16 ноября. Память мучеников Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона

5101
Фото

Седмица 24-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Мучеников Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона (IV). Обновление храма великомученика Георгия в Лидде (IV).

Мучеников Аттика, Агапия, Евдоксия, Катерия, Истукария, Пактовия, Никтополиона и дружины их (ок. 320). Преподобного Акепсима (IV). Праведной Снандулии (IV).

Священномучеников Николая Динариева пресвитера и мч. Павла Парфенова (1918); священномучеников Василия Архангельского, Петра Орленкова, Василия Покровского, Александра Зверева, Владимира Писарева, Сергия Кедрова, Николая Пятницкого, Викентия Смирнова, Иоанна Кесарийского, Петра Косминкова, Александра Парусникова, Павла Андреева, Космы Петриченко пресвитеров и Симеона Кречкова диакона (1937); мученицы Евдокии Сафроновой (1938); священномученика Сергия Станиславлева диакона (1942).

Священномученик Акепсим Персидский

Епископ Акепсим возглавлял Церковь в персидском городе Наессоне. Во время гонений на христианское духовенство был схвачен и епископ Акепсим, в то время 80-летний старец. Святой отказался принести жертву персидским богам. За это его жестоко избили и заключили в темницу, куда на другой день после пыток были брошены 70-летний пресвитер Иосиф и диакон Аифал. Три года святых томили голодом, жаждой. В храм бога огня, находившийся недалеко от Арбелы, прибыл царь Сапор, пожелавший видеть святых мучеников. Святые вновь твердо отказались поклониться языческим богам. Епископу отсекли голову, а пресвитера и диакона отправили в город, чтобы побить камнями. Казнь пресвитера Иосифа длилась несколько часов. Возле места казни поставили стражу. На четвертую ночь пронесся сильный ураган, молния убила стражу, и тело святого Иосифа исчезло. Диакон Аифал был отведен в селение Патриас и там был побит камнями. Христиане тайно погребли его тело, на могиле святого выросло дерево, плоды которого приносили исцеление.

Обновление храма великомученика Георгия в Лидде

По желанию великомученика Георгия его тело похоронили в палестинском городе Рамла. В царствование императора Константина почитатели святого выстроили во имя его прекрасный храм в Лидде, куда перенесли мощи великомученика. Впоследствии храм пришёл в большое запустение. Неповреждёнными остались лишь алтарь и гроб святого Георгия, где христиане продолжали отправлять богослужение. Внимание к этому храму со стороны православной России пробудилось во второй половине XIX века. Средства, дарованные благотворителями и русским правительством, дали возможность вновь увидеть этот храм благоустроенным и преукрашенным. Освящение обновлённого храма состоялось 3 ноября 1872 года, в годовщину того дня, в который он был освящён впервые. Этот день внесли в месяцеслов как новую память великомученика Георгия.

Священное Писание

Обычно, когда люди кому-нибудь угрожают, они внутренне желают, чтобы возмездие совершилось и было вполне реальным. Но что же происходит, когда угрожает Бог? Ответ на этот вопрос можно услышать в отрывке из 11-й и 12-й глав Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 11.

47Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши:

48сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы.

49Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят,

50да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира,

51от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего.

52Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.

53Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое,

54подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его.

Глава 12.

01Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.

Окончание 11-й главы Евангелия от Луки — текст очень напряжённый, потому что проповедь Христа, первоначально обращённая к простому народу, переросла в обличение фарисеев, книжников и законников. И хотя некоторые фарисеи и законники пытались сгладить беседу и даже говорили, что Его обвинения звучат обидно, Спаситель обращал к ним горькие слова, подобно тому, как судье приходится выносить приговор или врачу озвучивать диагноз.

