20 ноября. Память священномученика Кирилла, митрополита Казанского

3899
Фото

Седмица 25-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Мучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Преподобного Лазаря Галисийского (1053).

Преподобного Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Обретение мощей преподобного Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мученика Феодота корчемника (303). Мучеников Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Мучеников Авкта, Тавриона и Фессалоникии.

Священномученика Кирилла, митрополита Казанского (1937) Священномучеников Михаила Адамонтова, Александра Ильинского, Александра Курмышского, Михаила Гусева, Александра Крылова, Николая Романовского, Алексия Молчанова, Павла Борисоглебского, Василия Краснова, Павлина Старополева пресвитеров, Иоанна Мошкова и Вениамина Владимирского диаконов, мч. Николая Филиппова, мц. Елисаветы Сидоровой (1937); священномучеников Сергия, архиепископа Елецкого, Николая Троицкого пресвитера и мученика Георгия Юренева (1937). Обре́тение мощей священномученика Константина Голубева пресвитера (1995).

Иконы Божией Матери, именуемой «Взыграние», Угрешской (1795).

Священномученик Кирилл, митрополит Казанский

Митрополит Казанский и Свияжский Кирилл (в миру Константин Смирнов) родился в 1863 году в Кронштадте. По окончании Санкт-Петербургской духовной академии служил священником, а в монашество был пострижен после смерти супруги. Святой Иоанн Кронштадтский завещал молодому епископу Кириллу отпеть его. С 1919 года владыка пережил ряд арестов. В 1926 году, после кончины Патриарха Тихона, митрополит Кирилл, в ту пору находившийся в ссылке, был тайно избран новым Патриархом. Но его интронизация не состоялась, так как об этом стало известно ГПУ. Летом 1937 года владыку арестовали в ссылке. Он обвинялся в том, что «возглавлял все контрреволюционное духовенство». На допросах митрополит держался очень мужественно. Шестого ноября «тройка» УНКВД приговорила его к расстрелу.

Начало служения священномученика Кирилла (Смирнова) на Казанской кафедре

На Казанскую кафедру митрополит Кирилл, недавно отпущенный на свободу после заключения, был назначен в апреле 1920 года. Власти тянули с разрешением на его отъезд к новому месту служения. Между тем в Казани готовились к празднованию чтимого Седмиезерного образа Божией Матери. В день встречи иконы — 9 июля 1920 года — временно управляющий Казанской епархией епископ Анатолий (Грисюк), отслужив литургию, встретил чудотворную икону на окраине Казани и крестным ходом через город направился в Казанский Богородицкий монастырь. Когда крестный ход вошёл во врата обители, на паперти собора шествие встретил величественный старец в полном архиерейском облачении — митрополит Кирилл. Владыка принял икону и осенил ею народ. По окончании молебна владыка Кирилл впервые обратился к своей пастве, начав со слов праведной Елисаветы: «И откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне?» (Лк. 1:43). Он сказал, что по милости Матери Божией внезапно получил возможность выехать из Москвы и успел на встречу иконы.

Обретение мощей преподобного Кирилла Новоезерского

В царствование Алексея Михайловича, в мае 1648 года, в Москве вспыхнул народный мятеж. Толпа напала на дом царского воспитателя, боярина Бориса Ивановича Морозова, желая расправиться с ним, но ему удалось скрыться в Кирилло-Белозерском монастыре. Помолившись преподобному Кириллу, Морозов дал обет в случае безопасного возвращения в Москву выстроить в обители каменный храм. Скоро волнение в Москве утихло, боярина позвали к царю, и он занял своё прежнее положение. В 1649 году Морозов приступил к исполнению обещания. Во время закладки нового храма, когда начали копать рвы, под гробницей преподобного Кирилла среди древесных корней открылся совершенно неповреждённый гроб. Об открытии мощей было донесено Патриарху Иосифу и царю. В октябре Патриарх по совету с царём послал Вологодскому архиепископу Маркеллу грамоту с предписанием осмотреть мощи святого. 7 ноября архиепископ Маркелл вместе с игуменом и братией обители, после осмотра гроба, перенесли мощи святого в деревянную церковь Воскресения Христова.

Преподобный Лазарь Галисийский

Преподобный Лазарь Галисийский родился в Лидии, в г. Магнезии. Проведя в обители св. Саввы 10 лет, он поселился недалеко от Эфеса на пустынной горе Галисийской. Здесь он был удостоен чудного видения: огненный столп, восходящий на небо, окружали Ангелы, поющие: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его». На месте, где святому было явлено это чудо, он построил храм во имя Воскресения Христова и принял на себя подвиг столпничества. Скончался прп. Лазарь в 1053 году в возрасте 72 лет.

