Жития святых на Сентябрь


 
18 сентября
 

(память 5 сентября по старому стилю)

Пророк Захария и его жена праведная Елизавета (Елисавета) происходили из священнического рода. Святая Елизавета прихо-дилась сестрой праведной Анны, матери Пресвятой Девы Марии. Святой Захария служил при Иерусалимском храме. Еванге-лист Лука упоминает о Захарии и Елизавете в первой главе своего Евангелия, где повествует о рождении пророка Иоанна Крестителя. Он говорит, что “оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно”. Достигнув престарелого возраста, они оставались бездетными. По этой причине они перенесли немало скорбей, потому что бесплодие у евреев считалось Божиим наказанием за грехи.

Наконец Господь послал архангела Гавриила возвестить Захарии, который молился в храме, о предстоящем рождении у него сына. Архангел повелел назвать сына Иоанном и предсказал, что Иоанн исполнится Духа Святого еще с утробы своей матери, что он многих из сынов израилевых обратит к Богу, действуя в духе и силе пророка Илии. Вся его деятельность будет направлена на приготовление людей к пришествию Спасителя.

Вскоре после явления архангела Елизавета зачала. При рождении Иоанна Крестителя произошло чудо: Захария, который до этого пребывал немым, получил снова дар речи. В святом восторге Захария вознес хвалу Богу и предсказал своему новорожденному сыну: “Ты наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицем Господа, приготовить пути Ему”.

Недолго, впрочем, радовались праведные родители своему долгожданному сыну. Спустя шесть месяцев в Вифлееме родился Господь Иисус Христос. Царь Ирод, узнав об этом, испугался, что потеряет свои престол и приказал умертвить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Праведный Иосиф с Девой Марией и Младенцем Христом бежали в Египет, а праведная Елизавета, спасая Иоанна, убежала в пустыню около Мертвого моря. Царь Ирод, ища Иоанна, послал воинов в храм выведать от Захарии, где скрывается Елизавета. Когда Захария отказался открыть им ее местонахождение, воины убили его между храмом и жертвенником. По преданию, пролившаяся кровь его затвердела на мраморном полу и в течение многих лет напоминала богомольцам о злодействе Ирода.

Праведная же Елизавета поселилась со своим младенцем в одной из пещер. Жила она, впрочем, недолго: младенцу Иоанну исполнилось только несколько лет, когда он осиротел. Хранимый Господом и питаемый ангелами, он оставался в суровой пустыне до дня своего явления израильтянам проповедником покаяния.

Молитва пророку Захарии и праведной Елисавете, родителям святого Иоанна Предтечи

О святии угодницы Божии, пророче Захарие и праведная Елисавето! Подвигом добрым подвизавшася на земли, восприяли еста на Небесех венец правды, его же уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый ваш образ, радуемся о преславнем скончании жительства вашего и чтем святую память вашу. Вы же, предстоя Престолу Божию, приимите моления наша и ко Всемилостивому Богу принесите, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством вашим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Тропарь праведным Захарии и Елисавете, родителям святого Иоанна Предтечи

Тропарь первый святому пророку Захарии

Священства одеждою обложен премудре, по закону Божию всесожжения приятна священнолепно приносил еси, Захарие, и был еси светильник и зритель тайных, знамения в тебе благодати нося явственно всемудре. И мечем убиен был в храме Божии, Христов пророче, с Предтечею моли спастися душам нашим.

Кондак

Пророк днесь и священник Вышняго, Захариа предложи, Предтечев родитель, трапезу своея памяти, верныя питая, питие бо правды всем растворив, сего ради скончавается, яко Божественный таинник Божия благодати.

Тропарь второй

Праведных твоих Захарии и Елисаветы, Господи, память празднующе теми молим Тя: спаси души наша.


(память 2 мая и 24 июля по старому стилю а также 5 сентября - убиение св. князя Глеба)

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапос-тольного князя Владимира (U 15 июля 1015 г.). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии.

Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.

Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.

Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: “Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!”

Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса — Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: “Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам”. Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела — Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так — без сопротивления погибнуть от рук убийц?

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. “Кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец” (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. “Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить” (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. “Видите ли, братия, — замечает преподобный Нестор Летописец, — как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые”.

Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: “Мне отмщение и аз воздам” (Рим. 12, 19).

В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

“С того времени, — пишет летописец, — затихла на Руси крамола”. Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, — святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242 г.), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380 г.). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035 гг.).

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.

Акафист >>


(память 5 сентября по старому стилю)

Пострадала за Христа вместе со своим братом св. мучеником Фифаилом в царствование императора Траяна, во II веке. За исповедание христианской веры они были преданы многим мучениям, после которых св. мученика Фифаила повесили на дереве и распилили пилой, а сестру его, св. мученицу Фивею, умертвили ударом копья в шею.