Законники, как это понятно из их названия, побуждали людей как можно точнее соблюдать закон Моисея. В принципе это было правильно, если бы они сами подавали остальным пример. Однако, соблюдая только то, что им удобно, — ритуальные нормы не касавшиеся их сердца, они не соблюдали главного — любви к ближнему, в чём входили в противоречие с пророками, обличавшими такой подход к закону. Христос указывает на случаи расправы грешников над праведниками. Эти, последние, своей жизнью раздражали и злили тех, кто жил иначе, потому что становилось очевидно, что праведность возможна и дело в желании и свободном выборе. При этом со временем, когда почитание убитого пророка становилось внешней, практически религиозной обязанностью, их дети, такие же законники, строили им гробницы. Может возникнуть вопрос: а что же им ещё оставалось делать? Ну хотя бы памятники строили! Им оставалось жить так, как завещали пророки, но они жили так же, как их отцы. Возводили памятники мёртвым и гнали живых.

Сожалея и произнося горькие слова в сторону законников, Спаситель говорит о том, что с их рода в итоге взыщется кровь всех праведников, которых они погубили, начиная от праведного Авеля. Это уточнение звучит необычно, ведь Каин никак не выглядит законником. Но дело не в наличии или отсутствии закона, а в том, как человек относится к Богу и к ближнему. Каин, также как и законники, убивавшие пророков, формально принёс жертву Богу и Тот не принял её. Увидев же, что жертва Авеля принята, он понял, что праведность брата обличает его и за эту праведность его возненавидел. В этом смысле Каин и законники — люди одного рода, формалисты, живущие своими интересами, лицемерные и жестокие, которые никому не прощают, ни искренности, ни праведной жизни.

Что же с ними произойдёт? И почему в итоге кровь всех этих праведников взыщется от этого нечестивого рода? Взыскать нечто — это заставить платить по счетам или, проще говоря, призвать к ответственности. Это взыскание и призыв к ответу будет заключаться в том, что жизни людей, которые ни сами в законе не разобрались, ни окружающих не смогли научить, но вели себя жестоко и лицемерно, будет подведён страшный, но закономерный итог.

Христос любит всех людей. Печалясь о законниках, о книжниках и фарисеях, Он обращает к ним строгие слова, в которых можно увидеть горькое лекарство, призванное привести их к исправлению. Заботясь о нас, Спаситель предупреждает нас беречься закваски фарисейской, то есть не допускать лицемерия даже в мелочах.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сегодня, когда открываются церкви Божии, когда не так уж далеко ехать до ближайшего храма, у нас с вами нет оправдания, если утром в воскресенье, просыпаясь и размышляя, стоит ли идти в храм, мы откладываем это святое дело до следующего воскресенья. Посещение храма необходимо нам. Оно нужно для того, чтобы Господь слышал наше воздыхание, чтобы под сводами святого храма мы, обретая благодать Божию, восходили от силы в силу (Пс. 83, 8). Дай Бог всем нам хранить способность к совместной молитве! И да дарует нам Господь физические силы, чтобы, несмотря на усталость, а иногда и болезни, приходить в храмы Божии и вместе с другими сливаться в едином воздыхании ко Господу.

Притча. Не в деньгах счастье

Послушник спросил у старца:

— Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?

Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. Ибо за деньги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; женщин, но не любовь; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; образование, но не ум. И то, что названо, не исчерпывает список.

О послушании

Послушание в широком смысле — христианская добродетель, заключающаяся в согласовании (согласованности) своей воли с волей Божьей. В более узком значении термин «послушание» используется в Православии для обозначения послушания духовнику (или монашеского послушания).

Послушание духовному наставнику должно способствовать возрастанию человека в послушании Богу (исполнению Заповедей Божиих). Это требование подразумевает благочестивость и духовную зрелость наставника.

Существует монашеская практика «безусловного» послушания духоносному старцу, как полный отказ от своей воли (в том числе от своеволия). Попытка формального копирования этой практики в миру часто приводит к негативному результату.

В отсутствии святых старцев нам требуется рассуждение. Осуществляя жизнь во Христе, следует идти царским путём. Уклониться в одну сторону — значит, беспрекословно слушаться кого угодно. Уклониться в другую — не слушаться вообще никого или искать таких учителей, которые бы оправдывали наши страсти. Прежде чем вверить себя в послушание, стоит взять в соображение, что «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.5:14).

