Седмица 21-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Мучеников Назария, Гервасия, Протасия, Келсия (54—68). Преподобной Параскевы-Петки Сербской (XI).
Преподобного Николы Святоши, князя Черниговского, Печерского, чудотворца, в Ближних пещерах (1143). Мученика Сильвана, пресвитера Газского (IV).
Священномученика Михаила Лекторского пресвитера (1921); святителя Амвросия исповедника, епископа Каменец-Подольского (1932); священномученика Петра Лебедева пресвитера (1937); преподобномученика Максимилиана Марченко (1938).
Яхромской иконы Божией Матери (XV).
Священноисповедник Амвросий (Полянский), епископ Каменец-Подольский и Брацлавский. Выпускник Казанской духовной академии (1903). Монашество и священный сан принял в Казани. Скончался в ссылке в Казахстане осенью 1932 г.
Память митрополита Горьковского и Арзамасского Корнилия (Попова). Временно управлял Казанской епархией в сане епископа Горьковского в 1950 г. Скончался на покое в Нижнем Новгороде 27 октября 1966 г.
Мученики Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий
Мученики Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий пострадали при правлении императора Нерона. Во время проповеди в городе Милан Назарий познакомился с христианами Протасием и Гервасием и как мог помогал им. За это исповедника выслали из города. В Галии он воспитал мальчика Келсия, который стал его помощником. Со временем возмущённые язычники отдали их на истязание воинам. Но последние были столь поражены увиденными чудесами, что сами приняли христианство. Вскоре Назарий и Келсий пришли в Медиолан и посетили в тюрьме Гервасия и Протасия. Но по приказу Нерона их схватили и вскоре казнили. Через четыре века епископ Амвросий открыл мощи мучеников и перенес их в Медиоланский собор, где они прославились многими чудесами.
Преподобная Параскева Сербская
«Если хочет за Мной идти, пусть отречется от себя». Эти слова Иисуса Христа, услышанные однажды на богослужении, как стрела пронзили сердце преподобной Параскевы. Ни просьбы, ни угрозы богатых родителей не могли удержать святую. Она раздала убогим всё, что имела, постриглась в монахини и ушла из родной Сербии в Иорданскую долину. Лишь на склоне лет Параскева вернулась на родину, где мирно отошла к Господу. Сегодня в Белграде сохранился чудотворный источник, возникший по молитвам святой. Ежегодно тысячи паломников собираются около него в день памяти Параскевы. Нетленные мощи праведницы покоятся ныне в соборном храме румынского города Яссы.
Преподобный Никола Святоша
В миру носивший имя Святослав, святой был правнуком Ярослава Мудрого и князем Черниговским. Принявший в постриге имя святителя Николая, он был первым из русских князей, который стал монахом. Он ушел в Киево-Печерскую обитель, оставив семейство, и с глубоким смирением нес послушания: трудился в поварне, рубя дрова и нося воду, был привратником в монастыре. Около своей келлии святой разбил красивый сад. На свои средства преподобный построил в обители храм Святой Троицы и больничную церковь во имя своего небесного покровителя. Затем преподобный Никола наложил на себя обет безмолвия. Получая какие-либо деньги, святой тратил их на украшение храма, на книги, поскольку очень любил чтение, или раздавал нищим. Он проявил себя и усердным миротворцем, помирив черниговских князей с великим князем Всеволодом.
Седьмой Вселенский Собор
Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году в городе Никее против иконоборческой ереси. Император Лев Исавр считал необходимым уничтожить почитание икон. Собор отверг эту ересь и определил: полагать в храмах святые иконы, почитать и поклоняться им, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и святым, на них изображенным. После VII Вселенского Собора гонение на святые иконы продолжалось около 25 лет и было окончательно прекращено на Поместном Константинопольском Соборе в 842 году. В благодарность Господу Богу, даровавшему Церкви победу над иконоборцами, был установлен праздник Торжества Православия, который празднуется в первое воскресенье Великого Поста во всей Вселенской Православной Церкви.
Евангелие дня
Как узнать волю Бога о себе и своей жизни? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из девятой главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 9.
18 В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?
19 Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес.
20 Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия.
