29 октября. Память мученика Лонгина сотника, иже при Кресте Господни

5588
Фото

Седмица 21-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Мученика Лонгина сотника, иже при Кресте Господни (I).

Преподобного Галла (ок. 650). Преподобного Лонгина, вратаря Печерского, в Дальних пещерах (XIII—XIV). Преподобного Лонгина Яренгского (1544—1545).

Святого Георгия Троицкого исповедника, пресвитера (1931); священномученика Евгения Елховского пресвитера (1937); священномученика Алексия Никонова пресвитера (1938); священномученика Иоанна Заседателева пресвитера (1942).

Память Святейшего патриарха Московского и всея Руси Адриана. Возглавлял Казанскую епархию в сане митрополита Казанского и Свияжского с 21 марта 1686 по 24 августа 1690 гг. Скончался в Москве 16 октября 1700 г., погребен в Успенском соборе Московского кремля.

Мученик Лонгин сотник

Во время казни Господа Иисуса Христа отряд, которым командовал сотник Лонгин, стоял на страже у подножия святого Креста. Лонгин уверовал во Христа и всенародно исповедал, что «воистину это Сын Божий». Затем он проповедовал о Спасителе на своей родине в Каппадокии. Узнав об этом, иудейские старейшины убедили Пилата послать для задержания мученика отряд воинов. Когда солдаты прибыли в родное селение Лонгина, бывший сотник сам вышел навстречу воинам и привёл их в свой дом. За трапезой Лонгин назвал себя и просил собратьев по оружию исполнить порученное им. Воины советовали мученику скрыться, но он пожелал принять страдания за Христа. По приказу Пилата Лонгин был обезглавлен. Впоследствии глава мученика была обретена слепой женщиной, которая исцелилась через прикосновение к святыне.

Преподобный Галл

Святой Галл родился в 541 году в Ирландии. Он получил образование в Бангорском монастыре, постригся в монахи и отправился вместе с преподобным Колумбаном в Галлию для проповеди. Он следовал за духовным отцом в миссионерских поездках, помогал проповедовать и свергать идолов. Однажды он молитвой изгнал демона из Фридебурги, дочери герцога аламанов Гунзона, помолвленной с франкским королём Сигебертом. В благодарность король передал в дар Галлу часть земли на берегу Боденского озера. В день свадьбы Фридебурга объявила, что хочет посвятить девство Господу нашему Иисусу Христу. Король, положившись на волю Божию, одел невесту в королевские одежды, привёл к алтарю и сказал: «В том же облачении, что было приготовлено для меня, отдаю её в невесты Господу!» Святой Колумбан запретил преподобному Галлу совершать литургию при своей жизни. В 615 году святой Галл узнал о кончине своего духовного отца благодаря пророческому дару и в тот же день совершил литургию. Преподобный Галл преставился ко Господу, когда ему было около 100 лет.

Евангелие дня

Как определить, что человек не шарлатан, не обманщик, но является действительным последователем Христа, и двигается ко спасению верным путём? Ответ на этот вопрос звучит в том отрывке из 9-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 9.

44 вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие.

45 Но они не поняли слова сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись.

46 Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?

47 Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою

48 и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик.

49 При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.

50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.

Отношения между учениками Христа не были совершенно гладкими. Каждого из них занимал вопрос: кто из них ближе к Учителю. Кто может претендовать на лучшее место в Его Царстве. Поэтому подчас друг на друга они смотрели как на соперников и конкурентов. Евангелие описывает даже несколько случаев конфликтов между апостолами. Вот и сегодня нам говорится о том, что мысли о первенстве настолько занимали их ум и сердце, что Господь специально обращается к этой теме. Он ставит рядом с Собой ребёнка. В те времена у детей не было никаких прав. Наряду с вдовами, нищими и убогими они были самыми незначительными членами древнего общества. Тем самым Христос даёт понять апостолам, чем должен быть занят их ум и к чему они должны стремится в своей жизни. Все свои силы им необходимо сосредоточить на служении тем, кто в глазах людей не имеет никакого значения. И здесь, чем ниже спустишься, тем лучше. Потому что лишь так будешь ближе ко Христу. Ведь ради людей Он Сам отложил регалии вселенского Владыки, спустился с небесного престола на землю, странствовал, испытывал весь тот дискомфорт, который испытываем все мы, а потом ещё и умер позорной и мучительной смертью. Это беззаветное и самоотверженное служение. Путь, которым могут пройти лишь действительно достойные. Ведь здесь нет никакой корыстной выгоды. Ученики не особо понимают этот урок. Неслучайно Иоанн, продолжая выяснять, кто больше и значительней, вспоминает о человеке, который не входит в число учеников, но использует имя Христа, чтобы выгнать бесов. Казалось бы, Иоанн задаёт важный богословский вопрос. Однако это лишь видимость. Ведь подталкивает его к этому тот же дух соперничества. Просто в одной ситуации он доказывал собственную важность в узком кругу, перед лицом апостолов, в другой — он перекидывается на внешних и выбирает для этого иную стратегию аргументации. Ответ Христа опять же очень практичен. Если человек служит, выполняет работу во имя Бога и дело спорится, не мешайте ему. Пусть он не с вами, но он точно не против вас.

