3 октября. Память преподобного и благоверного князя Олега Брянского

10855
Фото

Седмица 17-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Великомученика Евстафия Плакиды, жены его Феопистии и чад их Агапия и Феописта (ок. 118). Мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев (1245).

Преподобного и благоверного князя Олега Брянского (ок. 1285). Собор святых Брянской митрополии.

Священномучеников Феоктиста Смельницкого и Александра Тетюева пресвитеров (1937).

Память архимандрита Климента (Можарова). Ректор Казанской духовной семинарии (1843-1850) и настоятель Спасо-Преображенского монастыря Казанского кремля (1844-1850). Скончался на покое в той же обители 20 сентября 1863 г.

Престольные праздники

Придел мч. Феодора, болярина Черниговского, Сергиевского храма г. Казани (на ул. Япеева) (К)

Великомученик Евстафий Плакида

Святой Евстафий (Плакида — имя до Крещения) был римским военачальником (стратилатом). Ещё до принятия веры во Христа Плакида всегда помогал нуждающимся. Однажды на охоте он преследовал оленя, который вдруг остановился на горе, и Плакида увидел на голове оленя сияющий крест, а на нём — Христа, Который спросил: «Зачем ты гонишь Меня, Плакида?» Когда стратилат в страхе спросил: «Кто Ты, Господи, говорящий со мною?», то услышал: «Я — Иисус Христос, Бог, воплотившийся и претерпевший вольные страдания ради спасения людей. Ты, не зная, почитаешь Меня. Я здесь, чтобы присоединить тебя к верным рабам Моим, ибо не хочу, чтобы погиб человек, творящий праведные дела». После этого Плакида принял Крещение и в 118 году пострадал за Христа в Риме вместе с семьёй — женой Феопистией и сыновьями Агапием и Феопистом.

Благоверный князь Олег Брянский

Святой благоверный князь Олег Брянский был внуком святого мученика князя Михаила Черниговского. Князь Олег был безразличен к богатству и мирской славе. Его больше привлекала монашеская жизнь. Видя, сколь преходящи и непрочны красоты и богатства земные, он отказался от наследственной власти великого князя Черниговского, передав ее своему брату, а сам принял монашество с именем Василий. Он подвизался в брянском Петро-Павловском монастыре, созданном им на собственные средства, и вел строгую подвижническую жизнь. Благоверный князь скончался около 1285 года и был погребен в монастырском храме. Честные мощи святого благоверного князя Олега Брянского почивают в кафедральном соборе города Брянска.

Мученики Михаил, князь Черниговский, и болярин его Феодор

Князь Михаил, с 1223 года правивший Черниговом, отличался справедливостью, милосердием и твердостью правления, чем снискал на Руси любовь и уважение. Он примирил Новгород и Владимир, искал союза с христианской Европой против татаро-монгол. Дипломатия потерпела крах, и князю Михаилу пришлось отправиться в Орду получать ярлык на княжение, с ним поехал его друг и сподвижник боярин Феодор. В Орде знали о попытках князя Михаила организовать выступление против нее совместно с Венгрией и другими европейскими державами и искали случая убить его. Перед встречей с ханом им было велено поклониться обожествляемым монголами стихиям — солнцу и огню, но они отказались. «Я готов поклониться царю, так как ему Бог вручил судьбу земных царств, но как христианин не могу поклоняться идолам», — сказал князь Михаил. За это его жестоко избили, а затем отсекли голову. Боярину Феодору за исполнение языческого обряда предлагали ярлык на княжение, но он предпочел разделить судьбу князя и тоже принял мученический венец.

Евангелие дня

Нередко можно услышать о том, что для верующего человека честность является важным качеством, без которого духовная жизнь невозможна. Что же именно следует понимать под честностью? Отрывок из 4-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах, даёт ответ на этот вопрос.

Глава 4.

22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

23 Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме.

24 И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.

25 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,

26 и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;

27 много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.

