«Здесь всё по-доброму, по-добрососедски»: митрополит Кирилл о первом годе в Татарстане

2789
Фото

Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл ответил на вопросы корреспондента Информационного агентства «Татар-информ» Светланы Беловой.

— Прошло чуть больше года с того момента, как вы возглавили Татарстанскую митрополию. Каким был этот год для митрополии и для вас лично?

— Каким был год? Благодатным, я бы сказал! В ушедшем году произошло знаковое событие, о котором все уже говорили, но, думаю, нам не грех повториться. Восстановление Казанского собора на месте явления иконы Божией Матери, освящение его Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом было самым главным событием ушедшего года. И весь год проходил под этим знаком.

Поэтому для нас, конечно, очень радостно, благодатно — благодарим Бога, благодарим добрых людей, руководство Республики Татарстан, которое приняло такое судьбоносное решение по этому святому месту для многих людей.

Вы, наверное, знаете, что в свое время 70% дохода города Казани составлялось от паломников, которые приходили к Казанской иконе Божией Матери. Сейчас, конечно, всё поменялось, но всё равно люди идут и идут, и это очень трогательно. И это ещё раз напоминает о том, что, несмотря на долгие годы безбожия, уничтожения своей памяти — исторической, сердечной, национальной, религиозной, — у людей возвращается осознание и приход в Казанский собор для них — это не просто любопытство, а это именно внутреннее желание прийти и помолиться у чудотворного образа Пресвятой Богородицы.

— Как проходил процесс завершения воссоздания собора Казанской иконы Божией Матери, что называется, изнутри? Всё ли удалось сделать именно так, как задумывалось вашим предшественником владыкой Феофаном и большой командой, которая работала над этим проектом на старте?

— Знаю, что мнения относительно воссоздания тех или иных деталей собора озвучивались самые разные, но что касается храма в целом, думаю, что он вышел даже в какой-то степени лучше, чем он был до уничтожения. Потому что не сравнить строительные материалы — те, что были 200 лет назад, с теми, что есть сейчас, они сильно отличаются.

Когда я приехал, меня крайне поразило то, что пол в соборе отлит вновь таким, какой он был изначально. Я думал тогда: понимаю, что мы восстанавливаем собор, но на дворе 21-й век — стоять на чугунных плитах сегодня довольно непросто и можно было бы сделать совершенно другой пол, но в итоге приняли такое решение.

И вот через какое-то время приехала группа гостей, это было в прошлом году, и один человек из этой группы — он именитый искусствовед — едва сдержал слёзы. Говорит: «Знаете, я столько видел восстановленных храмов, но чтобы восстановить с такой достоверностью, как это сделано в Казани! Пол на меня произвёл поразительное впечатление, я умиляюсь, я восторгаюсь организаторами и всем в целом!» Ну и насколько сейчас мы можем судить, то нормально там можно стоять и молиться.

Рад, что в криптовой части Казанского собора нам удалось организовать уголок, посвящённый памяти владыки Феофана, как об инициаторе строительства собора, том человеке, который много сделал для его возрождения.

— Вырос ли поток прихожан и туристов после освящения и открытия воссозданного собора?

— По прихожанам трудно судить. Когда я пришел, службы шли в Крестовоздвиженском — соседнем храме. Конечно, пандемия отрицательно отразилась на количестве прихожан. Но что касается туристов и паломников — поток неиссякаемый.

— Перед чудотворным образом Божией Матери каждый день служат представители духовенства разных приходов республики — это давняя традиция или ваше нововведение?

— Такова традиция наших богомольцев. На протяжении многих лет, например, у мощей преподобного Сергия Радонежского молебны служатся в течение всего дня. Также и в других местах, где есть почитаемые святыни — святые иконы или святые мощи.

Мы определили, что в 12 часов дня каждый день мы совершаем молебен перед Казанской иконой Божией Матери. В будние дни приезжают священники с прихожанами из других приходов, а в праздничные, воскресные дни мы служим сами, чтобы священнослужители в приходах оставались на своих местах.

