отправился в Палестину. Приняв Крещение от апостола Петра, он стал его учеником и был рукоположен во епископа Римского. Благочестие святого позволило ему многих обратить ко Христу — от рабов до членов императорской семьи. Император сослал святого в Крым, на каменоломни вблизи Херсонеса. Но и там святой успешно продолжил проповедь, однажды явив чудо — открыв источник воды для узников. Тогда правитель Рима приказал утопить святого. Спустя почти тысячу лет в Херсонесе крестился князь Владимир. Он захватил с собой в Киев часть мощей мученика, которые стали первой христианской святыней, появившейся на Руси.

Священномученик Петр, архиепископ Александрийский

Священномученик Петр возглавил Александрийскую Церковь во время жестоких преследований христиан. И сила проповеди святого Петра была столь велика, что горожане семьями принимали крещение. По приказу императора Максимиана святителя схватили и приговорили к смерти. Множество людей собралось у входа в темницу, выражая своё возмущение. Желая избежать кровопролития, архиепископ передал властям письмо, в котором предлагал разобрать заднюю стену темницы, чтобы его смогли тайно вывести на казнь. Ночью священномученик сам вышел к палачам. Его казнили на том же месте, где когда-то принял смерть святой апостол Марк. И голос с неба известил: «Петр — начало апостолов, Петр — конец александрийских мучеников».

Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

На пятый день после Введения во храм Пресвятой Богородицы происходит отдание этого праздника. Служба отдания напоминает службу первого дня праздника, но без той же торжественности: не положено всенощного бдения, нет Великого входа на вечерне, на утрене нет полиелея и чтения праздничного Евангелия. Особенностью отдания Введения во храм является соединение последования Введения с последованиями служб священномучеников Климента Римского (†101) и Петра Александрийского (†311). Отдания других двунадесятых праздников обычно не соединяются с богослужением, посвящённым святым дня. На утрени отдания читаются три канона: Введению, мученику Клименту и мученику Петру. На «хвалитех» к стихирам праздника присоединяются стихиры этих святым. На литургии положены чтения и песнопения как праздника, так и святых.

Евангелие дня

Наша жизнь — постоянные изменения. С этим бывает очень непросто жить. Стресс, нервы, расстройства и даже депрессия. Как с этим справляться? Свой ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 13-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 13.

10 В одной из синагог учил Он в субботу.

11 Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.

12 Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.

13 И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

14 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.

15 Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?

16 сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?

17 И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

Представьте себе ситуацию. Летом всей семьей вы собираетесь ехать на юг. На машине. Составили план. Рассчитали логистику маршрута. Картинка идеальная. Но вдруг, за месяц до отъезда, серьёзная поломка двигателя. Вы теперь без машины. Вы расстроены, но делать нечего. Вы корректируете план. Покупаете билеты на поезд. Но за пару недель до отъезда оказывается, что турфирма, через которую вы бронировали санаторий, обанкротилась. Вы в панике. Опять новый план. Решили отдыхать не в санатории, а в частном секторе. Но всего за два дня до начала поездки у младшего ребенка температура под 40. В таком состоянии ехать не вариант. Кто-то должен остаться. Опять нужен новый сценарий.

Так можно продолжать до бесконечности. Ведь так устроена наша жизнь. Она нестабильна. Постоянно появляются новые вводные. И та картинка, которую мы нарисовали себе в голове вчера, сегодня уже безвозвратно устарела. Согласитесь, это порой очень раздражает. Ведь все мы хотим покоя и постоянства. Но раз за разом обстоятельства словно вынуждают нас зависнуть в точке неопределённости. Только что всё было ясно и понятно, а теперь опять какая-то смута. Из-за этого нередко и появляется недовольство, гнев и сопротивление людям и обстоятельствам. Возникает ощущение, что они, эти люди и обстоятельства, посягают на наш уютный и комфортный мирок.