 
19 сентября
 

(память 6 сентября по старому стилю)

Во Фригии, недалеко от г. Иераполя, находился чудесный источник, от которого св. Архангел невидимо подавал верующим исцеление. При этом источнике был храм Архистратига Михаила. К источнику приходили за исцелением не только христиане, но и язычники, и многие из них оставляли свое зловерие и принимали святое крещение. В озлоблении язычники задумали уничтожить храм и Архиппа, мужа благочестивого, который, живя при храме, благочестием и проповедью многих приводил ко Христу. Для этого они пустили из двух рек воду, которая с великою силою устремилась на храм. Но св. Архистратиг чудесно остановил стремительные потоки воды, образовав расселину земли, и тем самым спас храм от разрушения. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, т. е. «расселина».

Архангелу Михаилу, начальнику небесного воинства, молятся при начале строительства нового дома, а также в начале каждого дня и отходя ко сну.


(память 6 сентября по старому стилю)

Был родом из Иераполя Фригийского, с 10 лет служил пономарем при храме Архистратига Михаила в Хонех. Питаясь одними пустынными растениями и одеваясь во вретище, он не оставлял святого храма в продолжение 60 лет, до самой смерти своей, несмотря на многие напасти от язычников. По его молитве совершилось чудо Архангела Михаила в Хонех. Скончался святой Архипп в IV веке.


(память 6 сентября по старому стилю)

Жил в царствование императора Траяна (98-117 гг.) и был военачальником. Во время пребывания на Востоке император, производя проверку численности своих войск, обнаружил в них 11 тыс. христиан. Траян немедленно с позором отправил их в ссылку в Армению. Святой Ромил при этом укорил императора в безбожии и безрассудстве за то, что тот распорядился во время войны уменьшить число своего войска. Самого себя св. Ромил открыто признал христианином. Разгневанный Траян подверг мученика беспощадному избиению и усечению мечом.

Посланные в ссылку воины-христиане были также умерщвлены в Армении различными видами казни.


(память 9 июля и 6 сентября по старому стилю)

Жил при императорах Диоклетиане (284-305 гг.) и его соправителе Максимиане (305-311 гг.). Как христианин, он предстал перед судом и после допроса был брошен в темницу. Освобожденный чудесным образом св. Кирилл по повелению свыше прибыл в Рим, где оказал большую помощь Церкви своей проповедью. Когда же началось гонение, св. Кирилл отправился в Иерусалим для поддержания духа находившихся там христиан. По дороге он имел видение и получил повеление не миновать Крит. На острове его избрали епископом города Гортины и за долгие годы святительства он многих обратил от тьмы язычества к свету истины. В глубокой старости св. Кирилл был взят за это на суд и ввержен в огонь. Господь чудесно сохранил его невредимым, и он был освобожден. Обратив после того многих ко Христу, святитель в возрасте 90 лет был усечен мечом.


 
20 сентября
 

(память 7 сентября по старому стилю)

Происходил из Ликаонии и был пастухом овец. Прилежно читая Священное Писание, он делился своими знаниями с другими пастухами, обратив, таким образом, многих ко Христу.

Св. Созонту было некое Божественное видение, призывающее его к подвигу мученичества. Святой пришел в г. Помпеополь Киликийский, где в то время готовилось празднество в честь золотого идола; никем не замеченный, он вошел в храм и здесь, взяв руку золотого идола разбил ее на части и раздал неимущим.

Исчезновение руки у истукана вызвало великое смятение в городе, и многие были допрашиваемы и мучимы. Не желая быть виновником страдания других людей, св. Созонт добровольно явился к царю Максимиану и объявил, что он оторвал руку у идола, чтобы узнать его силу.

За это страстотерпец был подвергнут зверским истязаниям, во время которых и скончался. Мученическая кончина его последовала в 304 г.


(память 7 сентября по старому стилю)

Родом из Новгорода, с малого возраста посвятил себя на служение Богу. Принял иночество с именем Илия в основанной им самим обители.

За свою благочестивую жизнь в 1165 г. был избран архиепископом Новгорода. При нем заступлением Богоматери совершилось чудесное спасение Новгорода от нашествия суздальцев 25 февраля 1170 г. Заботясь о духовных нуждах своей паствы, построил в Новгороде семь храмов. Святой прославился и благочестивой жизнью: был весьма милостив, отличался кротостью и нелицемерной любовью.

Имел такую власть над нечистыми духами, что однажды путешествовал на бесе в Иерусалим поклониться святым местам. По злобе диавольской был обвинен в нечистой жизни и изгнан из Новгорода. Новгородцы посадили святителя на плот и пустили вниз по Волхову. Но Господь чудом вразумил их: плот поплыл вверх, против течения. Раскаявшись, люди со слезами умоляли святителя вернуться. Незлобивый архипастырь простил их и с великим торжеством возвратился на свою кафедру.

Узнав о приближении своей кончины, святитель принял схиму с прежним именем Иоанн и мирно отошел ко Господу 7 сентября 1186 г. Нетленные мощи святителя Иоанна были обретены в 1439 г.