28 Услышав это, все в синагоге исполнились ярости

29 и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его;

30 но Он, пройдя посреди них, удалился.

К язычникам в иудейской среде времён Иисуса Христа было очень нетерпимое отношение. Они почитались нечистыми. Общение с ними считалось скверной. А потому, когда Господь в Своей проповеди в назаретской синагоге упоминает вдову из Сарепты Сидонской, а также Неемана из Сирии, жители Назарета впадают в ярость. Ведь, по сути, Спаситель говорит им о том, что места строптивых иудеев в Царстве Божием займут язычники. В порыве бешенства жители Назарета хотят убить Христа, скинуть Его с горы. Но Он, проявив Свою Божественную силу, незаметно удаляется от них.

Конечно же сами участники этого события были уверены в том, что ими руководит праведный гнев. О таком праведном гневе в Священном Писании говорится неоднократно. Пылая праведным гневом, древние герои веры вершили справедливый суд над язычниками. Чего стоит одна история пророка Илии, который предает смерти жрецов Ваала. Или случаи завоевания Земли обетованной, когда Иисус Навин уничтожал целые города за их богопротивный, мерзкий образ жизни. Наверное, эти и подобные образы жили в тот момент в голове евреев.

Однако святитель Феофан Затворник говорит, что для жителей Назарета праведный гнев был всего лишь прикрытием. На самом деле под ним скрывалась зависть. По его словам, именно «зависть требует свержения с горы своего противника». Но и зависть не появляется на пустом месте. Её порождает страх. Страх потерять своё, не достигнуть своих корыстных целей. Страх, что не исполнится всё так, как они хотят. Ведь иудеи были убеждены, что Мессия должен прийти только для них. Только они достойны лучшей жизни. А слова Христа ставят под угрозу их представления о счастье. Из них следует, что всё будет не так, как они себе представляли. В этом корень возмущения жителей Назарета. Они были людьми, тотально зацикленными на себе и на своих представлениях о духовной жизни. Поэтому святитель Феофан пишет: «Эгоизм раздражается, и зависть начинает точить сердце».

Итак, эгоизм, то есть желание во всём жить по своей воле, порождает страх потерять, страх потерять порождает зависть, зависть — гнев, а гнев — агрессивные действия по отношению к Богу. Такая вот цепочка. Если бы слушатели Христа были внимательны к тому, что происходит у них внутри, то, скорее всего, реакция была бы совсем иная. Почему же они предпочитают обманывать себя? Им это выгодно. Ведь в противном случае пришлось бы многое изменить в своей жизни. Пришлось бы отказаться от всех своих прежних представлений. А это всегда чревато потерей того душевного комфорта, к которому мы так привыкли. А потому они не копают глубоко, не разбираются в мотивах своего поведения и выбирают лёгкий путь: просто уничтожить внешний раздражитель. Иными словами, им не хватило честности перед собой.

Важный урок для каждого из нас содержится в этом евангельском фрагменте. Духовная жизнь предполагает бескомпромиссную безжалостную честность. Это не означает, что во всех ситуациях мы должны рубить правду-матку и рассказывать каждому встречному тайные факты своей жизни. Честность — это в первую очередь способность увидеть, что на самом деле лежит в основе моих чувств, мыслей, слов и поступков. Это мужество признать, что многое из этого уходит своими корнями в мой эгоизм. Нередко даже тогда, когда я совершаю одобряемые окружающими действия, в конечном счёте я одержим идеей, чтобы исполнилась моя воля. И когда что-то идёт не по-моему, я раздражаюсь, злюсь, лгу, манипулирую, обижаюсь. Это моя больная самость наполняет меня страхами. А потому и Бог постоянно удаляется от меня. Именно поэтому христианские святые такое внимание уделяли тому, что они называли «душевное делание», они говорили о познании себя. Как больной открывает перед врачом свою болезнь, чтобы получить исцеление, так и они бесстрашно вскрывали свои страхи, признавали перед собой и Богом истинные мотивы своих поступков, расчищая таким образом в своём сердце место для Его исцеляющей благодати.

