2 апреля. Память преподобного Евфросина Синозерского, Новгородского

4581
Фото

Седмица 5-я Великого поста

В этот день совершается память:

Преподобных Иоанна, Сергия, Патрикия и прочих, во обители святого Саввы убиенных (796).

Преподобного Евфросина Синозерского, Новгородского (1612). Мученицы Фотины (Светланы) самаряныни, ее сыновей мучеников Виктора, нареченного Фотином, и Иосии; мучениц Анатолии, Фото, Фотиды, Параскевы, Кириакии, Домнины и мученика Севастиана (ок. 66). Мучениц Александры, Клавдии, Евфрасии, Матроны, Иулиании, Евфимии и Феодосии (310). Святителя Никиты исповедника, архиепископа Аполлониадского (ок. 813—820).

Священномученика Владимира Пиксанова пресвитера (1918); священномученика Василия Соколова диакона (1938).

Преподобная Мария Египетская

Мария в 12 лет ушла из дома. Стать блудницей в ее родной портовой Александрии, полной пороков и соблазнов, было легче легкого. 17 лет провела Мария в грехе, пока не прибилась к паломникам, отплывавшим в Иерусалим. Видно, сам диавол толкнул ее соблазнять верующих, но враг не знал о Промысле Божием. Вместе с ними Мария подошла к храму Воскресения Господня — и вдруг словно наткнулась на стену. Видя вошедших попутчиков, она осознала, что Господь не допускает ее в святое место. Охваченная ужасом и глубоким раскаянием, она у входа, перед иконой Богородицы, стала просить Ее заступиться перед Богом. Внезапно на грешницу нашло просветление, она беспрепятственно вошла в храм — и вышла от Гроба Господня в мир другим человеком. Мария удалилась в пустыню и полвека провела в полном уединении, посте и молитве.

Мученица Фотина самаряныня

Фотина (Светлана) — по Преданию, та самая самарянка, с которой разговаривал Господь у колодца Иакова (Ин. 4:5—42). Во времена императора Нерона она проповедовала христианство в Карфагене. Ее старший сын Виктор храбро сражался в римских войсках и за свои заслуги был назначен военачальником в Атталии. Обратив ко Христу градоначальника этого города в Малой Азии, Виктор привлек внимание Нерона, и тот вызвал его с матерью и младшим братом в Рим. Фотина, получив от Господа откровение о предстоящих ей страданиях, отправилась с сыном и несколькими христианами на мучения. Император предложил им отречься от Христа, но те отказались, а в пытках не чувствовали боли, Фотина же осталась невредимой. После многих истязаний мученицу бросили в колодец, где она и предала дух свой Богу. Это произошло около 66 года.

Преподобный Евфросин Синозерский

Преподобный Евфросин (в миру Ефрем) в юности жил при Валаамском монастыре, потом в Новгороде и, наконец, обосновался пустынножителем в глухих болотах на Синичьем озере. Во время польского нашествия в его пустыни спасалось много местных жителей. Однажды он предсказал, что поляки найдут пустынь, и советовал всем бежать. Многие не верили и спрашивали: «Почему же ты не уходишь?» Святой отвечал: «Я пришел сюда умереть ради Христа». Кто послушался его, спаслись. Инок Иона тоже хотел бежать, но святой удержал его словами: «Брат Иона, зачем допускать в душу страх малодушия? Мы дали обет жить и умереть в пустыни. Надо быть верным слову, данному пред Господом. Смерть вводит в покой. Другое дело — мирские люди: они не связаны словом, и им нужно беречь себя для детей». Оба на другой день приняли мученическую кончину.

Священное Писание

Один из величайших поэтов Древней Греции, Пиндар, в одной из своих од сказал фразу, которая не давала покоя многим философам — вплоть до нашего времени. Фраза в оригинале звучала так: «γένοι᾽ οἷος ἐσσὶ μαθών». Среди множества переводов — то есть неизбежных интерпретаций — чаще всего звучит такой: «Стань тем, кто ты есть, познав, каков ты». Сегодня в храмах за богослужением читается отрывок из 17-й главы книги Бытия — который замечательно иллюстрирует, как в жизни «работает» эта фраза Пиндара.

Глава 17.

01Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;

02и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.

03И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал:

04Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов,

05и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов;

06и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя;

07и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя;

08и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.

09И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.

Итак, перед нами — знаковое событие в истории всего еврейского народа: между Богом и Аврамом заключается завет, то есть своего рода «высший договор»: Аврам обещает Богу веру и верность, Бог же, со Своей стороны, обещает бездетному Авраму потомство, бесчисленное, как звёзды на небе или песок морской, — и то, что эти потомки будут владеть богатейшими землями Ханаана.

«Печатью» этого завета — а их потом будет ещё несколько — становится переименование Аврама через добавление ещё одной гласной: отныне он — Авраам; раньше он был Аврам («высокий отец») — а теперь стал — Авраамом («отцом множества народов»).

В этом переименовании скрыт глубокий смысл: только через личный союз со своим Творцом человек может познать свою сущность, свою подлинную, не надуманную, природу. Сама перемена имени — от «высокого» к «широкому» — это же про смену вектора, радикальный разворот. То, что ранее казалось самым важным, определяющим, — в очах Божиих — мелочь, потому что призвание Авраама совершенно иное.

Однако пора и вернуться к упомянутому выше греческому поэту Пиндару. Человек может обрести себя исключительно сквозь «божественную оптику»: до этого какие бы замечательными и кажущимися однозначно правильными ни были его мысли о самом себе и своём предназначении — он всё равно будет ошибаться. А понимая, что может быть неправ, — никогда не сможет вложить себя — так и хочется сказать «инвестировать» — полностью, без остатка — как это и сделал Авраам, отдавшись Богу целиком, — и в итоге получил исполнение всех обетований — результат этого казавшегося безумным шага, который по сей день потрясает любое воображение!..