(память 7 сентября и 13 мая по старому стилю)

Родился в 1605 г. в городе Овруче, на Волыне, в знатной семье Токаревских, известных ревнителей Православия. В 1614-1620 гг. святой обучался при Успенском Овручском монастыре и по смерти родителей стал иноком этого монастыря, начав свое служение с меньшего монастырского чина — послушника. В 1625 г. инок Макарий с благословения архимандрита переходит в Купятичский Пинский монастырь. В 1630 г. святой был посвящен в сан иеродиакона, а в 1632 г. — в сан иеромонаха. В 1637 г. настоятель Купятичского монастыря послал его к Киевскому митрополиту Петру Могиле, который заметил в иеромонахе Макарии преданного сына Церкви Божией, и в 1638 г. назначил его настоятелем Каменецкого Воскресенского монастыря (Гродненская область). С 1642 г. преподобный Макарий руководил братией Купятичского монастыря, с 1656-1659 гг. возглавлял Пинский монастырь, а с 1660 г. руководил братией родного Успенского Овручского монастыря.

Более десяти лет продолжалась непрерывная борьба с латино-поляками в Овруче. Только в 1671 г., после опустошения Овруча татарами, архимандрит Макарий покинул монастырь и отправился для духовных подвигов в Киево-Печерскую лавру. Но защитники Православия нужны были не только в Киеве, и преподобный Макарий был назначен настоятелем Каневского монастыря, где он снова был впереди не стихающей битвы за Православие.

Скончался преподобный Макарий мученически от турок, 4 сентября 1678 г. напавших на монастырь. Св. Макарий встретил врагов с крестом в руках на паперти храма. Турки повесили настоятеля за руки и за ноги между двух столбов. Через два дня преподобномученику отрубили голову (U 7 сентября 1678 г.). Свидетели мученической кончины преподобного Макария внесли его тело в монастырский храм, в котором для безопасности затворились. Но вернувшиеся турки обложили церковь дровами и сожгли всех, скрывшихся в храме. Когда оставшиеся в живых горожане Канева стали разбирать тела погибших, то только одно тело было найдено в целости и было как бы живое, — это тело священномученика Макария, одетое во власяницу, с крестом на груди и с другим крестом в руке. Святое тело было погребено в том же храме под жертвенником 8 сентября 1678 года.

Священномученик Макарий был мужем высоко праведной и духовной жизни, прославленный еще при жизни чудотворением и даром прозорливости. Жизненный подвиг, совершенный преподобномучеником, был подвигом защиты православной веры в условиях неравной изнурительной борьбы, когда защищать можно было только будущее Русской Православной Церкви, поскольку то, что сохранилось от проносящегося урагана унии, сносилось татарскими набегами.

В 1688 г. при обновлении храма гроб преподобномученика был открыт, и в нем обретено нетленное тело святого. Четыре раза совершалось перенесения мощей, ради их сохранения, а с 1965 г. они находятся в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы г. Черкассы.


(память 15 мая и 7 сентября по старому стилю)

Родился в конце XIV века в городе Юрьеве (Дерпте) и был воспитан в строгом благочестии. Хорошо зная Священное Писание и творения святых отцов, был пламенным исповедником православной веры и ревностным обличителем латинского заблуждения.

Около 35 лет от роду святой поселяется на реке Толве и становится учеником преподобного Евфросина Псковского (U 1481 г., 15/28 мая), жившего еще в полном уединении, и разделяет с ним пустынные подвиги и труды по устройству обители (55 лет прожили святые вместе).

Неизвестно, где и когда принял преподобный Серапион постриг, но к преподобному Евфросину он пришел уже иноком. Ревностно исполняя все монастырские уставы, святой особенно прилежал к церковной молитве и говорил, что: «двенадцать псалмов, пропетых в келлии, не могут равняться единожды пропетой в храме краткой молитве: "Господи, помилуй"».

Ради великих подвигов своих преподобный еще при жизни удостоился от Господа дара прозорливости и чудотворений. В 1476 г. исцелился от гнойной раны на ноге латыш-крестьянин, приложив к ней снег от следов святого.

Преподобный предсказал нашествие на Псков немцев в год его смерти и то, что обитель не пострадает, что и исполнилось.

Скончался он 90-летним старцем, 8 сентября 1480 г. По смерти прославился многочисленными чудотворениями.


 
21 сентября
 

(память 8 сентября по старому стилю)

8 сентября (21-го по новому стилю) в Палестине, в небольшом городке Назарете, у престарелых супругов Иоакима и Анны родилась дочь, которую Церковь во всей Вселенной прославляет, как Матерь Божию и как невесту Святого Духа.

После рождения Девы Марии мир стал другим. Христос — солнце мира, а Дева Мария — Его заря. Первые лучи зари еще не освещают Землю, но уже пронизывают золотом темно-синий бархат неба.

Родители Божией Матери Иоаким и Анна, многие годы молили Бога о даровании им ребенка и дали обет посвятить своего ребенка Всевышнему. И вот, на закате их жизни родилась дочь.

На восьмой от рождения день Ей дали имя Мария, что значит “госпожа, возвышенная”. Когда Деве Марии исполнился год, Иоаким пригласил к себе в дом священников и родственников. После трапезы каждый священник брал Марию на руки и благословлял Ее. Когда Деве Марии исполнилось три года, родители решили исполнить данный ими обет и привести ее в Иерусалимский храм.