Евангелие дня

Верующим людям хотелось бы, чтобы всё вокруг было пронизано памятью о Боге, чтобы Бог был во всём и во всех, чтобы все жили возвышенными идеалами и устремлениями, чтобы можно было обращаться к совести человека, и чтобы была ответная реакция. Но Бог устроил наш мир иначе, в нём нет вдохновенного единодушия в вопросах веры, но есть свободная человеческая воля, а это означает, что любые попытки заставить всех жить по библейским заповедям ни к чему хорошему не приведут. Такая жизнь может быть только личным выбором каждого конкретного человека. Священное Писание, как ни странно, отнюдь не сочувствует идее абсолютно религиозного общества, понимая, что такое общество всего лишь утопия, тогда как Писание — это сборник книг, которые описывают духовную реальность, а не какие-то задорные фантазии. Любопытно, что Новый Завет в ряде случаев противится и тому, чтобы делать Бога Судьёй по всем житейским вопросам. Подтверждение этой мысли мы можем найти в 12-й главе Евангелия от Луки, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах.

Глава 12.

13Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.

14Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?

15При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.

22И сказал ученикам Своим: посему говорю вам,- не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться:

23душа больше пищи, и тело — одежды.

24Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?

25Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?

26Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?

27Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.

28Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!

29Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь,

30потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том;

31наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам.

Ко Христу обратился человек, который пребывал в судебной тяжбе с собственным братом. Из евангельского контекста понятно, что тяжба была не совсем тривиальной, и спор не мог быть решён с использованием обычных для еврейского общества принципов. По этой причине безымянный евангельский персонаж решил обратиться за помощью к авторитетному и популярному проповеднику — ко Христу. Ответом на просьбу этого человека стали слова Христа о том, что Спаситель не был никем поставлен судить людские тяжбы. Ответ Христа, как это зачастую и бывает, можно понять несколькими способами.

Первый из них одновременно является и самым очевидным: миссия Христа состоит не в том, чтобы быть судьёй имущественных споров между людьми. Он пришёл, чтобы проповедовать Царство Небесное, Он пришёл пострадать и освободить человечество от рабства греху и смерти. Судейская же деятельность — это точно такая же узкопрофессиональная работа, как и работа, скажем, моряка. Христос в равной степени не мог быть ни судьёй, ни моряком, ни землепашцем, потому что все эти и многие другие занятия не позволили бы Ему делать то, ради чего Он пришёл.

Однако Христос был не только проповедником, Он был, есть и будет ещё и Богом. Если Его слова рассматривать через памятование о Его божественном достоинстве, то и Его ответ — это ответ не только человека, но и Бога. В таком случае получается, что Бог не собирается выступать судьёй в наших тяжбах, особенно же в тех, от исхода которых не зависит жизнь человека. Именно об этом Спаситель сказал сразу же после отказа выступить в роли судьи двух братьев: «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12:13). Конечно, с этими словами Христа можно было бы поспорить, вспомнив об умерших от голода или от болезней, от которых можно было бы излечиться, если бы нашлось достаточное количество денег. Но это — экстремальные примеры, Христос же говорил об общем принципе человеческой жизни, которая, действительно, не имеет прямой и непосредственной связи с изобилием имения, ну а для жизни души изобилие имения и вовсе может сослужить дурную службу и душу погубить, а не спасти, и тому есть масса примеров. Получается, что само желание судиться с братом из-за наследства — порочно, и неважно, кто из братьев прав в этом споре, Бог в любом случае уклоняется от вынесения какого-либо вердикта. Так происходит и с любым иным порочным устремлением, несмотря на то, что оно может быть вполне законным с точки зрения человеческого общества.

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Когда человеческая злоба, подозрительность, человеческий суд больно нас ранят, когда мы страдаем от других людей, — я уже не говорю о тех обстоятельствах, когда за веру приходится страдать физически и даже отдавать жизнь, подобно тому как отдавали ее мученики, — что может нас укреплять? Вера в то, что у Бога нет смерти и страданий. Все страдания, что мы переживаем, — временные и быстротекущие. И если мы остаемся верны Господу, то наследуем жизнь вечную. Мы становимся Его детьми и здесь, на земле, и в вечности. Любой человеческий суд, любая подозрительность и всякая злоба не должны омрачать нашей души, потому что ее состояние и есть наш «пропуск» в ту, другую, «комнату». Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10, 28; см. Лк. 12, 4—5).

«Большой террор» против Русской Православной Церкви

В конце 1930-х годов Православная Церковь в СССР была почти полностью физически уничтожена. На всю страну осталось несколько сот действующих храмов, в которых служило примерно такое же число священников, и лишь четыре православных архиерея, остальные в подавляющем большинстве были расстреляны. Но уничтожение земной составляющей Церкви преумножало Церковь Небесную. Несломленные духовно новомученики и исповедники Российские вдохновляли на стояние в Истине тысячи других подвижников. А имея перед глазами такой сонм святых, и миллионы простых верующих в России хранили верность Православию. Как писал митрополит Иосиф (Петровых), «смерть мучеников за Церковь есть победа над насилием, а не поражение». В конечном итоге богоборческий советский режим пал, а Церковь в России выстояла.