Можно ли доказать бытие Божье?

Если сказать одним словом, то да. Но нам стоит уточнить, что мы считаем доказательством. Прежде всего, отметим, что «доказать» и «принудить» — это разные вещи. Никакие доказательства не могут заставить человека их принять. Например, поклонники академика Фоменко отрицают существование Древнего Рима, полагая все свидетельства о нём поздними подделками. Это не значит, что реальность Древнего Рима не доказана, это значит, что люди могут отвергать любые свидетельства. Вы не можете помешать человеку настаивать на его заблуждении, если он так хочет.

Нам также стоит отметить часто возникающую ошибку — когда люди требуют, чтобы бытие Божье доказывалось методами естественных наук. Наука имеет дело с материей и, опираясь на повторяющиеся наблюдения и воспроизводимые эксперименты, делает утверждения о материальных объектах и процессах.

Но Бог не является материальным объектом или процессом, и то, бытие чего можно было бы доказать научно, просто не было бы Богом в библейском смысле. Хотя наука разворачивает перед нами картину мироздания, которая свидетельствует о Боге, мы не можем доказать Его бытие в рамках научного метода.

Доказательства бытия Божьего носят философскую направленность. Среди них обычно выделяют нравственное, космологическое, телеологическое, эстетическое и историческое, и они имеют принципиально непринудительный характер: Бог дает нам достаточные основания для веры, но не принуждает к ней.

Молитвословия

Тропарь великомученика Георгия

глас 4

Яко пленных свободитель/ и нищих защититель,/ немощствующих врач,/ православных поборниче,/ победоносче великомучениче Георгие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак великомученика Георгия

глас 8

К возбранному и скорому заступлению Твоему прибегше, вернии,/ молим избавитися, страстотерпче Христов,/ от соблазн вражиих воспевающим тя,/ и всяких бед, и озлоблений, да зовем:// радуйся, мучениче Георгие.

Молитва великомученику Георгию Победоносцу

Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою покланяющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый Победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь мучеников

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости:/ тех молитвами// спаси души наша.

Кондак мучеников

глас 2

Божественная, мудре, непорочно тайноводил еси,/ жертва приятна был еси, богоблаженне,/ Христову бо пил еси чашу славно, святе Акепсимо,/ со страдальцы твоими,// моляся непрестанно о всех нас.

Новости по теме

Митрополит Кирилл совершил Литургию в храме праведного Иоанна Кронштадтского при Оренбургской православной гимназии Митрополит Кирилл совершил Литургию в храме праведного Иоанна Кронштадтского при Оренбургской православной гимназии

9 декабря 2023 года, в день воспоминания освящения церкви великомученика Георгия в Киеве временно управляющий Оренбургской епархией митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в храме праведного Иоанна Кронштадтского при Оренбургской православной гимназии.

Завершилось пребывание ковчега с мощами великомученика Георгия Победоносца в Казанском соборе Завершилось пребывание ковчега с мощами великомученика Георгия Победоносца в Казанском соборе

С 19 по 21 мая 2023 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Казани пребывал ковчег с мощами великомученика Георгия Победоносца.

Великомученик Георгий Победоносец являл свою действенную помощь в самых сложных исторических обстоятельствах
Прямая речь 19 мая 2023
Великомученик Георгий Победоносец являл свою действенную помощь в самых сложных исторических обстоятельствах

Патриаршее приветствие участникам принесения ковчега с мощами великомученика Георгия Победоносца в епархии Русской Православной Церкви

В дни пребывания ковчега с мощами великомученика Георгия Победоносца в Казанском соборе будут совершаться молебны В дни пребывания ковчега с мощами великомученика Георгия Победоносца в Казанском соборе будут совершаться молебны

19 мая в кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери Богородицкого мужского монастыря был принесён ковчег с мощами великомученика Георгия Победоносца.