Чему учит христиан праздник Рождества Пресвятой Богородицы? Чтобы родители-христиане помнили, кому они посвящают своих детей, кому отдают их души. Церковь в конце каждой службы призывает молитвенную помощь святых родителей Девы Марии — Иоакима и Анны. Пусть эти ветхозаветные праведники будут для родителей примером терпения, надежды и любви.

Акафист >>


(память 8 сентября по старому стилю)

Находилась в Киеве, в Софийском соборе. Икона «София — Премудрость Божия» встречается только на православном Востоке и неизвестна на Западе.

Под словом «Премудрость», или по-гречески «София», разумеют Сына Божия. Значение изображения «Софии — Премудрости Божией» объясняют словами притчей Соломоновых: Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь (Притч. 9, 1). Божия Премудрость есть Господь, создавший Себе дом.

Иконы св. Софии — Премудрости Божией, заимствованные из Церкви Юстиниановой, изображают соединение Церкви Небесной и видимой через воплощение Сына Божия — Премудрости Божией.


(память 8 сентября по старому стилю)

Находилась в Богородице-Рождественском монастыре Сямской волости.

Один крестьянин села Отводного, два года лежал в расслаблении. В 1524 г. явилась ему во сне Матерь Божия и приказала ему идти в Сямскую волость к Покровской церкви и объявить прихожанам волю Ее о построении здесь обители во имя Пречистого Ее Рождества. За исполнение этого повеления ему было обещано исцеление. Повинуясь этому повелению Царицы Небесной, он возвестил волю Владычицы и тут же получил исцеление. Жители волости в тот же год воздвигли деревянный монастырь в честь Рождества Богородицы, и с тех пор икона сделалась местной, храмовой, известной под именем «Сямской».

В 1542 г. весь монастырь сгорел до основания, была спасена только чудотворная икона. Со временем снова воздвигнуты были деревянные монастырские здания, а 1770 г. выстроена каменная двухэтажная церковь во имя Рождества Богородицы.


(память 8 сентября по старому стилю)

Чудотворная икона Рождества Пресвятое Богородицы находилась в Глинской пустыни, в расстоянии 160 верст от губернского города Курска и в 40 от г. Путивля. Думают, что название свое она получила от рода Глинских, ближайшей местности владельцев, благотворивших пустыни, основанной в 1648 году.

Драгоценную святыню обители составляет чудотворная икона Божией Матери, явленная в начале XVI века на месте построения обители. По древнему преданию, записанному иноками, в дремучем лесу, окружавшем пустынь, пчеловоды, осматривая свои ульи, выдолбленные в дереве, увидели на одной из больших древних сосен икону Рождества Пресвятой Богородицы, чудесным светом озаряемую, отчего были объяты страхом. Придя в себя, они помолились с благоговением пред святою иконою и, возвратясь в жилища свои, возвестили о виденном явлении и прочим людям. С того времени начали многие стекаться к новоявленной иконе. Благодать Божия молитвами Пречистой Богородицы исходила от Ее образа, исцеляя многоразличные болезни с верою прибегающих. Из-под корня же сосны, явлением тем ознаменованной, истекал источник чистой воды; пившие эту воду и умывавшиеся ею с верою получали исцеление.

Величина чудотворной иконы в вышину 5 вершков, а в ширину 4 вершка. Риза на иконе золотая, чеканная, в серебряном вызолоченном киоте в виде круга, украшенном 36 звездами из мелких стразов. Вверху круга изображен Господь Саваоф. В записях обители сохраняется описание многочисленных случаев исцеления по молитвам веры прибегающих к Спасителю и Его Пречистой Матери пред Ее чудотворною иконою.


 
22 сентября
 

(память 9 сентября и 18 октября по старому стилю)

Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин) родился в семье вотчинника, владельца села Язвище Волоколамского княжес-тва. Точная дата рождения преподобного не установлена, но большинство источников указы-вает 1439/1440 годы. Прадед Иосифа — Саня (основатель фамилии) был родом из Литвы. О родителях преподобного Иосифа Иоанне и Марии известий почти не сохранилось, за исключением сведений о том, что они умерли в монашестве. Кроме преподобного Иосифа у них было еще три сына: Вассиан, Акакий и Елеазар. Вассиан и Акакий приняли монашеский постриг. Впоследствии Вассиан стал архи-епископом Ростовским.

В возрасте семи лет отрок Иоанн был отдан в обучение старцу Волоколамского Крестовоздвиженского монастыря Арсению. За два года он изучил Священное Писание и стал чтецом в монастырской церкви. В двадцать лет Иоанн посетил Тверской Саввин монастырь, где познакомился с духовным наставником Варсонофием, и “мудре последуя совету и благословению прозорливаго и святаго старца Варсонофия, пришел еси в обитель преподобнаго Пафнутия и того умолил еси прияти тя в послушание” (Кондак 4).