Молитвословия

Тропарь священномученику Кириллу (Смирнову), митрополиту Казанскому и Свияжскому

глас 5

Якоже солнце светозарное, / возсия днесь память твоя святителю и исповедниче, Кирилле,/ лучами благодати озаряя верных сердца, / к прославлению дивнаго во святых Своих Бога, / даровавшего тебе крепость во исповедании и терпение в скорбех, / не премолчи о нас угодниче Христов, / и избави нас от всякого зла, / Церковь Русскую сохрани от раздоров и нестроений, / мир мирови испроси / и душам нашим велию милость.

Кондак священномученику Кириллу (Смирнову), митрополиту Казанскому и Свияжскому

глас 3

Столп и жертва Церкви Христовой отче быв, / сию непоколебиму от искушений лукавого премудро соблюл еси, / и козни вражия твердым умом разорил еси, / и единую Церковь апостольскую проповедал еси, / Кирилле блаженне, святителей Российских похвало, // моли спастися душам нашим.

Тропарь мучеников Авкта и Тавриона

глас 4

Таврион славный и Авкт дивный, огневи противистася и всем инем казнем,/ молитвами возмогающа;/ та убо молением сердца похваляюще,/ верою пресвятую и честную память ею совершим,/ душам просвещение почерпающа.

Тропарь мучеников

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

Кондак мучеников

глас 8

Лик мученический ясен, полк светоносен,/ сошед к нам разумно,/ Церковь днесь просветил есть чудными зарями./ Темже, празднующе честную память их,/ просим от Тебе, Спасе наш:/ тех молитвами от бед избави нас,// да поем Ти: аллилуия.

Тропарь на обретение мощей преподоного Кирилла Новоезерского (Новгородского)

глас 8

Яко светильник явился еси всесветел/ во отоце Нова езера на Красном острове,/ преподобне отче Кирилле,/ ты бо крест Христов на рамо взем,/ усердно Тому последовал еси,/ чистотою Богови приближився,/ от Негоже и силами чудес обогатися,/ тем и мы любезно прибегаем к раце честных мощей твоих, умильно глаголем:/ о, преподобне отче Кирилле!/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Тропарь преподобного Кирилла Новоезерского (Новгородского) чудотворца

глас 8

Божиим Духом подвизаемь,/ слез твоих тучами изсохшее напоил еси,/ и безплотное в пустыни житие показал еси,/ и еже из глубины сердца бодренными молитвами и постом/ благодеяния труды уплодоносил еси,/ и вселенную всю просветил еси сиянием чудес твоих,/ отче наш Кирилле./ Моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак на обретение мощей преподоного Кирилла Новоезерского

глас 2

Христов ярем на рамо взем,/ усердно Тому последова,/ чистотою Богови приближився,/ отче преподобне Кирилле,/ молим тя, посещай милостивно чад своих,/ и моли непрестанно о всех нас.

Кондак преподобного Кирилла Новоезерского (Новгородского) чудотворца

глас 8

Взбранному и крепкому адаманту,/ прогонителю бесов, новому чудотворцу/ победительная, страстей злых свободившеся,/ благодарственная восписуем ти, отче наш Кирилле./ Но яко имея дерзновение у престола Христова,/ верою чтущих тя, град же и люди, молитвою твоею сохраняй,/ ты бо еси стаду твоему похвала и утверждение.

Тропарь преподобного Лазаря Галисийского

глас 8

Бденными молитвами,/ теченьми слезными столп омочил еси,/ и из глубины воздыханьми/ во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси пастырь, всем подая прощение,/ преподобне отче наш Лазаре:/ молися Христу Богу// спастися душам нашим.

Кондак преподобного Лазаря Галисийского

глас 4

Яко светильника превеликаго/ Церковь Христова славит тя/ с веселием псаломски,/ темже не престай моляся Христу// дати всем прегрешений прощение.

Новости по теме

Митрополит Кирилл возглавил престольный праздник на Кирилловском архиерейском подворье в Казани Митрополит Кирилл возглавил престольный праздник на Кирилловском архиерейском подворье в Казани

20 ноября, в день памяти священномученика Кирилла, митрополита Казанского и Свияжского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Силуан совершили Божественную литургию на архиерейском подворье во имя чествуемого святого в столице Татарстана.

Священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский и Свияжский Священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский и Свияжский

На кафедре: с 8 апреля 1920 года по 7 мая 1929 года (фактически по 15 августа 1922 года).

Священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский и Свияжский Священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский и Свияжский

На кафедре: с 8 апреля 1920 года по 7 мая 1929 года (фактически по 15 августа 1922 года).

160-летие со дня рождения священномученика Кирилла Казанского молитвенно отметили в Казани 160-летие со дня рождения священномученика Кирилла Казанского молитвенно отметили в Казани

8 мая, 160-летие со дня рождения священномученика Кирилла, митрополита Казанского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию в храме праведного Иоанна Кронштадтского при Казанской духовной семинарии.