Именно по этой причине религиозные лидеры иудеев так не любили Христа. Наученные горьким опытом своих предков, они стремились к стабильности в отношениях с Богом. Они стремились к стабильности в духовной жизни. Желание в высшей степени похвальное. Однако проблема в том, что духовную жизнь иудеи свели к исполнению ритуальных действий, разработали целую систему формальных правил внешнего благочестия. Если я следую этим правилам, у меня с Богом мир. У меня уверенность в завтрашнем дне. У меня пропадает страх перед неизведанным и страх наказания. А потому правоверный иудей не только старался следовать ритуальным предписаниям с дотошной скрупулёзностью. Он очень подозрительно и критично относился даже к минимальному отступлению от этих правил. Ведь даже маломальское отклонение нарушает гармонию внутри системы и грозит ей крахом.

А Господь будто специально пренебрегает этими установлениями. Вот и сегодня Он исцеляет в субботний день, когда по закону врачевать было нельзя. Своими действиями Спаситель вводит новые данные. Раз за разом Он показывает иудеям, что никакой устойчивой связи с Богом их ритуальный метод не гарантирует. Устойчивость возможна лишь тогда, когда ради Творца ты проявляешь любовь и милость к окружающим. Вплоть до того, что можешь пренебречь общепринятыми формальными правилами. Если согласиться, что Христос послан людям от Бога, то придётся менять всю систему мировоззрения. Представьте, как это было болезненно для иудеев, если мы впадаем в панику даже тогда, когда нам приходится разрабатывать новый план поездки на юг.

А потому и нам важно помнить о том, что высшей стабильности мы сможем достичь лишь в том случае, если привыкнем к постоянной нестабильности. То есть если на ежедневной основе будем стараться исполнять заповеди Евангелия. Быть готовыми оказать окружающим любовь и милость, даже если это не входило в наши планы. Если будем держаться этой цели, тогда обнаружим: то, что мы раньше считали зыбкой и ненадёжной почвой, превратится для нас в твёрдую поверхность. Внешняя нестабильность и непостоянство перестанут нас беспокоить, потому что мы познаем непоколебимую радость самоотверженного служения окружающим.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

О приобретении благодати Божией

Лучше отказаться от восприятия Бога как сурового надзирателя, и воспринимать Его как Подателя благодати. При таком отношении к Богу получится изменить и отношение к следствиям своих греховных поступков: согрешил — в какой-то степени сам лишил себя благодатного покрова, благодатных даров; не был на службе в храме, не молился келейно — сам отказался от определенной благодатной поддержки; читал с благоговением Священное Писание, помог ближнему — привлёк благодать Божью.

Аскетизм — только средство достижения христианского совершенства, а главной силой спасения служит Божья благодать, сила Божья. Примером может служить капитан парусника, использующий силу ветра, или серфингист — силу волны. Аскетизм имеет своей целью приспособить силы и способности человека к восприятию Божественной благодати, сделать его восприимчивым к спасительным действиям Бога. Мы не столько изменяем себя сами (самосовершенствуемся), сколько открываемся Богу для преображения Его силой. Как открываемся? Понуждая себя исполнять заповеди Божьи, обращаясь к Богу в молитвах, участвуя в Его Таинствах и пр.

Все успехи в духовной жизни следует рассматривать не как личную победу, а как дар Бога, Который даровал нам благодать, силу, для достижения их. Вся христианская духовная жизнь может оцениваться через благодать — её потерю или приобретение.

Мягкое слово Божие и грубое сердце

Авва Пимен, когда некоторые отцы спрашивали его о нечувствии сердца, отвечал им:

— Вода по свойству своему мягка, а камень — тверд. Но если над камнем висит желобок, то вода, стекая каплями, мало-помалу пробивает камень. Так и слово Божие мягко, а сердце наше грубо; но если человек часто слушает слово Божие, то страх Божий приходит в сердце его.

