Второй Авраамиевский фестиваль, прошедший недавно в г. Болгар, открыл вниманию общественности многие аспекты взаимодействия Церкви и казачества. Особый интерес представляет собой проект создания «Казачьей слободы».
По замыслу, этот проект должен представлять собой православный казачий музейно-туристический комплекс с базой для проведения воспитательной и оздоровительной работы с молодёжью и детьми. Организатором данного предприятия выступает Свято-Авраамиевский храм г. Болгар, настоятелем которого является иерей Анастасий Головин, руководитель Отдела Татарстанской митрополии по взаимодействию с казачеством, член региональной рабочей группы по делам казачества при Президенте РТ. Естественным образом, в реализации проекта участвует Городское казачье общество «Станица Спасская» Волжского казачьего войска.
Одной из главнейших целей «Казачьей слободы» является осуществление возможности вести образовательно-воспитательную работу с подрастающим поколением. Это, в первую очередь, проведение православных летних детских и молодёжных лагерей и сборов, которые храм в настоящее время вынужден организовывать, привлекая административные ресурсы района. При всех плюсах взаимодействия администрации и Церкви, сроки согласования программ воспитательно-образовательных мероприятий при участии посредников различного уровня (а попросту — неотработанная схема взаимодействия) иногда ставят под угрозу срыва задуманного дела.
Внешне казачий центр должен представлять из себя селение, выполненное в стиле русского деревянного зодчества. Первой планируется построить часовню, главной святыней которой должна стать копия чудотворной «Донской» иконы Божией Матери, освящённая у первообраза на богослужении в Донском монастыре города Москвы. Эта икона сейчас хранится в Свято-Авраамиевском храме и уже стала святыней для казаков Волжского казачьего войска. Далее будут строиться экологически чистые жилые корпуса из дерева для будущих насельников лагерей и гостей, которых храм сможет принимать в рамках проведения встреч, конференций, съездов и фестивалей. Все эти мероприятия позволит в будущем проводить на территории слободы административное здание с актовым залом, которое также планируется возвести.
Одно из зданий комплекса станет музейной экспозицией, которая будет представлять собой подворье казачьей семьи — хату. В хате будут выставлены элементы традиционного быта: народные костюмы, предметы домашнего обихода, амуниция и справа казака.
В казачьих традициях можно будет проводить даже свадьбы. Этому послужит бытовой сектор, по плану состоящий из столовой и нескольких летних навесов-веранд и беседок с оборудованными для костров местами. Есть задумки проводить в будущем народные гуляния, торжества общественного характера, восстанавливая православные, а не языческие традиции проведения Масленицы. Оборудованный причал, у которого должна стоять прогулочная ладья, позволит проводить и крещенские купания, соединённые с праздничными гуляниями, опять же, в православных традициях. Такого рода деятельность призвана стать замечательной площадкой для проведения миссионерских акций и развития духовно-образовательной работы.
Привлечению туристов послужит сельскохозяйственный сектор, представленный по плану конюшней, на которой будут разводиться породистые лошади. Пони, верблюд, павлины и фазаны станут своеобразным эко-зоопарком, притягивающим внимание городских жителей, знакомых с природой по картинкам книг и телевидения.
Спортивным сектором, традиционно, станут футбольно-волейбольное поле, полоса препятствий. На них можно будет проводить реконструкции исторических битв и сражений.
Изюминкой слободы должна стать самая большая казачья шашка в мире, которую планируется изготовить для того, чтобы она вошла в Книгу рекордов Гиннеса. Для этого уже осуществляется подготовительный процесс подачи необходимой документации. Такой экспонат может привлечь много людей, которые прикоснутся через музейную экспозицию народным традициям с глубокими православными корнями. И это будет также своеобразной миссией.
В целом, данному проекту нет аналогов и успех его осуществления станет успехом дела духовного просвещения людей, которые, порою, не желают прямой проповеди о Боге, но, прикасаясь в интересной форме к глубоким православным традициям, смогут проникнуться их глубиной и красотой, а через это познать Самого Бога.