священник Димитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Что же такое любовь, которую проповедует Христос? Как можно возлюбить ближнего, как можно возлюбить даже врага? Этот вопрос, уже будучи верующими людьми, мы задаем себе, сознавая, что нет любви в сердце к другому человеку, а тем более к врагу. Что же означают эти слова Господа? Ведь это слова не человеческие, не мудрость поколений, не мудрость народов или всего человечества, — это Божественная мудрость. Понятна она людям или непонятна, способны люди следовать этой мудрости или не способны — от этого слово Божие не перестает оставаться Божиим словом и Божественной истиной, вечной и неизменной. И сила верующего человека в том, что, даже не осознавая в полной мере Божественную истину умом своим и опытом жизни, он преклоняет перед нею колена ума и сердца своего в послушании слову Божию.

Преподобный Варсонофий Оптинский о посещении храма

У преподобного Иоанна Лествичника спросили, есть ли верные признаки, по которым можно узнать, приближается ли душа к Богу или отдаляется от Него. Ведь относительно обыденных предметов есть определённые признаки — хороши они или нет; когда, например, начинает гнить капуста, мясо, рыба, то легко заметить это, ибо испорченные предметы начинают издавать дурной запах, изменяют цвет и вкус, и внешний вид их свидетельствует о порче. Ну, а душа? Ведь она бестелесна и не может издавать дурной запах или менять свой вид. На этот вопрос святой отец ответил: первый признак омертвения души есть уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего, начинает избегать ходить в церковь. Сначала старается прийти к службе попозже, а затем и вовсе перестаёт посещать храм Божий.

Седьмая заповедь Нового Завета: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими

Здесь говорится о мире (1) с Богом, (2) мире с собой — в своей душе и (3) мире с окружающими. Миротворцы — стремящиеся к миру с Богом, в себе и с окружающими людьми.

Мир (евр. шалом) — это не только прекращение вражды, но и состояние согласия и покоя. Христиане должны творить мир прежде всего, в своей душе, то есть привести себя в такое состояние, чтобы дух наш ничем не возмущался. Мы должны стремиться спокойно относиться к лишениям, обидам, ко всему тому, что может нарушить душевное равновесие, мир души. Человек, имеющий внутренний и внешний мир, будет стремиться нести этот мир и окружающим, исполняя главную заповедь о любви к ближнему и Богу.

В начале Литургии диакон призывает: Миром Господу помолимся — в буквальном переводе с греческого это значит не соборно, а в мире. Речь идёт о примирении с Богом и мире в душе человека, исполняющего Божью волю.

В покаянной молитве ко Святому Духу (на сон грядущим) есть фраза «или брата моего опечалих, или свадих, или кого осудих». Что значит свадих? Стать причиной ссоры или возбуждать ссору. Опыт многих людей говорит о том, что молитва о мире с ближними обычно очень действенна.

Мир с Богом — это исполнение Его заповедей. Чистая от страстей душа обретает мир, становится свободной от них, от мук совести и духовной пустоты. Это не безразличие, это гармония.

Миротворцы потому назовутся «сынами Божиими», что в своем подвиге они уподобляются Самому Сыну Божьему, Который примирил людей с Богом, восстановил ту связь, которая была разрушена первородным грехом.

Молитвословия

Тропарь преподобного и благоверного князя Олега Брянского

глас 8

От юности возлюбив Христа всем сердцем, преподобне / славу земную, яко преходящу, оставил еси / и царство земное в ничтоже вменивше, / лику инок радостно причелся еси / и труды многими град Брянск, аки солнце пресветло, озарил еси: / тем, быв Троицы украшение, моли, княже Олеже, Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак преподобного и благоверного князя Олега Брянского

глас 4

Уподобился еси плодоносней леторасли от корене честнаго, Олеже благородне,/ истину возлюбив и нетленный Христов живот./ Темже молитвою, бдением и пощением светильник великий быв твоим учеником,/ просвети, блаженне, Отечество твое и спаси души наша.

