Неделя 23-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Мучеников Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона (IV). Обновление храма великомученика Георгия в Лидде (IV).
Мучеников Аттика, Агапия, Евдоксия, Катерия, Истукария, Пактовия, Никтополиона и дружины их (ок. 320). Преподобного Акепсима (IV). Праведной Снандулии (IV).
Священномучеников Николая Динариева пресвитера и мч. Павла Парфенова (1918); священномучеников Василия Архангельского, Петра Орленкова, Василия Покровского, Александра Зверева, Владимира Писарева, Сергия Кедрова, Николая Пятницкого, Викентия Смирнова, Иоанна Кесарийского, Петра Косминкова, Александра Парусникова, Павла Андреева, Космы Петриченко пресвитеров и Симеона Кречкова диакона (1937); мученицы Евдокии Сафроновой (1938); священномученика Сергия Станиславлева диакона (1942).
Престольные праздники
Храм прп. Сергия Радонежского (приставной престол в честь вмч. Георгия Победоносца) г. Казани (на ул. Краснококшайской) (К)
Молитвенный дом вмч. Георгия Победоносца г. Бугульмы (А)
Храм вмч. Георгия Победоносца г. Елабуги (Н)
Храм вмч. Георгия Победоносца с. Старое Гришкино Менделеевского района (Н)
Храм вмч. Георгия Победоносца архиерейского подворья прав. Иоанна Кронштадтского пос. Красный Ключ Нижнекамского района (Ч)
Храм вмч. Георгия Победоносца г. Набережные Челны (Н)
Крестильный храм вмч. Георгия Победоносца храма равноапп. царей Константина и Елены на острове-граде Свияжск (К)
Священномученик Акепсим Персидский
Епископ Акепсим возглавлял Церковь в персидском городе Наессоне. Во время гонений на христианское духовенство был схвачен и епископ Акепсим, в то время 80-летний старец. Святой отказался принести жертву персидским богам. За это его жестоко избили и заключили в темницу, куда на другой день после пыток были брошены 70-летний пресвитер Иосиф и диакон Аифал. Три года святых томили голодом, жаждой. В храм бога огня, находившийся недалеко от Арбелы, прибыл царь Сапор, пожелавший видеть святых мучеников. Святые вновь твердо отказались поклониться языческим богам. Епископу отсекли голову, а пресвитера и диакона отправили в город, чтобы побить камнями. Казнь пресвитера Иосифа длилась несколько часов. Возле места казни поставили стражу. На четвертую ночь пронесся сильный ураган, молния убила стражу, и тело святого Иосифа исчезло. Диакон Аифал был отведен в селение Патриас и там был побит камнями. Христиане тайно погребли его тело, на могиле святого выросло дерево, плоды которого приносили исцеление.
Обновление храма великомученика Георгия в Лидде
По желанию великомученика Георгия его тело похоронили в палестинском городе Рамла. В царствование императора Константина почитатели святого выстроили во имя его прекрасный храм в Лидде, куда перенесли мощи великомученика. Впоследствии храм пришёл в большое запустение. Неповреждёнными остались лишь алтарь и гроб святого Георгия, где христиане продолжали отправлять богослужение. Внимание к этому храму со стороны православной России пробудилось во второй половине XIX века. Средства, дарованные благотворителями и русским правительством, дали возможность вновь увидеть этот храм благоустроенным и преукрашенным. Освящение обновлённого храма состоялось 3 ноября 1872 года, в годовщину того дня, в который он был освящён впервые. Этот день внесли в месяцеслов как новую память великомученика Георгия.
Священное Писание
Молитва — это основа духовной жизни человека. Но как сделать свою молитву к Богу более эффективной и сосредоточенной? Важный совет находим в отрывке из 8-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 8.
41И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,
42потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.
43И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена,
44подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.
45И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит,- и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?
46Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.
47Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.
48Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.
49Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.
50Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.
51Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.
52Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.
53И смеялись над Ним, зная, что она умерла.
54Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.
55И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.
56И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.
Случаи, описанные в только что прозвучавшем отрывке, на первый взгляд очень друг от друга отличаются. Однако несмотря на всю разницу, в этих ситуациях есть много общего. Если женщина 12 лет страдает от своей болезни, то девочка в 12 лет умирает. И в случае с женщиной, и в случае с девочкой евангелист подчёркивает, что ситуация была крайне безнадёжной. Люди на грани отчаяния и, кроме как на Христа, им надеяться не на кого. Поэтому они совершают предосудительные поступки в глазах окружающих. Иаир ставит под угрозу свою репутацию, так как обращается к Человеку, Которого его коллеги, религиозные вожди иудеев, считали богохульником. А кровоточивая нарушает строгие ритуальные правила и оскверняет своим прикосновением не только людей в толпе, но и всеми уважаемого учителя. Ведь с точки зрения иудейского закона она нечистая. Нечистой считалась и девочка, которая на момент прихода Христа к ней в дом, уже умерла. Однако и её Господь возвращает к жизни именно через прикосновение.
Видимо, не случайно апостол Лука рассказывает об этих двух случаях именно таким способом, вплетая их в рамку одной истории. Он хочет показать нам, что разные обстоятельства скрывают одну и ту же важную истину. На эту истину прямо указывает святитель Феофан Затворник. По его словам, и у Иаира, и у кровоточивой была молитва веры. Выражалась она по-разному. Однако сердечное расположение обоих было общим. И кровоточивая, и Иаир душой вопили к Богу, обращались к Нему как к последней надежде. И в итоге получили просимое.
Это прекрасная иллюстрация того, какой должна быть наша молитва к Творцу. Нам важно помнить, что молитвенные правила, которые церковный устав предлагает читать утром, вечером, перед едой и после еды, — это, безусловно, вещь необходимая. Правила помогают нам приучить себя к дисциплине. Они напоминают, что наша молитва должна быть регулярной, как беседа с родным человеком. Они указывают, в каком примерно направлении должна развиваться наша беседа с Творцом. Однако при этом важно помнить, что даже самое древнее и авторитетное правило, это ещё не сама молитва. Это лишь прелюдия к ней. Как говорит тот же самый святитель Феофан, молитва — это особое расположение нашего духа. Это сосредоточенность нашего внимания на Боге. Чем выше эта сосредоточенность, тем глубже молитва.
Как же такой сосредоточенности добиться? Бывает, что правила мы вычитываем, но молитвы нет, так как наше внимание занято посторонними вещами. Вспомним тогда Иаира и кровоточивую. У них на сердце была такая боль, что окружающий мир им был совсем неинтересен. Боль сосредоточила их на Христе. Вот и для нас это может стать способом войти в молитву. Ведь своя боль есть у каждого из нас. В сердце сидит заноза и зудит. Как правило это может быть тяжёлое воспоминание о человеке или о ситуации. И мы не можем избавиться от этого воспоминания. Боремся с ним, а оно не отпускает. Поэтому не лучше ли вместо того, чтобы бегать от этого чувства, принять его и побыть в нём? Только тогда мы сможем отчётливо увидеть, что это страдает наша душа. И она нуждается в утешении и исцелении. Лишь тогда мы сможем взять её на руки и отдать Богу. И тогда то, что доставляло нам нестерпимые мучения, удивительным образом станет для нас источником радости, мира и покоя.
священник Димитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Сегодня, когда открываются церкви Божии, когда не так уж далеко ехать до ближайшего храма, у нас с вами нет оправдания, если утром в воскресенье, просыпаясь и размышляя, стоит ли идти в храм, мы откладываем это святое дело до следующего воскресенья. Посещение храма необходимо нам. Оно нужно для того, чтобы Господь слышал наше воздыхание, чтобы под сводами святого храма мы, обретая благодать Божию, восходили от силы в силу (Пс. 83, 8). Дай Бог всем нам хранить способность к совместной молитве! И да дарует нам Господь физические силы, чтобы, несмотря на усталость, а иногда и болезни, приходить в храмы Божии и вместе с другими сливаться в едином воздыхании ко Господу.