протоиерей Павел Великанов

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Пост — это время работы над собой, целью которой является совершенствование человека. А святитель Иоанн Златоуст, говоря о совершенстве, учит нас: «Совершенствуйте себя, подобно тому как земледелец возделывает ниву, — вырывайте грех, подобно плевелам». С плевелами в слове Иоанна Златоуста сравниваются наши человеческие недостатки, наши грехи. Они произрастают с большей легкостью, чем наши добродетели, они быстрее впитывают в себя энергию нашего естества, и, если эти сорняки не вырывать, человек становится бесплодным, неспособным на добрые дела. Трагедия нашего бытия заключается в том, что люди очень часто не понимают, что’ с ними происходит. Они становятся духовно бесплодными именно потому, что все силы своего естества отдают на то, чтобы тернии, сорняки вырастали в их душе, уничтожая добрые всходы. А когда на поле много сорняков, бесполезно бросать семена злаков — они просто не взойдут.

Испытание старца Лаврентия

Молясь в храме, схимонах Лаврентий Глинский почувствовал сильный удар в ноги, потом в бока, в спину и, наконец, в голову. Старец понял, что это козни злого духа. При каждом ударе ему приходил помысл пойти в келлию или в больницу, получить помощь и отдохнуть, но внутренний голос говорил ему: «Оставайся на молитве! Лучше умереть в храме, чем на койке, а то пойдёшь и дорогой скончаешься, к чему будет твоя ходьба…» Подвижник решил умереть, но не оставлять храма. Через четверть часа борьбы Господь сторицей наградил его небесным утешением за терпение. Боль прошла, и сердце отца Лаврентия исполнилось неизреченного веселья. «Такого отрадного чувства я никогда не испытывал, — говорил он, — и если бы служба совершалась 20 часов, я согласился бы стоять, лишь бы не покидала та небесная радость».

Естественный нравственный закон

Под нравственным законом вообще подразумевается такой закон, который, будучи установлен Самим Богом, определяет нормы и правила нравственно оцениваемых мыслей, желаний, стремлений, действий, поступков, поведения, образа жизни человека, как нравственно свободного и нравственно ответственного существа, соответствующие его высшему призванию и предназначению.

Говоря о естественном нравственном законе, мы вкладываем в это выражение тот смысл, что нравственный закон «вписан» в само человеческое естество и проявляется в каждом конкретном человеке естественным образом в форме голоса совести, в нравственном чувстве.

С этим обстоятельством связано то, что даже не зная Писания, человек способен различать добро и зло, понимать, когда он действует худо, а когда хорошо. В этой связи апостол Павел, говоря о язычниках, утверждал, что когда они, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон (Рим.2:14). В определенной мере нравственное чувство проявляется даже и в раннем детском возрасте. Даже люди грубые, «бессовестные», даже закоренелые преступники ощущают в себе действие этого Божьего закона.

Молитвословия

Кондак преподобной Марии Египетской

глас 4

Греха мглы избежавши,/ покаяния светом озаривши твое сердце, славная,/ пришла еси ко Христу,/ Сего Всенепорочную и святую Матерь/ Молитвенницу милостивную принесла еси./ Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление/ и со Ангелы присно срадуешися.

Тропарь преподобного Евфросина Синозерского

глас 4

От юности твоей вперив ум твой к Богу,/ блаженне Евфросине,/ мира же отвергся,/ вселился еси в пустыню непроходимую,/ и тамо, от Господа укрепляемь,/ в молитвах и пощениих доблественне пожил еси,/ и жизнь твою страдальчески/ убиением от сынов противления скончал еси,/ сего ради со преподобными и мученики венчался еси,/ с нимиже и ныне предстоиши Престолу Пресвятыя Троицы./ Сию моли, молим тя,/ оставление подати согрешений наших/ и даровати нам велию милость.

Кондак преподобного Евфросина Синозерского

глас 8

Подражая житию древних отцев,/ Богомудре отче Евфросине,/ красоту мира сего возненавидел еси,/ и, в пустыню вселився,/ веру Христову, якоже щит, в сердце твое приял еси,/ с неюже изшел еси, яко добр воин Царя Небеснаго,/ не на брань противу плоти и крове,/ но на брань противу козней невидимаго врага,/ и сего вознесенную гордыню,/ по данней тебе от Духа Святаго благодати,/ глубоким смирением твоим низложил еси,/ и от Небеснаго Мздовоздателя неувядаемым венцем победы венчался еси./ Сего ради, сошедшеся любовию, вопием ти:/ радуйся, отче Евфросине, пустынное украшение.

Новости по теме

Воскресенье о самарянке: Иисус Христос, женщина-блудница и живая вода
Публикации 6 мая 2018
Воскресенье о самарянке: Иисус Христос, женщина-блудница и живая вода

Неделя о самарянке отмечается в пятое воскресенье после Пасхи. Обязательно перечитайте накануне этот длинный отрывок из Евангелия, что будет звучать на Божественной Литургии — он полон смыслов, полон интересных моментов, и не очень прост для пониманимания

Преподобный Евфросин Синозерский, Новгородский (1612 г.)
Жития святых 2 апреля 2017
Преподобный Евфросин Синозерский, Новгородский (1612 г.)

Святой Евфросин, в мире Ефрем, был родом из Карельской области. Его семья жила около Ладожского озера (Нево), недалеко от Валаамского монастыря.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.