Седмица 24-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Преподобного Иоанникия Великого (846). Священномучеников Никандра, епископа Мирского, и Ермея пресвитера (I).
Преподобного Меркурия Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Преподобного Никандра Городноезерского (XVI). Блаженного Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (1584).
Святого Николая Виноградова исповедника, пресвитера (1931); преподобномученицы Евгении Лысовой (1935); священномученика Александра Петропавловского пресвитера (1937); священномученика Исмаила Базилевского пресвитера (1941).
Память митрополита Киевского и Галицкого Флавиана (Городецкого). Иеромонах Спасо-Преображенского монастыря Казанского кремля (1867-1868). Скончался в Киеве 4 ноября 1915 г.
Преподобный Иоанникий Великий
Преподобного Иоанникия в миру звали Воила, он был из крестьянской семьи, жившей в Вифинии. Семья святого придерживалась иконоборчества, но сам он после беседы с неким старцем обратился к Православию. В юности он нёс воинскую службу в Константинополе в отряде дворцовой стражи. После того как Воила спас от гибели знатного вельможу, святой решил оставить мир. В 807 году он принял постриг. Кондак святому отмечает обильный дар чудотворения, который был дан ему Богом после многих лет подвига: «врач же крепчай ший явился еси, но яко приял еси благодать исцелений , просящим тя подаждь исцеление». На некоторых иконах святого изображают с хартией в руках, на которой написана молитва, входившая в его ежедневное правило: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Трои це Святая, слава Тебе».
Священномученики Никандр, епископ Мирский, и Ермей пресвитер
Святые священномученики Никандр, епископ Мирский, и Ермей пресвитер (I), ученики святого апостола Тита, были рукоположены им в священный сан. За усердную проповедь они были схвачены и приведены на допрос к градоначальнику Ливанию. Лютые, нечеловеческие муки вынесли святые за исповедание Христа. Их, привязанных к коням, волокли по камням, тела их рвали железными крючьями, бросали в горящую печь. Под конец мучители пронзили головы и сердца святых гвоздями и, бросив их в яму, засыпали землей.
Блаженный Симон Юрьевецкий
Блаженный Симон принял на себя подвиг юродства Христа ради. Зимой и летом ходил босой, в одной льняной рубахе. От строгого поста кожа его иссохла и почернела. Неразумные люди нередко били его, но блаженный кротко переносил все оскорбления и насмешки. Поселившись в городе Юрьевец, он все дни проводил на церковной паперти, где возносил горячие молитвы ко Господу. Однажды Симон зашел в дом к воеводе, который, не зная подвигов святого, в порыве гнева приказал побить его. Блаженный тяжело заболел и предал Богу душу. На его похороны собралось множество народа. Воевода раскаялся в своем согрешении и щедро раздавал бедным милостыню, но денег у него не убавлялось. Воевода понял, что такова милость к нему угодника Божия.
Евангелие дня
Как избавиться от зависти и раздражения на людей, условия жизни которых лучше, чем мои? Прямой ответ на этот вопрос находим в отрывке из 12-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 12.
13Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.
14Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?
15При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
22И сказал ученикам Своим: посему говорю вам,- не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться:
23душа больше пищи, и тело — одежды.
24Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?
25Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?
26Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?
27Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.
28Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!
29Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь,
30потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том;
31наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам.
Ряд кратких поучений мы услышали в только что прозвучавшем отрывке. Их смысл можно свести к одной простой идее — «жизнь человека не зависит от изобилия его имения». Но что такое жизнь? Это та сила, которая даёт бодрость нашему телу и душе, а ум делает ясным. Так во время сильной болезни мы ощущаем своё тело слабым и дряблым, эмоции и чувства становятся тусклыми, будто они заморожены, мы не можем собраться умом и наши мысли растекаются, словно манная каша по тарелке. На душе гадко. И мы говорим: «мне кажется, что я умираю». И, напротив, когда мы здоровы, энергия жизни бьёт из нас ключом. Тело бодрое, чувства и эмоции ярко выражены, ум ясный. Нам хорошо на душе.
А теперь давайте представим себе человека, который во всём имеет комфорт и достаток. Который, например, занимает хорошо оплачиваемую должность, живёт в элитном районе в уютном коттедже, ездит на машине премиум класса, обучает детей в престижной школе, имеет возможность несколько раз в год выехать с семьёй на отдых. Нам порой кажется, что подобные люди выиграли у судьбы лотерею и поэтому ощущают себя так, будто только родились. Свеженькими, бодренькими, подтянутыми. У них всегда 36 и 6.