21 Но Он строго приказал им никому не говорить о сем,
22 сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
Ветхий Завет очень интересным образом рассказывает о том, как Бог создал женщину. Некоторое время после творения Адам был единственным человеком на земле. Однако в замысле Бога у него должна была быть спутница, друг и помощник. Примечательно то, что Господь не сразу приступает к созданию Евы. Непосредственно перед этим Он даёт Адаму заповедь наречь имена всем животным. Адам выполняет это и в процессе знакомства с окружающим миром понимает, что такого, как он, больше нет. Он один на этой земле. У него возникает острая потребность в другом человеке. И вот только тогда Бог наводит на него особый сон и появляется первая женщина. Это очень важный момент. Творец не ставит мужчину перед фактом — дескать, вот теперь, хочешь не хочешь, ты должен жить с этой женщиной. Он создаёт такие условия, что это понимание рождается в Адаме естественным образом. Возможно, он начинает даже задавать вопросы Творцу и просит Его объяснить, почему у него такое ощущение, будто кого-то рядом нет. В ответ на этот созревший запрос и исполняется воля Бога.
Через призму этой духовной закономерности можно взглянуть и на только что прозвучавший отрывок. Господь прекрасно знает, за кого Его почитают люди. Но в данный момент Ему важно, что по этому поводу думают апостолы. Они провели с Ним уже достаточно времени. У них накопился достаточный опыт, чтобы они смогли поразмыслить и сделать выводы о том, кем на самом деле является их Учитель. Подобно другим иудеям, у них также, наверняка, было много разных мнений на этот счёт. Они обсуждали, спорили, сомневались, молились. В прозвучавшем отрывке в ответе Петра мы как раз и видим то, к чему они пришли. Они осознали, кто есть Христос. Он Сын Бога. И вот только после того, как они дозрели до этой мысли, лишь после того, как она родилась прямо из их сердца, Господь открывает им подлинную цель Своей миссии. Это страдание, смерть и воскресение. Раньше они просто не смогли бы этого принять. Теперь же они готовы. Готовы к тому, чтобы идти с этим опытом дальше и открывать для себя нечто новое о Христе.
Оба библейских эпизода демонстрируют нам важную истину. Господь — премудрый педагог, а потому Он далеко не всегда даёт нам прямые ответы на наши вопросы. Он понимает, что многое из того, что мы просим, бывает слишком преждевременным. И если он спустит нам сверху готовое решение, мы не сможем его усвоить или поймём превратно. Он действует иначе. Создаёт такие условия жизни, когда ответы словно рождаются из нашего сердца. Он подводит нас к ним через обстоятельства, через людей, через ситуации. Благодаря всему этому, мы копим новый опыт. И когда вода начинает литься через край чаши, когда мы созрели, Господь даёт нам ответ. Открывает нечто новое о Себе, об этой жизни, о нас самих. Если что-то от нас скрыто, значит время ещё не пришло.
Это не означает, что мы должны сидеть сложа руки и ждать. Адам активно готовился к появлению жены. Он исполнял заповедь Бога о наречении имён животным. Апостолы ходили везде за Христом, старались вникать в Его слова. Старались применить их в своей жизни. Так должны действовать и мы. Наша задача во всех своих делах стремиться исполнять заповеди Творца. Все свои мысли, чувства, слова и поступки сверять с Евангелием. Действовать так, будто мы апостолы Христовы. Порой совершать ошибки и впадать в заблуждения. Но каждый раз вставать и дальше идти за Спасителем. Одним словом, копить драгоценный опыт новой жизни. В этом и заключается воля Божия о каждом из нас. Когда наступит время, когда душа созреет, мы получим ответы на все свои вопросы. Их нам подарит Дух Божий, который постепенно, в меру нашего старания, будет наполнять наше сердце, раскрывая в нём Царство Небесное.
священник Димитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Многие люди, далекие от реального духовного опыта, стремясь сделать нечто значительное в своей жизни, все свои силы направляют на достижение каких-то временных успехов, не задумываясь о внутреннем факторе. Конечно, нужны и временные успехи, и промежуточные победы, но человек не достигнет поставленной цели, пока не победит самого себя, пока не одержит этой главной победы над своими страстями, над своей похотью, над своими слабостями, над своей уязвимостью. Даже внешне сильный и могущественный человек, обладающий властью и деньгами, может стать легкой добычей своих собственных слабостей, если он не способен одержать главную победу — победу над самим собой. А без этой победы не может быть и иных подвигов: если человек не научился совершать подвиг во имя своего спасения, движимый Божиим страхом и желанием жить по Божией воле, то о каких же других подвигах может идти речь?
Притча. Об абортах
Пришла как-то к старцу некая семейная пара.
— Отче, — говорит супруга, — я ожидаю ребенка, а у нас уж и так четверо детей; коли пятый родится — не проживём. Благословите сделать аборт.
— Вижу, живётся вам не просто, — отвечает старец, — что ж, благословляю вас убить своего ребёнка. Только убивайте старшую дочь, ей ведь уже пятнадцать лет: чай, пожила уже на свете, кое-что повидала, а тот кроха и лучика солнечного ещё не видел, несправедливым будет лишать его этой возможности.