В Боровском монастыре преподобный Пафнутий постриг юношу в иночество с именем Иосиф. Восемнадцать лет провел преподобный Иосиф под руководством святого подвижника. По преставлении своего учителя он был назначен игуменом Боровского монастыря, которым управлял около двух лет. В этой обители он ввел общежительный устав, что вызвало недовольство некоторых иноков. Преподобный Иосиф вынужден был покинуть обитель и отправился в паломничество по Русским святыням. Так он оказался в Кирилло-Белозерском монастыре. Здесь он еще более укрепился в желании создать новое монашеское общежитие. Из Кирилло-Белозерского монастыря он удалился в Волоколамские пределы, где в 1479 году при слиянии рек Струги и Сестры в лесу основал обитель Успения Пресвятой Богородицы. В своем монастыре преподобный Иосиф ввел самое строгое общежитие и составил для него собственный устав, значительная часть которого взята из Устава преп. Нила Сорского. Преподобный Иосиф воспитал целую школу иноков-подвижников. Многие постриженики Иосифо-Волоколамского монастыря были архипастырями и занимали важнейшие кафедры Русской Церкви: митрополиты Московские и всея Руси Даниил (U 1539 г.) и святой Макарий (U 1563 г.), архиепископ Вассиан Ростовский (U 1515 г.), епископы Симеон Суздальский (U 1515 г.), Досифей Крутицкий (U 1544 г.), Савва Крутицкий, по прозванию Черный, Акакий Тверской, Вассиан Коломенский, святители Казанские Гурий (U 1563 г.) и Герман (U 1567 г.), святитель Варсонофий, епископ Тверской (U 1576 г.).

На церковных Соборах 1490 и 1504 годов преподобный Иосиф выступил с обличением ереси жидовствующих, возникшей в Новгороде. Он решительно добивался осуждения упорствующих отступников. Кроме основного его сочинения “Просветитель”, направленного против этой ереси, перу святого принадлежат также 24 послания к различным лицам, краткая и пространная редакции монастырского “Устава”.

Преподобный Иосиф преставился 9 сентября 1515 года и был погребен близ алтаря Успенского храма своей обители. Собором 1578 года преподобный Иосиф был причислен Церковью к местночтимым святым, а в 1591 году — к общерусским.

Акафист >>


(память 5 февраля и 9 сентября по старому стилю)

Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский, родился в начале 30-х годов XVII в. в Подольском крае. Происходил из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких. Родите-лями его были иерей Никита и Мария. Имя, данное святителю Феодосию при Крещении, осталось неизвестным.

Благочестие родителей способст-вовало духовному развитию и добрым склонностям мальчика: с детства он прилежал молитве и отличался кротким характером.

Юношей он вступил в духовное училище, так называемую Киево-Братскую коллегию, при Киевском Богоявленском монастыре. Конец 40-х годов XVII века был временем расцвета коллегии.

Киево-Братская Коллегия являлась в то время главным центром борьбы Православия против напора и нападок католического духовенства — иезуитов и униатов.

В годы обучения окончательно определилось призвание святого к иноческому подвигу. Свободное от занятий время он отдавал молитве, чтению Священного Писания и богомыслию.

После получения образования будущий святитель принял постриг в Киево-Печерской Лавре и был назван Феодосием в честь преподобного Феодосия Печерского (память 3 мая).

В 1664 году его назначили настоятелем знаменитого Киево-Выдубицкого монастыря. Эта обитель незадолго до того находилась в руках униатов, приведших ее в полное разорение. Святой Феодосий с усердием принялся за дело, и, благодаря своей энергии и трудолюбию, быстро восстановил иноческую жизнь в Выдубицком монастыре. Заботясь о церковном благолепии, он организовал прекрасный хор, который славился не только в Малороссии, но и в Москве, куда святой Феодосий посылал своих певчих в 1685 году.

В те годы святому Феодосию пришлось пережить тяжкое испытание: вместе с другими игуменами он был обвинен Мефодием, епископом Мстиславским и Оршанским, в измене русскому правительству и мнимой переписке с изменниками. 20 сентября 1668 года он был вызван давать объяснения по этому делу. Однако 17 ноября того же года клевета была обнаружена, и святой Феодосий вместе с другими был оправдан.

Когда епископ Лазарь был назначен местоблюстителем Киевской митрополии, он назначил святого Феодосия своим наместником в Киеве, а сам оставался в Чернигове. В этом звании святой Феодосий принимал деятельное участие во многих церковных событиях.

В 1688 году святой Феодосий был назначен архимандритом Черниговского Елецкого монастыря на место скончавшегося архимандрита Иоанникия (Голятовского). Там ему пришлось много потрудиться над благоустройством обители, также приведенной в разорение иезуитами и доминиканцами.

Он участвовал в составлении Соборного ответа Московскому Патриарху Иоакиму по поводу отношения Киевской митрополии к Флорентийскому Собору и поднятого на нем вопроса о времени пресуществления Святых Даров.

В 1692 году 11 сентября святой Феодосий был торжественно хиротонисан в Успенском Московском соборе Кремля в сан архиепископа Черниговского.

Управляя Черниговской епархией, святитель Феодосий особенно заботился о духовном просвещении своей паствы. Он поддерживал старые и создавал новые иноческие обители, среди них: Печеникский женский монастырь, где он сам освящал храм. В 1694 году им был основан Любецкий скит, в том же году святитель освятил храм в Домницком мужском монастыре, а в 1695 году — величественный храм в честь Пресвятой Богородицы, построенный на вершине Болдинской горы, близ Ильинского монастыря.

