29 ноября. Память апостола и евангелиста Матфея

4777
Фото

Седмица 26-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Апостола и евангелиста Матфея (60).

Праведного Фулвиана, князя Ефиопского, во Святом Крещении Матфея (I). Священномученика Филумена Святогробца (1979).

Священномученика Феодора Колерова пресвитера и с ним мучеников Анании Бойкова и Михаила Болдакова (1929); священномучеников Иоанна Цветкова, Николая Троицкого, Виктора Воронова, Василия Соколова, Макария Соловьева и Михаила Абрамова пресвитеров, преподобномученика Пантелеимона Аржаных (1937); мученика Димитрия Спиридонова (1938).

Апостол и евангелист Матфей

Святой апостол и евангелист Матфей до обращения ко Христу служил мытарем, сборщиком податей для Рима. Услышав глас Иисуса Христа «Иди за Мной!» (Мф. 9:9), он оставил свою должность и пошел за Спасителем. Восприняв благодатные дары Духа Святого, апостол Матфей проповедовал в Палестине. Перед уходом на проповедь в дальние страны, по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, апостол написал Евангелие. В ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым. Речи и деяния Спасителя Матфей изложил в соответствии с тремя сторонами служения Христа: как Пророка и Законодателя, Царя над миром невидимым и видимым и Первосвященника, приносящего Жертву за грехи всех людей. Святой апостол Матфей принял мученическую кончину в Эфиопии.

Праведный Фулвиан, князь Ефиопский

Праведный Фулвиан был сначала языческим правителей Ефиопской страны, в которой проповедовал святой апостол Матфей. Как правитель он преследовал апостола и умучил его, но затем раскаялся и был крещен с именем Матфей. Вскоре св. Фулвиан-Матфей отказался от власти и стал пресвитером. По смерти еп. Платона ему явился ап. Матфей и увещал возглавить Ефиопскую Церковь. Приняв епископство, св. Матфей много потрудился в проповеди Слова Божия, продолжая дело своего небесного покровителя.

Священное Писание

Порой жизненные обстоятельства наваливаются на нас тяжким грузом. В чём причина этого и что с этим делать? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 15-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 15.

01 Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.

02 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.

03 Но Он сказал им следующую притчу:

04 кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?

05 А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью

06 и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.

07 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

08 Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет,

09 а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму.

10 Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

Может ли всемогущий Бог создать такой камень, который Сам же не в силах поднять? Этот вопрос — один из самых ярких примеров парадокса всемогущества, над которым размышляли средневековые теологи. С точки зрения формальной логики, ситуация патовая. Если сказать, «да, может сотворить», — оказывается, что Бог не всемогущий, так как не может поднять камень. Если сказать, «нет, Бог не может сотворить такой камень», — опять Он оказывается бессильным, так как не в состоянии что-то сотворить. Как ни ответь — тупик. Но ведь то, что Бог всемогущий — общее место. Поэтому и называют подобные вопросы парадоксальными.

Те евангельские притчи, которые только что прозвучали, — это яркая иллюстрация разрешения этого парадокса. Но не логическая, а практическая, жизненная. Из притчей Христа следует, что Бог такой камень всё-таки сотворил. Это человек с его свободной волей. Свобода у нас такая, что Бог без моего личного разрешения не может войти в моё сердце и заставить меня любить Себя. Лишь от моего желания зависит, хочу я быть с Богом или буду жить без Него, самостоятельно, по своим собственным законам. И никто мне в этом особо препятствовать не будет.

Так в чём же проблема? А проблема в том, что, в отличие от меня, весь окружающий мир подчиняется тем правилам, которые установил Творец. Так, например, по закону всемирного тяготения, яблоко, когда созреет, упадёт с ветки дерева на землю, а не полетит как птичка прямо в открытое небо. Если я игнорирую этот Богом установленный закон и в надежде полетать прыгну с дерева, меня ждёт горькое разочарование. Но Бог сотворил не только физическую реальность. Он Творец и духовного мира. И здесь Он установил такие же незыблемые правила, которые необходимо соблюдать точно так же, как и закон всемирного тяготения. Минимальный свод этих правил дан в заповедях Моисея. А их суть сформулирована Христом: возлюби Бога всем сердцем твоим и возлюби ближнего, как самого себя. Иными словами, перед всяким своим делом задавай себя два вопроса. Первый: как то, что я хочу сделать, соотносится с волей Бога? И второй: принесёт ли это пользу тем, кто меня окружает? Печально то, что с правилами физической реальности мы как-то разобрались. А вот законы реальности духовной мы постоянно игнорируем. Во всех своих делах мы упорно продолжаем искать и выполнять свою собственную волю. Мы не привыкли задавать себе вопрос: а что от меня прямо сейчас хочет Бог? У нас нет такого навыка. Мы сами решаем, что Он хочет. А потому и окружающих людей мы рассматриваем зачастую или как тех, кто помогает нам двигаться к желанной цели или как нейтральных статистов, или как препятствия на пути реализации моих проектов. Отсюда стычки, конфликты, обиды, претензии, злоба, вражда, ревность, превозношение, соперничество, подлость и многое другое. В общем, мы раз за разом прыгаем с дерева в надежде, что вдруг полетим.