В 12 часов ежедневно, кроме дней больших праздников, когда Литургия длится дольше и заканчивается позже полудня, служится молебен перед чудотворным образом.

Мы изначально предложили всем приходам, настоятелям: «Договаривайтесь, приезжайте, вы можете в любой день со своим приходом, со своим хором, со своими прихожанами приехать и сами здесь совершить богослужение». Многие этим воспользовались — неоднократно приезжало духовенство из Набережных Челнов, из Елабуги, Нижнекамска, Чистополя, из других городов и сами служили.

Это ведь собор не только Казанского монастыря или города Казани, это ведь храм для всех. И есть такая возможность — пожалуйста, приезжайте. Даже если из других епархий кто-то пожелает приехать — пожалуйста. У нас были такие просьбы из соседних епархий, они приезжали, служили.

— Татарстан — необычный регион, поскольку в нём в мире и согласии существуют различные конфессии. Как в Ваш первый год в Татарстане выстраивались отношения с главами других конфессий?

— Меня сразу все окружили вниманием и заботой. Мы сразу познакомились. Я приехал в декабре, и сразу же было собрание, которое возглавлял Президент Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов. Мы одновременно познакомились и с муфтием Камилем хазратом Самигуллиным, и с руководителем старообрядческой общины владыкой Евфимием, и с настоятелем римско-католического прихода отцом Андреем, и с главным раввином Ицхаком Гореликом. Мероприятий за это время было достаточно много, на которых мы пересекались и общались.

Общение между нами, представителями разных конфессий, идёт свободно и спокойно, никто никого ни к чему не обязывает. Все чтут свои традиции и уважают традиции соседей. Вчера, к примеру, у нас был Рождественский концерт в Казани, с нами был Камиль хазрат, мы вместе поздравили людей. А в прошлом году, по приглашению нашего муфтия, я присутствовал на ифтаре. Мы общаемся друг с другом — и официально, и неформально.

Татарстан чем отличается от других регионов, например? Здесь нет ярко выраженных миграционных процессов. В большинстве субъектов Российской Федерации представители Ислама — приезжие, они входят в несколько иное пространство. А здесь за несколько сотен лет уже сложилось свои устои, налажены определенные отношения.

Случаются в них и шероховатости, как, например, недавний инцидент в Актанышском районе, но это исключение. Слава Богу, подобных исключительных случаев не много. Здесь, в Татарстане, всё очень по-доброму, по-добрососедски и доброжелательно.

— Верно ли, на Ваш взгляд, мнение о том, что идеологи различных беспорядков (политических ли, криминальных ли) не имеют отношения ни к какой религии вообще, поскольку их цель чаще всего — разрушить устоявшийся мир?

— Те, кто наводит смуту, они как раз считают, что делают это ради нас или ради религии. Как только это произошло в Актанышском районе, мы сразу сделали заявление. В нём говорилось, что этот случай — частный и он не отражает той государственной линии Правительства Республики Татарстан по отношению ко всем народам и конфессиям, которые проживают на этой территории.

Мы считаем, что этому должны быть даны соответствующие оценки правоохранительных органов и органов власти. Такие ситуации нужно пресекать в корне. Жёсткое реагирование будет средством, охлаждающим горячий пыл тех людей, которые хотят ситуацию перетянуть в какую-либо сторону.

Это печально, но возможно, что такие случаи могут повторяться, люди радикальных взглядов есть с любой стороны. И мы все должны реагировать, если кто-то из наших общин позволит себе сделать то, чего делать не должен.

У нас сегодня твёрдая линия на добрососедство между всеми группами населения, тем более в религиозном смысле никто никогда у нас не нагнетает обстановку.

Мы с муфтием сделали совместное заявление. Дело в том, что у нас существуют добрые отношения, естественно, что каким-то крайне настроенным людям они могут совершенно не нравиться, поэтому мы стремимся сделать так, чтобы таких ситуаций не происходило.

— Вы бываете в разных приходах митрополии, служите там в престольные праздники, много общаетесь с прихожанами. Какое впечатление у Вас от прихожан митрополии? Много ли среди них молодёжи?

