Патриарх Кирилл: Знания в области общественных наук крайне важны для современных священнослужителей

85
Фото

26 июня 2024 года в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил работу очередного заседания Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

В слове перед началом заседания Предстоятель Русской Православной Церкви призвал почтить память убиенного протоиерея Николая Котельникова, настоятеля храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы города Дербента, и сообщил о награждении отца Николая орденом святого благоверного великого князя Александра Невского (посмертно).

Участниками заседания была возглашена «Вечная память» новопреставленному отцу Николаю.

Повестка дня заседания Высшего Церковного Совета включает следующие основные пункты и темы:

  1. Годовой доклад «О молодежной работе в Русской Православной Церкви» (докладчик — председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Истринский Серафим);
  2. О развитии православных гимназий — увеличении их числа, улучшении организации деятельности, подготовке директоров и духовников (докладчик — председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений);
  3. О включении курса «Обществознание» в учебные планы духовных семинарий Русской Православной Церкви (докладчик — первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, ректор Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. Щипков).

Представляя повестку дня, Святейший Владыка подробно остановился на теме включения курса «Обществознание» в учебные планы духовных семинарий и вопросах молодежной работы в Русской Православной Церкви:

Сердечно приветствую всех членов Высшего Церковного Совета!

Сегодня в повестке нашего заседания несколько вопросов, среди которых обсуждение молодежной работы в Русской Православной Церкви и вопрос о включении курса «Обществознание» в учебные планы духовных семинарий Русской Православной Церкви. Хотел бы подробнее остановиться на этих двух темах.

Общественные науки играют важную роль в формировании личности, поскольку способствуют социализации человека, а также помогают усвоить культурные ценности, нормы, образцы поведения. Изучение общественных наук также помогает сформировать мировоззрение, представления об основах политики, экономики, права, о социальных и нравственных проблемах. Эти знания крайне важны для современных священнослужителей, для того чтобы уметь грамотно и убедительно доносить свою позицию, интеллектуально соответствовать развитию общества.

Общественное ожидание от священников неизменно растет. От них ждут не только духовных советов, но и умения давать ответы на социально значимые вопросы. Вот в этой части пастырского служения у нас, несомненно, возникают проблемы. Я знаком с некоторыми ответами священнослужителей и даже с какими-то попытками говорить на эту тему с амвона. Не всегда это происходит так, как следовало бы; нередко привносится много субъективного. Иногда священнослужители берутся за такие темы, не будучи подготовленными, но, что более всего меня поражает, с невероятным апломбом и претензиями на истину. Все это артикулируется и обращается в адрес аудитории, которая теперь не ограничивается теми, кто находится в храме, но включает и тех, кто пользуется разного рода средствами массовой информации. Поэтому очень важно, чтобы священнослужители были людьми просвещенными, в том числе в сфере общественных наук, которые, еще раз хочу сказать, играют важную роль в формировании личности.

Иной раз слушаешь проповедь и думаешь: батюшка, откуда же ты все это взял? Обращение к аудитории, которая становится очень большой в связи с подключением к средствам информации, может приносить не только пользу, но и вред Церкви. То, что вчера было почти келейным, то есть ограничивалось присутствующими в храме, сегодня с легкостью становится доступным для тысяч и тысяч людей. Поэтому батюшки должны быть должным образом подготовлены. Речь идет не просто о курсе в семинарии — речь идет о постоянном образовании. Поэтому нам нужно продумать проведение необходимых семинаров, совещаний, особенно при рассмотрении общественно значимых вопросов, которые оказываются в центре внимания всего нашего народа и которые непременно следует осветить с точки зрения Церкви.

Поскольку общественные ожидания, обращенные в адрес священнослужителей, сегодня возрастают, то возрастает и ответственность. К сожалению, в СССР в течение долгого времени предмет «Обществознание» использовался как инструмент для продвижения ложных ценностей, в том числе атеистических; при этом роль христианства в формировании отечественной культуры неизменно преуменьшалась, дискредитировалась, а иногда даже высмеивалась. В начале постсоветского периода на смену коммунистической и атеистической идеологии пришли западные либеральные культурные модели, также далекие от нашей традиции. Отрадно, что сегодня ситуация в этом направлении исправляется, что обольщение западной либеральной философией прошло, просто испарилось. Конечно, какие-то отдельные маргинальные группы существуют, но не они определяют сейчас основное течение общественной жизни. Поэтому гуманитарии, а я отношу к ним и священнослужителей, призваны продвигать такие модели человеческих взаимоотношений, в которых мог бы реализовываться нравственный идеал — в первую очередь христианский нравственный идеал. И Церковь может внести существенный вклад в развитие гуманитарных дисциплин.

Вышесказанное актуально в первую очередь для молодежной работы, которая является для нас приоритетной, поскольку от этого зависит — еще раз хочу сказать — будущее. Будущее народа нашего, Церкви нашей, Отечества нашего. Чтобы быть убедительными для современной молодежи, нужно знать и понимать реальность, в которой она живет, что невозможно без базовых знаний, к которым, безусловно, относятся знания о нашем социуме. Эти слова я хотел бы обратить в первую очередь к руководству наших высших учебных заведений. Нам нужно продумать, как организовать изучение социальных дисциплин и как организовать изучение ситуаций, которые имеют место в России. Потому что наше образование должно быть не оторвано от реальности, но связано с актуальной повесткой. Вот тогда эти лекции и занятия будут действительно востребованы и студентами, и пастырями нашими.