Притча. Не в деньгах счастье
Послушник спросил у старца:
— Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?
Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. Ибо за деньги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; женщин, но не любовь; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; образование, но не ум. И то, что названо, не исчерпывает список.
О послушании
Послушание в широком смысле — христианская добродетель, заключающаяся в согласовании (согласованности) своей воли с волей Божьей. В более узком значении термин «послушание» используется в Православии для обозначения послушания духовнику (или монашеского послушания).
Послушание духовному наставнику должно способствовать возрастанию человека в послушании Богу (исполнению Заповедей Божиих). Это требование подразумевает благочестивость и духовную зрелость наставника.
Существует монашеская практика «безусловного» послушания духоносному старцу, как полный отказ от своей воли (в том числе от своеволия). Попытка формального копирования этой практики в миру часто приводит к негативному результату.
В отсутствии святых старцев нам требуется рассуждение. Осуществляя жизнь во Христе, следует идти царским путём. Уклониться в одну сторону — значит, беспрекословно слушаться кого угодно. Уклониться в другую — не слушаться вообще никого или искать таких учителей, которые бы оправдывали наши страсти. Прежде чем вверить себя в послушание, стоит взять в соображение, что «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.5:14).
Можно ли доказать бытие Божье?
Если сказать одним словом, то да. Но нам стоит уточнить, что мы считаем доказательством. Прежде всего, отметим, что «доказать» и «принудить» — это разные вещи. Никакие доказательства не могут заставить человека их принять. Например, поклонники академика Фоменко отрицают существование Древнего Рима, полагая все свидетельства о нём поздними подделками. Это не значит, что реальность Древнего Рима не доказана, это значит, что люди могут отвергать любые свидетельства. Вы не можете помешать человеку настаивать на его заблуждении, если он так хочет.
Нам также стоит отметить часто возникающую ошибку — когда люди требуют, чтобы бытие Божье доказывалось методами естественных наук. Наука имеет дело с материей и, опираясь на повторяющиеся наблюдения и воспроизводимые эксперименты, делает утверждения о материальных объектах и процессах.
Но Бог не является материальным объектом или процессом, и то, бытие чего можно было бы доказать научно, просто не было бы Богом в библейском смысле. Хотя наука разворачивает перед нами картину мироздания, которая свидетельствует о Боге, мы не можем доказать Его бытие в рамках научного метода.
Доказательства бытия Божьего носят философскую направленность. Среди них обычно выделяют нравственное, космологическое, телеологическое, эстетическое и историческое, и они имеют принципиально непринудительный характер: Бог дает нам достаточные основания для веры, но не принуждает к ней.
Молитвословия
Тропарь великомученика Георгия
глас 4
Яко пленных свободитель/ и нищих защититель,/ немощствующих врач,/ православных поборниче,/ победоносче великомучениче Георгие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак великомученика Георгия
глас 8
К возбранному и скорому заступлению Твоему прибегше, вернии,/ молим избавитися, страстотерпче Христов,/ от соблазн вражиих воспевающим тя,/ и всяких бед, и озлоблений, да зовем:// радуйся, мучениче Георгие.
Молитва великомученику Георгию Победоносцу
Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою покланяющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый Победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Тропарь мучеников
глас 4
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости:/ тех молитвами// спаси души наша.
Кондак мучеников
глас 2
Божественная, мудре, непорочно тайноводил еси,/ жертва приятна был еси, богоблаженне,/ Христову бо пил еси чашу славно, святе Акепсимо,/ со страдальцы твоими,// моляся непрестанно о всех нас.