— Всё везде по-разному. Как говорят, каков поп, таков приход. В каких-то приходах есть молодёжь, в каких-то — нет. Иногда приходишь, там одни бабушки, даже дедушек нет. А в каких-то приходах, где священник занимает более живую позицию, к нему приезжают люди, он собирает людей.

С одной стороны, хотелось бы, чтобы молодёжь была более привержена своим традициям — как национальным, так и религиозным. А с другой стороны, они же молодые и неопытные люди, их должно немножко побросать из стороны в сторону, чтобы твёрдо встали на твёрдый фундамент.

Недавно читал некий анализ — молодёжь до 25 лет относится к Церкви, ко всему тому, что с этим связано, в основном либо негативно, либо нейтрально. К 35 годам они уже начинают меняться постепенно. В это время они создают семьи, у них уже появляется внутренняя потребность в стабильности, они хотят её найти, и хорошо, если они её находят там, где её находили их предки — бабушки-дедушки, прабабушки-прадедушки и т.д. А когда человек более взрослым становится, то его отношение к религии формируется уже более глубоко.

Мы переживаем, что сегодня наши дети ушли в Интернет — найти там зерно истинной чистоты очень сложно. Но через какое-то время они ведь выйдут оттуда, должны выйти. И здесь большая доля ответственности на родителях, потому что Интернет сегодня — это как у нас в своё время была «улица». И родительское воспитание, авторитет родителей должны быть очень сильными, чтобы, выйдя с «улицы», они возвращались в нормальный тёплый доброжелательный дом.

— Есть ли планы в свете вышесказанного Вами по строительству в Татарстане православных школ и детских садов?

— Есть, конечно. Вопрос в том, что строительство новых зданий требует больших средств. Кроме того, для этого нужны неравнодушные люди, которые бы в этом деле активно участвовали. Вот они нашлись, к примеру, и нам руководство республики помогло сделать хорошую православную гимназию и хороший православный детский сад в Казани. Верю, что Господь будет и впредь посылать добрых людей, которые помогут построить православные школы и детские сады и в других городах.

Но сегодня наши желания не совпадают с нашими возможностями. В Набережных Челнах строится гимназия. Строится-строится, кто-то помогает по чуть-чуть, но не знаю, увидим ли мы её при своей жизни. Всё идёт достаточно медленно, мы собираем средства, вкладываем в строительство этой гимназии и добрые люди эпизодически участвуют, но на данный момент процесс идёт не так быстро, как хотелось бы, к сожалению.

— Какие планы у Вас на этот год?

— Наши планы — жить и благодарить Бога за то, что Он даёт нам сегодня жизнь, за то, что мы живём под мирным небом. Очень хочется надеяться, что так и будет продолжаться, потому что сами видим, как становится очень напряжённо. Главное, что у нас внутри какая-то озлобленность, раздражённость — они стали превалировать над многими добрыми чувствами.

Нет, добрых людей много! К примеру, недавно один наш друг Азат Гайнутдинов (генеральный директор АНО «Центр социальной реабилитации и адаптации». — Ред.) открыл в Казани и Набережных Челнах новые пункты помощи бездомным. На днях в Альметьевске мы открыли склад гуманитарной помощи. То есть, люди-то добрые есть, но общая атмосфера какой-то нестабильности, неуверенности в завтрашнем дне — она, конечно, очень сильно сегодня влияет на внутреннее состояние людей. Поэтому надо, конечно, чтобы мы нашли для себя некий фундамент.

Человек религиозный, человек, который свою жизнь связывает с Богом, более уверен в завтрашнем дне. У него несколько другая философия жизни, он смотрит другими глазами на окружающий мир при всех этих сложностях и суете. Хотелось бы, чтобы у нас сохранилось некое понимание ответственности за происходящее и чтобы мы были друг к другу гораздо более терпеливыми, чем есть на сегодняшний день.

Сегодня при наличии Интернета ситуация такова, что человек обидит кого-то в Хабаровске, например, условно, а через секунду всё становится известно везде и это сразу вызывает какую-то ответную реакцию. Поэтому мы просто обязаны отвечать и за свои слова, и за свои поступки.