Кающийся грешник — это человек, которому надоело лежать в гипсе, а потом, после выписки, опять ломать очередную конечность. Когда его голову посещает светлая мысль, что хватит бегать по кругу, необходимо попробовать жить иначе, по заповедям Евангелия, весь персонал небесного госпиталя искренне радуется. Наконец-то не просто свободное, но здравое решение. Наконец-то после многочисленных намёков, подсказок, вразумлений ещё один прозрел и увидел, что его упрямство и эгоизм и есть тот булыжник, который он собственноручно положил себе на сердце. Именно он давил его своей тяжестью и мешал жить легко, радо

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

«Ближний» — это очень важное понятие. Обычно мы его распространяем на самых близких, родных людей — это отец, мать, братья, сестры, муж, жена, дети… Но на самом деле понятие «ближний» куда более широкое, и оно должно включать не только родных и близких, но и других людей. И вот возникает вопрос: «Кого же мы должны включать в этот узкий круг, именуемый ближними?» Конечно, каждый поступает по своему разумению, и нередко люди создают видимость того, что тот или иной человек для них ближний. Так делается ради карьеры, материальной выгоды, корпоративных отношений, но на самом деле, на уровне сердца, никакой близости между людьми нет. Это вполне понятно, потому что человек может допустить близко к себе только того, к кому он имеет сердечное отношение. Когда человек становится действительно близким, это даже больше, чем доверие, и в таких отношениях есть своя логика и свой здравый смыл. Но Господь предлагает нам расширить границы круга тех, на кого распространяется понятие «ближний», и связывает расширение этих границ с нашей способностью делать добро. А святитель Иоанн Златоуст говорит, что ближним для нас становится тот, кому мы делаем добро, кому мы идем навстречу.

Почему Бог не дал крыльев человеку

Один охотник любил ходить в лес и в поле за добычею. Однажды долго восходил он на высокую гору, выслеживая зверя, и, утомившись, сел на большом камне отдохнуть. Увидав стаю птиц, перелетающих с одной высоты на другую, он стал думать: «Почему Бог не дал крыльев человеку, чтобы мог он летать?» В это время тем местом проходил смиренный отшельник, и, узнав мысли охотника, сказал ему:

— Вот, ты помышляешь, что Бог не дал тебе крыльев: но если тебе дать крылья, то ты все равно не будешь доволен и скажешь: «Крылья мои слабы, и я не могу с ними долететь до неба, чтобы увидеть, что есть там»; и если тебе будут даны такие сильные крылья, чтобы ты мог подняться до неба, то и тогда ты будешь недоволен и скажешь: «Я не разумею, что тут происходит». И если тебе будет дан разум, то опять ты не будешь доволен и скажешь: «Почему я не ангел?» И если тебя сделают ангелом, то ты снова будешь недоволен и скажешь: «Почему я не херувим?» И если ты станешь херувимом, то ты скажешь: «Почему Бог не дал мне управлять небом?» И если дано будет тебе управлять небом, то и тогда ты не удовлетворишься и, как некто другой, дерзко взыщешь большего. Поэтому всегда смиряй себя и будь доволен тем, что тебе даруется, и тогда будешь жить с Богом».

Охотник увидел, что отшельник сказал истину, и возблагодарил Бога, что послал ему монаха, который вразумил его и открыл ему путь смирения.

Преподобный Силуан Афонский

Молитвословия

Тропарь апостола и евангелиста Матфея

глас 3

Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу,/ явльшуся на земли человеком за благость,/ Тому последовав, апостол избранный явился еси/ и благовестник Евангелия вселенней велегласен./ Сего ради чтим честную память твою, Матфее богоглаголиве,/ моли Милостиваго Бога,// да грехов оставление подаст душам нашим.

Кондак апостола и евангелиста Матфея

глас 4

Мытарства иго отверг,/ правды игу притяглся еси/ и явился еси купец всеизряднейший,/ богатство принес юже с высоты премудрость./ Отонудуже проповедал еси истины слово/ и унылых воздвигл еси души,// написав час судный.

Молитва апостолу и евангелисту Матфею

О, преславный апостоле Матфее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся й конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Апостол и евангелист Матфей (60 г.)
Жития святых 29 ноября 2016
Апостол и евангелист Матфей (60 г.)

Был апостолом из Двенадцати. До обращения ко Христу Матфей служил мытарем, сборщиком податей для Рима. Услышав глас Иисуса Христа: “Иди за Мной” (Мф. 9. 9), он оставил свою должность и пошел за Спасителем.