Хотелось бы еще раз сказать о том, что адаптация молодых людей к взрослому миру, вхождение молодежи во взрослую проблематику сейчас происходит в раннем возрасте. Уже в 13, 14 или 15 лет это люди, которые развиты так, как не были в их возрасте развиты представители нашего поколения. Дети, не вылезающие из гаджетов, поглощают огромный объем информации, и не только из развлекательных программ; они осведомлены об очень многом. Поэтому адаптация молодых людей к взрослому миру — а это достаточно сложный и в каком-то смысле даже опасный процесс — подразумевает очень внимательное отношение к молодежи, к вопросам воспитания, к теме взаимодействия Церкви и школы.

Но от всех нас, от всей Церкви требуется держать руку на пульсе, чтобы не упустить развитие важных тенденций в молодежной среде и молодежной культуре. Необходимо понимать, чем сегодня живет молодежь, что тревожит подрастающее поколение. Другими словами, мы должны знать о происходящем не только из телевизионных передач, но и на профессиональном уровне. Поэтому обращаюсь к тем, кто отвечает у нас за молодежную работу: давайте очень серьезно займемся исследованием происходящего в молодежной среде, с тем чтобы именно рассмотрению этой аналитики могло быть посвящено специальное заседание Высшего Церковного Совета. Многое мы знаем из средств массовой информации, но нам нужен свой собственный анализ ситуации — если хотите, богословский анализ. Потому что очень просто отмахиваться от темы или говорить: «Вот такая молодежь у нас пошла — что с ними можно поделать? И родителей не слушают, и вообще от всего абстрагируются, и живут в каком-то своем специфическом кругу». Подобные воздыхания не несут в себе никакой положительной идеи. Нам нужно действительно серьезно подумать о состоянии молодежи, молодежного сообщества в нашей стране. Что собой представляет молодежь с нашей, церковной точки зрения? Это должна быть аналитика, а не просто ссылки на социологические исследования.

Я попросил бы об этом, в первую очередь, Синодальный молодежный отдел и Синодальный отдел по социальному служению. Может быть, надо подключать и богословов, хотя у меня большие сомнения в том, что наши богословы в академиях вовлечены в эту тематику. По крайней мере, я не читал ни одной работы, не слышал ни одного выступления, где эта тема была бы богословски проанализирована или чтобы в них содержалось что-то полезное для нашего пастырского служения.

Поэтому еще раз хочу сказать: адаптация молодежи к взрослому миру, формирование в молодежной среде идей, которые могли бы способствовать положительному формированию личности, является сейчас важной проблемой для всего общества, для системы образования и, конечно, для Церкви. Нам важно не упустить подлинного понимания того, что происходит в молодежной среде, чем сегодня реально живет большинство молодежи, что их волнует, что их тревожит, — чтобы затем, проанализировав ситуацию, мы могли сказать, что же мы можем предложить нашей молодежи.

И не только в воскресной школе — этого мало! У нас с вами телевидение есть, о чем мы раньше и мечтать не могли, причем канал в мультиплексе. Вот для того чтобы молодежь его смотрела, должна быть молодежная передача на нашем канале — это очень важно. Владимир Романович, просил бы Вас продумать создание специальной программы для молодежи. Чтобы это была не развесистая клюква, с заигрыванием перед молодежью. Необходима постановка реальных мировоззренческих проблем, приглашение церковных и светских специалистов в сфере социологии и психологии, круглые столы и дискуссии, адресованные в первую очередь молодежи. А через церковные средства массовой информации необходимо сообщать об этом и нашей приходской молодежи, и, что называется, urbi et orbi, «городу и миру». С тем чтобы к такого рода телевизионной передаче максимально привлекалось общественное внимание.

Другими словами, работы непочатый край, и я очень хотел бы, чтобы наше сегодняшнее заседание и тот акцент, который я позволил себе сделать именно на молодежной тематике, получили продолжение в нашей общецерковной работе. Благодарю за внимание.

Новости по теме

Эксперт из Казани приняла участие в работе комиссии межрегионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя» Эксперт из Казани приняла участие в работе комиссии межрегионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя»

25 июня 2024 года в Уфе подведены итоги по Приволжскому федеральному округу II (межрегионального) этапа XIX ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя».

Продолжается приём работ на Всероссийский конкурс лучших разработок учителей в области духовно-нравственной культуры Продолжается приём работ на Всероссийский конкурс лучших разработок учителей в области духовно-нравственной культуры

Продолжается приём работ на третий Всероссийский конкурс лучших разработок учителей в области духовно-нравственной культуры «Клевер ДНК».

Представители Казанской семинарии приняли участие в V Всероссийской Феофановской теолого-педагогической конференции в Тамбове Представители Казанской семинарии приняли участие в V Всероссийской Феофановской теолого-педагогической конференции в Тамбове

26–27 июня в Тамбовской епархии прошла V Всероссийская Феофановская теолого-педагогическая конференция.

Регентское отделение Казанской духовной семинарии объявляет набор абитуриентов Регентское отделение Казанской духовной семинарии объявляет набор абитуриентов

Регентское отделение Казанской духовной семинарии приглашает на обучение юношей и девушек, желающих посвятить себя служению в Церкви. Обучение длится 3 года и 10 месяцев и включает в себя программу среднего профессионального образования.