Замечательный отрывок и весьма поучительный. Ведь порой нас хлебом не корми, а дай доказать окружающим, что правда на моей стороне. Выработав такой навык в личной жизни, мы переносим его и в религиозную. Вопрос, кто более духовный и православный, кто ближе к истине, — настолько занимает наши умы и сердца, что мы напрочь забываем слова Христа: ближе к Нему тот, кто без лишних слов служит Его детям. То есть бескорыстно служит ближним. И в первую очередь тем, кто не имеет никакого веса в глазах окружающих. Речь идёт о всех тех, кто по какой-то причине занимает слабую позицию по сравнению со мной, кто ниже меня по социальному статусу, к примеру. Это люди, которые перед моим лицом максимально уязвимы. Это те, кто приходит ко мне в качестве просителя и от моего решения зависит их судьба. И отблагодарить этим людям в итоге меня нечем. Только одно лишь спасибо.

Вот именно на работе с ними Христос призывает нас сосредоточить все свои силы. Это служение должно быть ежедневным содержанием жизни христианина. Это служение изгоняет всякое желание что-то доказывать и с кем-то спорить. Оно рассеивает всякий дух соперничества, конкуренции и противления как в личной жизни, так и в общественной. Ведь тот, кто действительно служит, не имеет сил и не хочет ничего выяснять. Ему недосуг. Он занят делом. Как только начинаем бездельничать, сразу же вступаем в сражение, пытаемся выяснить, кто прав, кто виноват. А это означает, что мы уже проиграли. Ведь дух противления удаляет нас от Христа, даже если мы воюем, прикрываясь Его именем. Чтобы наполниться благодатью, нам необходимо подобно Богу унизиться. Послужить тем, кому меньше всего хочется служить. Ибо у них в руках ключи к тому Царству, о котором постоянно говорит Господь.

Священник Димитрий Барицкий // радио «Вера — Казань» (95,5FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Нужно силой удерживать Божественную благодать. Никакая духовная лень и расслабление, как и всякая лень, никакое самоуспокоение, что, мол, я обладаю истиной, не способны удержать благодать Божию. Мы все призываемся к соработничеству с Богом, к соработничеству с Духом Святым. И, соработая с Господом, мы должны помнить: все, что совершается доброго, — от Бога. Все, что совершается значительного — даже через нашу жизнь и наши труды, — от Бога. И тогда наше отношение к самим себе и к миру станет исполненным той Божественной правды, которая только и способна ввести нас в Царствие Небесное.

Притча о вере

Идет урок. Учительница спрашивает:

— Дети! Назовите какое-нибудь чудо.

Девочка, воспитанная в христианской семье, поднимает руку. Учительница нехотя спрашивает ее.

— Чудо было, когда Бог перевел израильтян через Красное море.

Учительница, видимо не верящая в Бога, решила придраться:

— Это нельзя назвать чудом. Ученые определили, что в определенном месте, в определенное время это море по колено и его спокойно можно перейти.

Учительница спрашивает дальше:

— Дети! Ну, кто-нибудь назовет какое-нибудь чудо?

Опять эта девочка тянет руку. Учительнице деваться некуда. Спрашивает.

— Я поняла. Чудо было, когда все фараоново войско утонуло в море, где было по колено воды.

Принципы правильного толкования Библии (Герменевтика) − Часть 2

3) Критерий рассмотрения любой цитаты: кто, когда и где (историческая обстановка), кому, по какому поводу и с какой целью это сказал.

За годы, прошедшие со времени написания Библии, значительно изменился исторический и культурный фон. Меняется и психология людей, и их способ познания и описания мира. Древние тексты зачастую сложно понять без знания исторических реалий. Частая ошибка — судить поступки людей и исторические события только с высоты нашего времени.