Святитель Феодосий поддерживал существование в Чернигове типографии, выпустившей многие печатные издания Богослужебных книг.

При святителе Феодосии в Черниговской Епархии замечается особый подъем и усиление иночества. Большое внимание святитель уделял духовенству и был строго разборчив в выборе кандидатов.

Отличительными чертами личности святителя Феодосия были — снисходительность, миролюбие, строгая справедливость, глубокое сострадание ко всем, обращавшимся к нему за помощью и советом, не только православным, но и людям других исповеданий.

В 1696 году 5 февраля святитель Феодосий скончался и был погребен в Черниговском Борисоглебском соборе, за правым клиросом, в устроенном для того склепе.

Святитель Иоанн Максимович построил над его гробом кирпичный свод с хвалебной надписью в стихах, в благодарность за чудесное избавление по молитвам святителя Феодосия от тяжкой болезни.

Прославление святителя Феодосия совершилось 9 (22) сентября 1896 года.

Акафист >>


(память 25 июля, 9 сентября и 9 декабря по старому стилю)

Святой праведный Иоаким, сын Варпафира, был потомком царя Давида, которому Бог обещал, что от семени его родится Cпаситель мира. Праведная Анна была дочерью Матфана и по отцу была из колена Левиина, а по матери — из колена Иудина. Супруги жили в Назарете Галилейском. Они не имели детей до глубокой старости и всю жизнь скорбели об этом. Им приходилось переносить презрение и насмешки, так как в то время бесчадие считалось позором. Но они никогда не роптали и только горячо молились Богу, смиренно уповая на Его Волю. Однажды, во время большого праздника, дары, которые взял праведный Иоаким в Иерусалим для принесения их Богу, не были приняты священником Рувимом, который считал, что бездетный муж недостоин приносить жертву Богу. Это очень опечалило старца, и он, считая себя самым грешным из людей, решил не возвращаться домой, а поселиться в одиночестве в пустынном месте. Его праведная супруга Анна, узнав, какому унижению подвергся ее муж, стала в посте н молитве скорбно просить Бога о даровании ей ребенка. В пустынном уединении и постничестве о том же просил Бога и праведный Иоаким. И молитва святых супругов была услышана: им обоим Ангел возместил о том, что родится у них Дочь, которую благословит весь род человеческий.

Акафист >>


(память 9 сентября по старому стилю)

Пострадал за Христа в Севастии Армянской в 320 г. Св. мученик Севериан был знатного рода, из Малой Армении. Часто посещая в темнице 40 Севастийских мучеников, он укреплял их на страдальческий подвиг, и сам спустя полгода принял мученическую кончину.

Взятый за проповедь христианства, святой был подвергнут жестоким мучениям, после которых умерщвлен следующим образом: святого перевязали веревкой и повесили на городской стене, привязав один камень к шее, а другой к ногам мученика. Среди такого истязания св. Севериан скончался. При перенесении святых мощей мученика к месту его прежнего жительства совершилось чудо: воскрес один из слуг св. Севериана, недавно умерший и уже приготовленный к погребению. После воскресения своего он прожил еще 15 лет.


 
23 сентября
 

(память 10 сентября по старому стилю)

Родом из Вифинии, родная сестра св. мучениц Митродоры и Нимфодоры. Желая посвятить себя на служение Богу и в непорочности сохра-нить девство сестры удалились на пустын-ную гору, где стали проводить время в посте и неустанных молитвах. За свою богоугодную жизнь они сподобились от Госпо-да дара чудотворений.

В царствование зло-честивого Максимиана Галерия (305-311 гг.), за отказ поклониться языческим идолам, св. девы Минодора, Митродора и Нимфодора претерпели жестокие мучения, во время которых предали души свои в руце Божии. Разъяренный мучитель приказал бросить тела святых мучениц в огонь. Но как только это было исполнено, с неба ниспал огонь и попалил мучителей, на взведенный же костер пролился великий дождь и угасил огонь. Христиане, взяв тела св. мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры, с честью погребли их в одном гробе. От мощей святых дев совершилось множество чудес и исцелений. Впоследствии, на месте их погребения был построен храм во имя святых мучениц.


(память 10 сентября и 28 августа по старому стилю)

Подвизался в Дальних пещерах в Киеве в XIII-XIV вв. По принятии иноческого образа в Печерском монастыре преподобный безропотно проходил самые тяжелые послушания, на которые его посылал настоятель. Он никогда не бывал празден и, когда не нес монастырское послушание, молол зерно на жернове, изнуряя свое тело этой тяжкой работой и храня непрестанную внутреннюю молитву.


(память 10 сентября по старому стилю)

Был сыном заозерского князя Димитрия Васильевича и княгини Марии. С раннего детства святой почувствовал суетность мирской жизни и 20-ти лет от роду принял иночество с именем Иоасафа в Спасо-Каменной обители, на Кубенском озере. В монастыре преподобной все время посвящал молитве и размышлениям о вечности, соблюдал строгий пост.

