Учителю литературы оставят свободу рук

3182

Тяжелые идеологические бои вокруг того, ограничивать ли школьную литературу обязательным списком изучаемых произведений, идут с переменным успехом. Основных подходов три: подробный перечень книг, строго обязательный для всех школ; сочетание обязательных и вариативных произведений на выбор учителя; перечень рекомендованных книг. На сегодня перечень произведений останется рекомендованным, заверили «МК» разработчики Примерной программы по литературы.

По словам разработчиков, Примерная программа по школьной литературе практически готова: для начальной и средней школы (с 5-го по 9-й класс) она уже есть, а для 10—11-х классов проходят последние обсуждения в обществе и педагогическом сообществе. При этом ключевым оказался вопрос о том, нужен ли школьной литературе единый обязательный список произведений.

Позиция разработчиков, подчеркнула одна из авторов программы, завлаб социокультурных образовательных практик Московского городского педуниверситета Екатерина Асонова, однозначна: примерный, исключительно рекомендованный список литературы, а что именно изучать из него (и не только из него), выбирает учитель. При этом список произведений должен измениться:

— Конечно, без канона нельзя, а потому Толстой, Пушкин или Фет в школьной программе должны остаться. Но нужна и новая литература: с тех пор как появился прежний, «классический» список изучаемой литературы, прошел целый век. А писатели за это время не перестали писать, и эта литература интересна детям.

Более того. Логика типа «освоить в школе классику, а остальное каждый по возможности прочтет сам», по мнению другого разработчика, замруководителя Школы филологии Вышей школы экономики Михаила Павловца, имеет долгоиграющие негативные последствия:

— Мы живем в XXI веке, а детей воспитываем на классиках XIX, которые не знали ни революций, ни тотальных войн, ни ГУЛАГа. А это формирует людей, не готовых жить в новых условиях и видящих повсюду лишь деградацию.

Есть, впрочем, и другой подход — трехзвенный список изучаемых произведений, подготовленный в Петербурге словесником Игорем Сухих. В часть «А» там включены книги, изучение которых обязательно для всех; в часть «В» — произведения классиков по выбору учителя, а в часть «С» — писатели по выбору. При этом для единого «культурного кода» народа, уточнил автор Всероссийского диктанта-2016, детский писатель Андрей Усачев, достаточно изучить за всю школу лишь 30—40 произведений: остальное каждый наберет сам.

Ближе всего к привычной, советской схеме школьной литературы подготовленный Ассоциацией словесников (и одобренный Московской патриархией Русской Православной Церкви) «огромный линейный обязательный список». Но такая схема, по словам учителей-практиков, уже не работает: слишком перегружены нынешние дети, чтобы читать даже обязательные произведения:

— Я только что спросила своих ребят, кто за последние три месяца прочитал хотя бы одну книгу вне школьной программы, — рассказала учитель русского языка и литературы школы №2070 Наталья Журавлева. — Оказалось, что лишь 8 человек. А с программным чтением дело обстоит еще хуже (дети читают краткое содержание и этим ограничиваются. — «МК»).

Впрочем, на данный момент, заверила «МК» Екатерина Асонова, список школьной литературы может быть только рекомендованным, а что именно из него изучать, будет решать для себя каждое учебное заведение. Именно это предписывает новый Федеральный государственный образовательный стандарт, главная цель которого в данном случае — сформировать за время обучения интерес к чтению и навыки продвинутого читателя, а не пройти за школьные годы определенный объем литературных произведений, как это было прежде. Поэтому, в частности, в школе, особенно начальной, должны появиться уроки, когда ребенок на уроке сидит и просто сам читает то, что ему нравится. А школа лишь должна обеспечить ему для этого время, пространство и ресурсы.

Новости по теме

В Казанской семинарии с лекцией, посвящённой межхристианскому диалогу, выступил сотрудник ОВЦС
В Казанской семинарии с лекцией, посвящённой межхристианскому диалогу, выступил сотрудник ОВЦС

17 октября в Казанской духовной семинарии с лекцией «Древневосточные Церкви. История и современный диалог» выступил секретарь Отдела внешних церковных связей иеромонах Стефан (Игумнов).

Продолжается приём работ на XXI Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира» Продолжается приём работ на XXI Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира»

В Казанской епархии стартовал приём заявок на региональный этап XXI Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира».

В Казанской духовной семинарии состоялась научно-практическая конференция «II Бердниковские чтения»
В Казанской духовной семинарии состоялась научно-практическая конференция «II Бердниковские чтения»

30 сентября в Казанской духовной семинарии состоялась научно-практическая конференция «II Бердниковские чтения».

Отдел религиозного образования Казанской епархии организует цикл встреч для педагогов воскресных школ Отдел религиозного образования Казанской епархии организует цикл встреч для педагогов воскресных школ

27 сентября в духовно-просветительском центре при Варваринском храме города Казани состоялась встреча педагогов воскресных школ, организованная Отделом религиозного образования и катехизации Казанской епархии.