Например, эпизод исцеления Спасителем дочери Сирофиникиянки (Мк.7:25-30) может смутить современного читателя. Поможет разрешить это недоумение знание того, что иудеи называли язычников псами по причине их идолопоклонства (включающего принесение детей в жертву идолу) и развратной жизни. Целью отказа Христа было и испытание любви этой женщины к дочери, и исповедание истинной веры. Подробнее.

4) Знание литературных жанров.

Библия содержит множество жанров: послание, притча, гимн, загадка, молитвословия, апокалиптическая литература, любовная лирика. Учёт жанра является основой толкования того или иного фрагмента.

Вспомним слова Апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор.6:12 и 10:23). Действительно ли Апостол придерживался таких либеральных взглядов, как «всё мне позволительно»? Вероятнее всего, это приём античной письменности — диатриба — беседа с воображаемым оппонентом.

Соотношение веры и разума

Как соотносится разум (наша природная способность познавать истину) и вера — то, что Бог открывает нам в Церкви? На этот вопрос есть разные ответы, и многим из нас в своё время внушали, что разум противоречит вере, и то, к чему пришли люди, употребляя свою способность находить истину, побуждает их отвергнуть «библейские легенды». Как ни удивительно, такая точка зрения близка позиции некоторых протестантских богословов, согласно которым разум действительно противоречит вере, потому что первородный грех настолько подорвал нашу способность видеть истину, что мы в принципе не можем дойти до чего-либо, относящегося к Богу, без сверхъестественного откровения.

Более убедительной — и более укоренённой в истории Церкви — является другая точка зрения, которую выражает святой Апостол Павел: люди могут иметь некое познание о Боге и вне библейского Откровения — из природы и совести (Рим.1:19-20). Созерцая красоту тварного мира, можно прийти (как это и сделали ряд античных философов) к признанию реальности Творца. С другой стороны, совесть обнаруживает реальность нравственного закона, который указывает на Законодателя (Рим.2:14-15). Из размышлений над тварным миром можно прийти к признанию того, что у него есть личностный, всемогущий и благой Творец.

Конечно, такое убеждение само по себе ещё недостаточно для того, чтобы войти с Ним в общение и обрести ту жизнь вечную и блаженную, к которой Он нас призывает, — тот же Апостол Павел ревностно проповедовал всем людям Христа. Но оно приготовляет разум и совесть людей к принятию Благой Вести.

Молитвословия

Тропарь мученика Лонгина сотника

глас 4

Мученик Твой, Господи, Лонгин,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Лонгина сотника

глас 4

Весело возрадовася Церковь/ в памяти днесь приснопамятнаго/ страдальца Лонгина,/ взывающи: Ты моя держава, Христе,// и утверждение.

Тропарь преподобного Лонгина, вратаря Печерского, в Дальних пещерах

глас 1

Преподобне и Богоблаженне отче Лонгине,/ врат монастырских опасный хранителю,/ опаснейший же и неусыпный своих чувствий/ от всякаго мирскаго суетствия затворителю,/ моли нарекшаго Себе дверь Господа Славы,/ да отверзет нам дверь милости Своея.

Кондак преподобного Лонгина, вратаря Печерского, в Дальних пещерах

глас 8

Вратом земным приседя и оным с послушания внешнима очима наблюдая,/ Небесная врата присно умныма своима очима наблюдал еси, преподобне Лонгине,/ в няже уже вшед и тамошния красоты сподобився, молися Господеви,/ да и мы получим вход Царствия Небеснаго.

Тропарь преподобнаго Лонгина

глас 1

Свыше Божественною благодатию просветився, Богомудре,/ многим терпением во временней жизни течение совершил еси,/ темже и по успении источаеши чудес благодать,/ иже с верою приходящим к тебе, Лонгине всеблаженне./ Слава Давшему ти крепость,/ слава Прославльшему тя в чудесех,/ слава Действующему тобою всем исцеление.

Кондак преподобного Лонгина Яренгского

глас 2

Вышних улучоти, премудре, желая,/ долу красных, мудре, преобидел еси,/ и Христови обнищавшему, сообнища,/ радуяся, последовал еси, Лонгине,/ к Нему же прилежно непрестай моляся о всех нас.

Новости по теме

Митрополит Кирилл принял участие в прошедших в Симбирске торжествах по случаю тезоименитства митрополита Симбирского Лонгина Митрополит Кирилл принял участие в прошедших в Симбирске торжествах по случаю тезоименитства митрополита Симбирского Лонгина

28 октября, в день памяти мученика Лонгина сотника, иже при Кресте Господни, в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Ульяновска (Симбирская епархия) состоялось праздничное богослужение.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.