В последние дни своей земной жизни он только один раз в неделю вкушал пищу и причащался Святых Тайн каждый воскресный день. Живя такой богоугодной жизнью, преподобный достиг высших степеней совершенства и сподобился видения Самого Господа. После 5-летних ревностных трудов он мирно отошел ко Господу 10 сентября 1453 г. и был погребен в Спасо-Каменном монастыре. При гробе святого совершались многие чудеса и исцеления.


(память 10 сентября по старому стилю)

Жил во II веке, имел при себе, как говорит предание, великую святыню — Кровь и воду, истекшие из пречистого ребра Господа нашего Иисуса Христа. Елеем, под которым постоянно скрывалась святыня, он совершал много чудес и исцелений. Злые люди из корысти ночью убили угодника Божия, но бесценное сокровище осталось для них сокрытым.


 
24 сентября
 

(память 11 сентября по старому стилю)

Преподобный Си-луан Афонский (мирское имя - Симеон) родился в 1866 году в Тамбовской губернии Лебединского уезда Шовской волости в селе Шовском в благочестивой семье крестьянина Иоанна Антонова.

Родители его были трудолюбивыми, кроткими и от природы мудрыми, хотя и неграмотными. Большая и дружная семья, вспоминал впоследствии старец, жила бедно, однако нуждающимся в помощи никогда не отказывала, порой делясь с ними последним. Особенно радушно в семье принимали странников. Отец беседовал с ними о Боге и христианской жизни, и эти беседы производили сильное впечатление на восприимчивую душу отрока.

С детства Симеон трудился вместе со старшими, в меру сил помогая отцу в поле и братьям на строительных работах в помещичьем имении. По этой причине, видимо, он вынужден был оставить сельскую школу, проучившись в ней только две зимы. Но стремлении к знаниям (которое характеризовало его отца, “томившегося своею темнотою” ) было присуще преподобному всегда.

Жизнь набожной семьи Антоновых неразрывно связана с храмом, посещение которого прививало Симеону с младенчества чувство благоговения перед словом Божиим, воспитывало его в духе христианского смирения и других добродетелей. В храме он постигал церковную грамоту, учился сосредоточенной молитве, внимал чтению “Житий святых”. Спустя несколько лет юноша, возлюбив Господа всей душой, пожелал удалиться в монастырь и принять постриг в Печерской Лавре. Его стремление, однако, не встретило поддержки у отца, который настоял на том, чтобы сын сначала поступил на воинскую службу и лишь после ее прохождения решил, кем ему быть.

Повинуясь родительскому слову, Симеон вернулся к своей обычной жизни. Было ему в ту пору девятнадцать лет. Благочестивое намерение вскоре оставило его, и он, подобно многим своим сверстникам, поддался соблазнам мира. Молодой, красивый, сильный, а к тому времени уже и зажиточный, он наслаждался жизнью и в шумной суете мира начал было забывать первый зов Божий к иноческому служению.

Но Господь уберег его от погружения в греховную пучину, вновь призвав уйти от мирской суеты и вступить на путь монашества. Произошло это, по свидетельству старца, при следующих обстоятельствах: однажды, вернувшись домой с гулянья, он задремал и в тонком сне, глядя на себя как бы со стороны, увидел, как в него проникает “злосмрадный змий”. Почувствовав отвращение, он проснулся и в момент пробуждения услышал произнесенные Самой Пресвятой Богородицей слова: “Ты проглотил змия во сне и тебе противно; так и Мне нехорошо смотреть на то, что ты делаешь”.

Осознав свои грехи, юноша горячо раскаялся в них перед Господом и возблагодарил Божью Матерь за явленную к нему доброту. Это событие имело решающее значение для выбора дальнейшего пути. К нему вновь вернулось желание посвятить свою жизнь Богу.

Воинскую службу Симеон проходил в Санкт-Петербурге. Был он воином исполнительным, в поведении примерным, в отношениях с товарищами по службе верным, за что его любили сослуживцы. В армии с особой силой проявился дар его мудрого совета, следуя которому, многие обрели душевный покои и благополучие. Уйдя на службу с живой верой и глубоким покаянным чувством, Симеон никогда не забывал о Боге. К тому времени чудесным образом определилось и место его будущих монашеских подвигов — Святая Гора Афон, куда он был “от мрака греховного к свету Истины Христовой Самой Пречистой призван”. Он часто думал об иноческой жизни и, желая хоть как-то помочь насельникам монастыря, несколько раз посылал на Афон накопленные деньги. О внутреннем состоянии преподобного в тот период красноречиво свидетельствуют слова его сослуживцев: “А он умом на Афоне и на Страшном Суде”.

Незадолго до окончания воинской службы Симеон решает испросить молитв и благословения отца Иоанна Кронштадтского — святого праведного Иоанна. Не застав его, он оставляет записку со словами “Батюшка, хочу пойти в монахи; помолитесь, чтобы мир меня не задержал”. В казарме он уже на следующий день почувствовал вокруг себя “адское пламя”, которое “гудело” с тех пор не переставая повсюду, где бы он ни находился.

Много лет спустя в записках преподобного прочтут: “О великий отец Иоанн, молитвенник наш! Благодарю я Бога, что видел тебя, благодарю и тебя пастырь добрый и святой, ибо ради твоих молитв я расстался с миром и пришел на Гору Афонскую, где увидел великую милость от Бога”.