Молитва благоверному князю Олегу Брянскому

О, преподобне отче, благоверне княже Олеже, угодниче Христов усердный, молитвенниче ко Господу теплый, защитниче в бедах и утешителю в печалех неустанный! Воззри, преблаженне, мило­стиво на град твой и виждь чада твоя, смиренно ти припадающия и служити тебе хотящия. Не отвергни требующия твоея помощи, но яко благодетель и ходатай, моли присно Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да благословит страну Россий­скую, в мире и благоверии ю сохраняя, грады умножая, достояние Свое соблюдая. Вознеси, богоносне отче наш, сие малое моление недостойных раб твоих Владыце Христу, да утвердит во Святей Православней Церкви живый дух правыя веры и любве, благоче­стие непоколебимо, любомудрие христопоследовательно, да дару­ет пастырям ревность попечения о спасении людей, во еже неверующая просветити, заблуждшия наставити, отпадшия обратити и привлещи. Изряднее же, да вся чада Церкве Православныя чисты сохранит от мирских искушений, похотей плотских, суемудрия, суеверий и наваждений вражеских. Ей, угодниче Божий, не презри нас, молящихся тебе, но помози нам ско­рым предстательством твоим, да всяких бед, напастей и скорбей в сей жизни временней избежавше, кончину непостыдну обретем, и тако на земли богоугодно поживше, жизни райския на небеси сподобимся, идеже вкупе с тобою прославим человеколюбие и щедроты в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Акафист святому благоверному князю Олегу Брянскому →

Тропарь мучеников и исповедников Михаила и Феодора

глас 4

Жизнь вашу мученически совершивше,/ исповедания венцы украсившеся, к Небесным востекосте,/ Михаиле премудре с доблим Феодором,/ молите Христа Бога/ сохранити oтечество ваше,/ град же и люди,// по велицей Его милости.

Тропарь благоверного князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора

глас 8

Троичнаго Божества осиянием просветився,/ страстотерпче великий княже Михаиле,/ с премудрым болярином ти Феодором,/ самозванна к подвигом устремистася,/ сквозе огнь не идоста,/ кусту же и идолом не поклонистася, но оплеваста/ и нечестиваго царя обличиста,/ Христа же Единаго от Троицы Бога Суща исповедаста./ И того ради кровей своих струями обагристася, славная./ Темже и венца от Него победная прилета,/ и нас свыше назираета,/ молим ва, святая, молите Того,/ яко да вашими молитвами избавит нас от всяких обстоящих ны зол/ и подаст нам вся благая,/ Иже Един Сый прославляемый во святых Своих.

Кондак мучеников и исповедников Михаила и Феодора

глас 8

Царство земное в ничтоже вменив,/ славу, яко преходящую, оставил еси,/ самозван пришед к подвигом,/ Троицу проповедал еси пред нечестивым мучителем,/ страстотерпче Михаиле с доблим Феодором,/ Царю сил предстояще,/ молите без вреда сохранити Отечество ваше, град же и люди,// да вас непрестанно почитаем.

Тропарь великомученика Евстафия и иже с ним

глас 4

Мученицы Tвои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Tвою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Tех молитвами// спаси души нaша.

Кондак великомученика Евстафия

глас 2

Страсти Христовы яве подражав/ и Сего испив усердно чашу,/ общник, Евстафие, и славы снаследник был еси,/ от Самаго всех Бога// приемля с высоты божественное оставление.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Преподобный и благоверный князь Олег Брянский (ок. 1285 г.)
Жития святых 3 октября 2016
Преподобный и благоверный князь Олег Брянский (ок. 1285 г.)

Благоверный Олег Романович, в крещении Леонтий, князь Брянский, был внуком князя Михаила Черниговского, замученного в Орде татарами. Святой Олег был равнодушен к богатству и мирской славе; его больше всего привлекала монашеская жизнь.