Живучесть этой иллюзии в нас просто поразительна. Именно поэтому все силы своей души мы направляем на улучшение своего социального статуса. Если даже не хотим улучшить, то стараемся хотя бы не потерять то, что имеем. И наша забота об этом чрезмерна. Настолько чрезмерна, что жизнь превращается в безумную гонку, в которой мы теряем всякий душевный мир и покой. Потому Господь и говорит: не обольщайтесь. Даже те люди, которых вы считаете полубогами и небожителями, зачастую подобно вам ощущают себя так, будто у них температура под 40. Их лихорадит не меньше вашего. И чувство, что жизнь покидает их, у них то же самое, что и у вас. Потому что «жизнь человека не зависит от изобилия его имения».
Священное Писание, когда говорит о смерти праведника, использует очень примечательное выражение. Так, например, в истории об Аврааме читаем: «и сконча́лся Авраа́м, и у́мер в ста́рости до́брой, престаре́лый и насы́щенный жи́знью» (Быт. 25:8). Человек умирает, но он при этом насыщен жизнью. Только задумайтесь. Жизнь так сконцентрирована в его теле и душе, что сама смерть превращается в лёгкий сон. Вот то подлинное богатство, на приобретении которого призывает нас сосредоточится Христос. И сегодня Он прямо говорит о том, как его получить: «ищите прежде всего Царства Божия». Другими словами, в первую очередь проявляйте заботу о том, как исполнить волю Бога, как ради Христа послужить своим ближним. Как на протяжении дня воплотить в жизнь Евангелие. И Спаситель обещает, что если мы будем так поступать, то Бог, который прекрасно знает о наших потребностях, даст нам то, в чём мы действительно имеем нужду. Как говорит Христос, «это всё приложится вам».
Звучит, конечно, фантастически. Но у каждого есть возможность проверить действенность этих слов на собственном опыте. Хотя бы пару дней пожить по Евангелию. Золотые горы нам Господь не обещает. Он не фокусник. Но Он обещает, что такой образ жизни избавит нас от дикой лихорадки, от страхов и тревог по поводу завтрашнего дня. От зависти к тем, кто, как нам кажется, живёт лучше нас. От злобы и раздражения. От ощущения себя неудачником. К нам вернутся ясность ума, свежесть чувств и даже бодрость в теле. А это, согласитесь, уже не мало. С этого начинается настоящая жизнь в её полноте и глубине.
священник Димитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Исполнение внешних церковных предписаний необходимо, потому что они помогают человеку мобилизовать волю, победить свои слабости. Лень идти в храм, но, желая исполнить предписания церковного устава, мы идем в Церковь и стоим во время богослужения, преодолевая, может быть, усталость, некий внутренний дискомфорт. Через это напряжение своих сил мы приближаемся к Господу, потому что стараемся быть ближе к Нему. Точно так же и пост. Будучи как бы внешним предписанием, он преследует одну-единственную цель — изменение внутреннего состояния человека, и, исполняя эти внешние предписания, мы можем многого добиться. Но при всем том, если наша религиозная жизнь не сопровождается совершением добрых дел, если в сердце мы не чувствуем любви и расположения к людям, если мы проявляем черствость и к ближним, и к дальним, значит, мы повторяем грех фарисеев.
Что такое Божественное Откровение?
Божественным откровением, во-первых, называется действие Божье, которым (посредством которого) Он открывает миру, человеку те или иные истины, те или иные требования Своей святой воли; а во-вторых, сами открытые Богом истины, требования.
Различают два вида Божественного откровения: естественное и сверхъестественное.
Естественное откровение — то, которое передается и воспринимается людьми естественным образом. Сверхъестественным Откровением Божьим называется то, которое преподаётся (а нередко и воспринимается) сверхъестественным способом.
Естественным образом Бог частично открыт и открывается в делах творения, как Создатель и как Промыслитель (некоторое подобие этому усматривается в том, как открываются в своём творчестве, в своих произведениях, писатель, поэт, музыкант, художник, скульптор, архитектор и т. п.).
Сверхъестественным образом Бог открывается людям в особых случаях. Формы передачи сверхъестественного откровения могут быть различными. В Св. Писании отмечены случаи, когда Бог открывался во сне, посредством голоса, через Ангелов и пр. Полнота откровения, направленного на спасение людей, была дана воплотившимся Богом.
Крайности в подходе к духовничеству
1. Поиск духовника высоких дарований. Иногда говорят: я редко исповедуюсь, никак не могу духовника себе найти. Нередко такого рода оправдание имеет в основе чрезмерную надежду грешника на личные возможности духовника, при недостаточном уповании на Бога. В противовес этой позиции стоит то догматическое положение, что от греха нас очищает не человек, но Господь. Неужели наш духовно-нравственный уровень столь высок, что обычный батюшка нас не устроит? Лучше иметь «обычного» духовника, чем руководить собой самостоятельно. Ведь мы пристрастны, нужен взгляд человека, независимого от наших страстей.
