О прихожанах

К церковному богослужению большинство прихожан усердны, особенно к богослужению торжественному, отправляемому в великие праздники, в которые церковь бывает переполнена молящимися. В обыкновенные воскресные дни за обедней церковь почти всегда бывает полна народу, а за утреней бывает около 100 человек.

Говельщиков, особенно в хорошие годы, т. е. урожайные и при благоприятной погоде, бывает очень много. Более всего говельщиков бывает на 1-ой неделе Великого поста – до 500 и более. На 2-ой неделе вместе с учащимися говельщиков бывает около 300. На 4-ой неделе говеют человек 200. Наконец, на 6 и 7-ой неделях бывает человек по 50. Только самая малая часть из говельщиков остается без причащения св. Тайн, а прочие все причащаются. Во время говения строго соблюдается воздержание в пище; некоторые во всю неделю не принимают никакой горячей пищи, а довольствуются холодной, и то только едят раз в день или даже через день. Некоторые прихожане во время говения остаются в церкви целый день, занимаясь между богослужениями чтением и слушанием душеспасительных книг из церковной библиотеки.

Вообще к церковному богослужению, к соблюдению постов и к говению прихожане довольно усердны. Нельзя этого сказать относительно церковного поминовения умерших. Во-первых, здесь весьма редко совершается погребение с участием причта при выносе умершего из дома в церковь и из церкви на кладбище; еще реже заказываются заупокойные обедни, вместо которых довольствуются тем, что в воскресные дни подают на проскомидию просвиры, чтобы вынуть из них части за упокой умерших.

Второе. Здесь и в родительские субботы очень немногие приходят в церковь для поминовения умерших родителей. Вместо церковного поминовения здесь развито поминовение келейное, состоящее в том, что грамотницам-келейницам заказывают чтение псалтыря по умершим сродникам в продолжение известного времени. Богатые заказывают по умершем непрерывное чтение псалтыря в продолжение 40 суток, что стоит от 50 до 70 руб. Победнее прихожане заказывают прочитывать псалтырь в продолжение соро-коуста, что стоит много дешевле. Заказывают чтение псалтыря или же только одного заупокойного канона и в дни памяти умерших. Что касается поминальных обедов, то обязательно по всяком взрослом покойнике бывает только один обед – в день погребения; в прочие же нарочитые дни: 9-й, 40-й и в годины – бывают обеды только у состоятельных прихожан. На эти обеды причт весьма редко приглашается, и то только на первый обед и у самых богатых прихожан.

Когда умирает бедняк, не имеющий ни собственного имущества, ни родственников состоятельных, тогда на погребение его и на обязательный обед бывает сбор пожертвований, на что богатые прихожане не скупятся.

Вообще нельзя отрицать в здешних прихожанах христианской общительности и взаимного вспоможения. Так, например, погорельцам, всего лишившимся от пожара, помогают и деньгами, и хлебом, и одеждой, и скотиной.

Замечено мною, что по умершим здесь почти вовсе не плачут. Почему это? Оказывается, что здешние прихожане считают великим грехом плакать по умершем, сколько бы он дорог ни был. Всякий умирает по воле Божией. Не грешно ли идти против воли Божией, не оскорбительно ли для Господа Бога будет наше горе, наши вопли по умершем, когда смерть посылает человеку Бог?

<<< предыдущий раздел

К оглавлению летописи

следующий раздел >>>