Святитель Николай Сербский

Нравственные основы христианского аскетизма

Помимо догматической основы аскетизм имеет христианско-нравственную. Это значит, что аскетизм соответствует как естественному нравственному закону, так и христианскому нравоучению, содержанию Божественных заповедей, важнейшие из которых: заповеди о любви к Богу и к ближнему (Лк.10:27).

В основании аскетизма лежат следующие базисно-нравственные положения:

  • о необходимости уподобления Богу: «будьте святы, потому что Я свят» (Лев.11:45); «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48);
  • о необходимости подражания Христу (и) по человеческому естеству: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет.2:21).

Подражая Христу в том, например, как Он постился, молился, противодействовал искушениям со стороны диавола и иудеев, проявлял рассудительность, духовную мудрость, совершал дела милосердия, христианин нравственно преображается, уподобляется Богу, благодатно соединяется с Ним, а уподобляясь и соединяясь с Богом, движется к реализации главной цели христианской жизни.

Молитвословия

Тропарь священномучеников Климента и Петра

глас 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Тропарь священномученика Петра, архиепископа Александрийского

глас 8

От вышняго суда Христова предстательствова стаду,/ на пажитех благожизненных упасл еси всемудрыми твоими догматы,/ отгнав Ария, яко волка некроткаго,/ вшедшаго в них безбожными учении./ Темже и душу твою положил еси за них,/ пастырь нареклся еси, яко рече Господь,/ иерарше Петре блаженне,/ моли Христа Бога грехов оставление даровати/ чтущим любовию святую память твою.

Кондак священномучеников Климента и Петра

глас 4

Церкве недвижимии и Божественнии пиргове,/ благочестия Божественнии столпи/ воистинну крепцыи,/ Клименте с Петром всехвальнии,// вашими молитвами соблюдите вся.

Кондак священномученика Петра, архиепископа Александрийского

глас 3

Православными повелении Церковь просветил еси,/ за нюже и пострадав, Богоблаженне отче,/ Ария отступника отгнав,/ темже твою пречестную память совершающе,/ православно вопием:/ радуйся, Петре, каменю вере.

Тропарь священномученика Климента, папы Римского

глас 4

Иже от Бога чудодействы/ преславно удивляя вселенныя концы мира,/ священный страдальче,/ паче естества морю составы водам содеваеши разделение/ в честней памяти твоей/ всегда притекающим усердно в Богозданную ти церковь/ чудесным твоим мощем,/ и по всенародном хождении,/ море во едино течение чудодетельне твориши,/ Клименте предивный,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак священномученика Климента, папы Римского

глас 2

Божественнаго винограда священноодеянна/ всем лоза явися,/ каплющи сладость премудрости,/ молитвами твоими, всечестне,/ да тебе исткану, яко багряницу,/ песнь мысленную принесем,/ Клименте святе,/ спаси рабы твоя.

Молитва священномученику Клименту, папе Римскому

О всечестный учениче верховнаго апостола Петра, новый Петре веры Христовой, вторый Моисею, священномучениче Клименте, просвещенный учением великаго апостола, венчанный венцем мученичества! Испроси нам молитвами твоими благодать Святаго Духа сохраняти веру Христову и церковныя спасительныя обычаи, да расточится безбожие. Умоли, угодниче Божий, Милосердаго Творца, да излиется на нас благодать Святаго Духа, просвещающая наши души, да попалит Господь Бог страстей наших огнепальная стремления, да сохранит нас от всякия злобы, да спасет от напастей, бед и скорбей, и да пребудем верными христианами до конца жизни нашея, сохраняя в сердцах наших памятование печалей, болезней и трудов твоих, во славу Бога Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Священномученик Петр, архиепископ Александрийский (311 г.)
Жития святых 8 декабря 2016
Священномученик Петр, архиепископ Александрийский (311 г.)

Святой священномученик Петр, архиепископ Александрийский, родился и вырос в Александрии. Был высокообразован, занимал должность начальника Александрийской школы. В 300 году он вступил в управление Александрийской Церковью