2. Поиск душевного, а не духовного духовника, того, кто обаятелен и снисходителен, приятен в общении. Главный же критерий духовничества — не удовольствие от общения, а духовное продвижение, борьба со страстями и обретение добродетелей.
3. И последняя крайность — попытка обойтись без духовника. Один мудрый человек сказал: «Я не могу поверить, что Бог нам дал разум, а потом запретил им пользоваться». Однако полезно и смирять свой падший ум, ставя высшим авторитетом учение Церкви, рекомендации духовника. Иначе дьявол может нас запутать. Он несколько тысяч лет специализируется в области соблазнения людей, у него значительно больше опыта, чем у нас.
Зачем мне исповедоваться в присутствии священника, если можно это сделать напрямую Богу?
Одно не исключает другого. Исповедание греха состоит из 3-х этапов:
1. как только осознал грех — напрямую Богу;
2. подводя итоги дня — напрямую Богу (на вечернем молитвенном правиле);
3. в Таинстве Исповеди — напрямую Богу при свидетельстве священника (получая разрешение от греха). Сам Бог (Ин.20:23) дал Своим апостолам, а далее, через апостольское преемство, епископам и священникам возможность разрешать христиан от грехов. Поэтому исповедоваться мы можем в любой форме и кому угодно, но получать разрешение от грехов установлено от священников и епископов.
P.S. Практика показывает, что тот, кто задаёт такой вопрос, в реальности Богу напрямую не исповедуется.
Нравственное доказательство бытия Божьего: почему мы обязаны?
Нравственное доказательство бытия Божьего опирается на наш моральный опыт. Мы все — верующие и атеисты — хвалим или порицаем других людей. Но это возможно только в том случае, если мы обращаемся к какому-то обязательному для всех людей нравственному закону. Все люди обязаны поступать определенным образом и заслуживают осуждения, если не поступают.
Но кто налагает эти обязательства? Природа? Природа не является волящим субъектом и поэтому не может налагать обязательств. Общество? Но мы легко можем привести примеры того, как нравственный долг требует выступать против общества (например, нацистского). Кроме того, существуют разные общества с разными требованиями. За кем именно мы должны признать право обязывать всех людей? На каком основании?
Всеобщий нравственный закон, обязательный для всех людей, требует надчеловеческого законодателя, и этот Законодатель — Бог.
Молитвословия
Тропарь преподобного Иоанникия Великого
глас 8
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней,/ сияя чудесы, Иоанникие, отче наш:// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Иоанникия Великого
глас 8
Звезда явился еси всесветлая, в мире просвещаяй/ и сущия во мраце страстей облиставаяй,/ врач же крепчайший явился еси,/ но яко приял еси благодать исцелений,/ просящим тя подаждь исцеление, да зовем:// радуйся, отче Иоанникие.
Тропарь преподобного Меркурия, постника Печерского, в Дальних пещерах
глас 5
Присносущныя, блаженне, желая сподобитися жизни, / праведне и непорочне / жизнь свою препроводил еси в нынешнем веце, / темже, Меркурие, желаемаго ты достиг, / моли и нам вечныя сподобитися жизни.
Кондак преподобного Меркурия, постника Печерского
глас 8
Преподобному во всех делех Господеви преискренне работая,/ и Онаго всегда в церкви преподобных Своих/ преподобным воспевая гласом,/ наследил еси, преподобне Меркурие, часть преподобных,/ с нимиже молися о всех нас.
Тропарь священномученика Никандра
глас 4
Мученик Твой, Господи, Никандр/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.
Тропарь блаженного Симона, Христа ради Юродивого, Юрьевецкого
глас 8
Яко воистинну гласа апостольскаго/ послушатель был еси, блаженне Симоне,/ Христа бо ради изволив имети буйство,/ в немже соблюл еси твоя к Богу добродетели, посреде молв некрадомы,/ терпением убо пачеестественным Христа подражав,/ посрамил еси льстиваго всю гордыню,/ тем и в лютых ранах,/ якоже древний Лазарь, в недра Авраамля преселился еси,/ идеже и ныне утешаяся, посещай град твой,/ почитающий любовию святую память твою.
Кондак блаженного Симона, Христа ради Юродивого, Юрьевецкого
глас 4
Возгоревся рачением Горним,/ жестость вольнаго юродства паче всех сладких мира предпочел еси,/ отонудуже повинуся ти огнь,/ от егоже запаления град твой Юрьевец избавил еси,/ и воды немокренно, яко по суху, прешел еси,/ и хотящия быти предрекл еси,/ прославльшу тя тако Богу,/ к Немуже моляся и о нас,/ поющих тя, блаженне Симоне, поминай.