Возвращаясь к разговору о Республике Татарстан, очень важно, что здесь целенаправленно ведётся линия на сохранение национальных традиций, не только русских и татарских, всех, кто живет на территории республики: и удмуртской общины, и марийской общины, и кряшенской общины, и чувашской общины. Такое бы стремление для всех руководителей в стране, чтобы так же поддерживали своих — по-взрослому, по-настоящему. Этого нам сегодня в регионах России не хватает.

Давно я не видел, чтобы глава региона приезжал, как наш Президент Татарстана приезжает на все национальные праздники — чувашские, марийские, мордовские, русские и другие. Одинаково ко всем относится и старается, чтобы всем людям у нас здесь жилось комфортно.

— В минувшую субботу на традиционном совещании Президент РТ дал распоряжение обстоятельно подготовиться к празднованиям Крещения в Татарстане. Как идёт подготовка?

— На фоне последних новостей из разных регионов о том, что там запрещают крещенские купания, у нас прекрасно понимают, что это очень хрупкое состояние, его нужно поддерживать и опекать.

У нас была комиссия совместно с городскими властями, проезжали все места купания и одну купель решили закрыть, рядом с храмом-памятником на Казанке — там воды нет, всё обмелело, невозможно организовать купель. Это единственное, чего в этом году не будет, в остальных местах всё делается.

Поэтому хочется сказать, у нас всё слава Богу, а тем, кто чем-то недоволен, хочется сказать: надо выехать за территорию республики и посмотреть, как в других местах живётся. Мы должны Бога благодарить за ту жизнь, которую сегодня мы имеем. Всегда хочется лучшего, но, как говорится, лучшее — враг хорошего.

— А Вы окунаетесь в иордань на Крещение?

— Конечно, стараюсь окунаться каждый год, но не хочу делать это прилюдно. Мне нужен уголок, чтобы окунуться в иордань. Я нашёл уединённое место и думаю, что в этом году приеду туда и окунусь.

— Что бы Вы хотели сказать православным, представителям других конфессий, нерелигиозным людям в праздник Крещения?

— Я поздравляю всех с праздником Крещения Господня! Это наше большое достояние, что мы имеем такую огромную широкую культуру нашей жизни, в том числе и наши праздники, которые органично вошли в эту жизнь. Люди любят эти праздники. И вот мы с вами говорили про молодежь — они могут часто в храм не ходить, но крестики носят, на Крещение купаются и считают себя сопричастными этому празднику.

Желаю всем нам с вами доброго здоровья, Божьей помощи во всех трудах. В жизни желаю, чтобы мы всегда ценили то, что имеем, и благодарили Бога за каждый прожитый день.

Источник: ИА «Татар-информ»

Новости по теме

Митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров на месте погребения своего духовного наставника митрополита Серапиона (Фадеева) в селе Великодворье Митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров на месте погребения своего духовного наставника митрополита Серапиона (Фадеева) в селе Великодворье

29 марта митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в храме святой великомученицы Параскевы Пятницы в селе Великодворье (Гусь-Хрустальный район Владимирской области).

Митрополит Кирилл совершил заупокойное богослужение на месте погребения своего духовного наставника митрополита Серапиона (Фадеева) Митрополит Кирилл совершил заупокойное богослужение на месте погребения своего духовного наставника митрополита Серапиона (Фадеева)

28 марта, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил парастас в храме великомученицы Параскевы Пятницы в селе Великодворье (Гусь-Хрустальный район Владимирской области).

Анонс служения митрополита Кирилла 30-31 марта Анонс служения митрополита Кирилла 30-31 марта

30-31 марта митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершит богослужения в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери и храме преподобного Алексия, человека Божия, в селе Среднее Девятово.

«Светлый вечер в Казани»: Екатерина Хабарова — об истории Казани «Светлый вечер в Казани»: Екатерина Хабарова — об истории Казани

В беседе с ведущей программы «Светлый вечер в Казани» Ольгой Павловой она рассказала об интересных страницах истории города, поделилась особенностями своей профессии и личными открытиями.