В ужасе женщина закрыла лицо руками и зарыдала.
Правда ли, что Православие требует слепой веры?
Нет, конечно, — и по целому ряду причин.
Во-первых, вера требует постоянных интеллектуальных усилий — вы не можете ни верить, ни жить по вере, если не разобрались, во что именно вы верите и почему. Вера, когда она меняет нашу жизнь, — а только такая вера может быть спасительной — требует понимания.
Во-вторых, в мире есть огромное множество учений, как религиозных, так и идеологических, которые требуют от людей слепой веры. Для того чтобы сделать правильный выбор, вы неизбежно должны будете думать головой, сопоставлять свидетельства, делать выводы.
С самого своего основания Церковь столкнулась с необходимостью объяснять и отстаивать свою веру перед лицом тех, кто отвергал или искажал её — язычников, иноверующих или еретиков. Необходимость понять Божественное Откровение — и отстоять правую веру — породила мощную интеллектуальную традицию, в которой были подхвачены и развиты лучшие образцы античной философии.
Напротив, «слепым», то есть основанным на нежелании рассматривать доводы в пользу противоположной позиции может быть (и часто бывает) атеизм.
Молитвословия
Тропарь мучеников Назария, Гервасия, Протасия, Келсия
глас 4
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости.// Тех молитвами спаси души наша.
Кондак мучеников Назария, Гервасия, Протасия, Келсия
глас 2
Светильницы светлии явльшеся,/ Божественнии мученицы,/ тварь светом чудес озаряете,/ недугов разрешающе глубокую нощь всегда/ и Христу Единому Богу молящеся// непрестанно о всех нас.
Тропарь преподобного Николы Святоши
глас 2
Отечество и славу княжения твоего оставил,/ Князю смирения, Христови, усердно последовал еси,/ преподобне отче наш Николо;/ тем приял еси от Него вечное царство и славу на Небеси,/ идеже ликуя, поминай нас чтущих память твою верно.
Кондак преподобного Николы Святоши
глас 8
Вся красная мира сего/ и тленное богатство нивочтоже вменив,/ обогатился еси многими чудесы и знамении от Христа Бога,/ Емуже в веселии предстоя,/ поминай нас, чтущих любовию память твою, да зовем ти:/ радуйся, Николо пречудне.
Тропарь преподобной Параскевы Сербской
глас 2
Пустынное и безмолвное житие возлюбивши, / и во след Христа, Жениха твоего, усердно потекши, / и Того благое иго во юности твоей вземши, / Крестным знамением к мысленным врагом мужески вооружившися, / постническими подвиги, постом, и молитвами, и слезными каплями / углие страстей угасила еси, достославная Параскево: / и ныне в Небеснем чертозе / с мудрыми девами предстоящи Христу, / моли о нас почитающих честную память твою.
Кондак преподобной Параскевы Сербской
глас 6
Святую вси заступницу сущим в бедах,/ благочестно воспоим Параскеву всечестную:/ та бо, житие оставльши тленное/ и нетлеемое прият бо веки,/ сего ради славу обрете,/ чудес благодать Божиим велением.
Молитва преподобной Параскеве Сербской
О, прекрасная невесто Христова, чистая голубице, позлащенная Духом Святым, девственная похвало и пустынножительная собеседнице Ангелов, насадившая на земли мысленный рай твоими добродетелями, преподобная мати Параскево! Что принесем тебе достойнаго в дар, кроме смиренных и грешных молений наших, яже приимшы, очистя я святыми твоими молитвами и принеси к жениху твоему, Христу Богу нашему! Ублажаем тя, красото Сербскаго народа и наша заступнице и хранительнице, еюже хвалятся царие и князи. Ты, яко храбрый воевода, крепостию, данною ти от Царя сил, обращала со студом вспять лица врагов страны твоея, и нашу страну Российскую силою молитв твоих огради от всех навет видимых и невидимых врагов. Моли Бога о нас, о преподобная мати, да не яростию Своею обличит нас, ниже гневом Своим накажет нас за премногия грехи наша, но милостию Своею да оградит нас и да дарует нам время на покаяние и исправление. О преподобная Параскево, всех, собравшихся в сем храме и с любовию чтущих святую память твою, осени твоим заступлением и испроси у Царя сил, Емуже со Ангелы предстоиши, коемуждо благопотребная во временной жизни сей, паче же помози нам достижении царства небеснаго в будущем веце твоими теплыми молитвами и ходатайством ко Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.