Всего одну неделю Симеон пробыл дома. Собрав подарки для монастыря и необходимое в дорогу, он попрощался со всеми и отправился на Афон. Осенью 1892 года преподобный прибыл на Святую Гору и был принят послушником в Русский Пантелеймонов монастырь в пору расцвета этой обители.

Жизнь старца в монастыре была проста, доступна и внешне ничем не примечательна: сначала его послушанием была тяжелая работа на мельнице, на смену которой пришел хлопотливый труд эконома, заведование мастерскими, продовольственным складом, а на склоне лет — торговой лавкой.

Пройдя путь начальных иноческих испытаний, он в 1896 году был пострижен в мантию с именем Силуан, а в 1911 году — в схиму с оставлением прежнего имени.

Своих учеников преподобный не имел и в послушании у какого-либо определенного старца не находился. “Трудно жить без старца, — говорил он впоследствии. — Неопытная душа не разумеет воли Божией, и много скорбей перенесет она прежде, чем научится смирению”. Сам он, подобно большинству монахов, воспитывался в атмосфере общей для иноков Афона духовной традиции, проводя, как того требовал многовековой уклад жизни в обители, дни в непрестанной Иисусовой молитве, длительных богослужениях в храме, постах и бдениях, частой исповеди и Причащении Святых Христовых Тайн, чтении духовных книг и труде.

С первого и до последнего дня преподобный явил собой образ совершенного послушания; для него игумен, духовник и просто старший брат — добрые наставники. Если монахи и миряне, считал он, будут слушать духовников и пастырей своих без их осуждения, без возражения и без внутреннего сопротивления, то и они сами не лишатся спасения, и во всей Церкви будет полнота жизни.

Прожив сорок шесть лет в обители с общежительным уставом, подвижник никогда не стремился к уходу в затвор или к удалению в пустынь, считая, что без благоволения Божия они сами по себе являются лишь вспомогательными средствами, а не целью христианской жизни. В то же время он был далек и от мирских интересов. А постоянно находясь среди людей, старец хранил ум и сердце от посторонних помыслов, очищал их от страстей для молитвенного предстояния Богу, утверждая, что это самый короткий путь ко спасению. Он не искал мученичества, но всей своей жизнью повторил аскетический опыт отцов Церкви — известных подвижников благочестия. Каким был этот путь для преподобного?

По афонскому обычаю, новоначального послушника вводили в жизнь монастыря исповедью. Испытав в Таинстве Покаяния радость очищения и освобождения от тяготивших его грехов, Симеон, однако, сразу же подвергся нападению помыслов о возвращении в мир и женитьбе. Сознание того, что он снова опечалил Божию Матерь, потрясло послушника, открыло ему, что, и здесь, на Святой Горе, как казалось, в пристани спасения, возможны искушения и даже погибель. Отрезвленный своим духовным падением, он стал много и усердно молиться, прибегая преимущественно к Иисусовой молитве, которая вскоре вошла в его саде и стала сама совершаться в нем непрестанно. Этот дар был получен преподобным от Пресвятой Богородицы по сокрушенной молитве перед Ее образом и явился прочной основой его духовной жизни.

Послушник Симеон продолжал подвиг бдения, поста и сердечной молитвы, но не покидала его и духовная борьба с новыми искушениями — тщеславием и гордостью. Они, не давая душе возможности “вступить на путь веры”, то возносили Симеона “на Небо”, вызывая в нем чувство якобы собственной непогрешимости “Ты теперь святой”, то низвергали долу, казалось, уже в вечную гибель, говоря ему: “Ты не спасешься”. Диавольские нападения все возрастали, привнося чувство богооставленности, доводя Симеона до отчаяния. И когда он посчитал, что “Бога умолить возможно”, Господь непостижимо явился послушнику во время вечерни в храме пророка Божия Илии и духом ввел его в Небесную обитель. В тот момент, по свидетельству старца, он всем своим существом почувствовал, как благодать “мученичества” наполнила его и он познал Господа Духом Святым. С тех пор все происходящее в мире он рассматривал лишь в соотношении с опытом души, познавшей своего Творца. “Иное дело веровать в Бога, — говорил он, — и иное знать Бога”.

Явление Господа Иисуса Христа принесло послушнику радость Пасхи, Воскресения, ощущение перехода от мрака духовной смерти к неизъяснимому свету жизни. Однажды познав Духом Святым Божественную любовь, он начинает несравненно глубже и острее переживать потерю благодати: “Кто потерял ее, тот неутомимо день и ночь ищет ее и влечется к ней. Она теряется нами за гордость и тщеславие, за неприязнь к брату, за осуждение брата, за зависть, она оставляет нас за блудную мысль, за пристрастие к земным вещам, за все сие уходит благодать, и опустошенная и унылая душа скучает тогда о Боге, как скучал отец наш Адам по изгнании из рая”.

Старец Силуан часто вспоминает иноческое служение преподобного Серафима Саровского, чудотворца, душа которого, познав Господа, неудержимо стремилась к новым подвигам ради стяжания благодати. “Познавшая Бога душа, - запишет преподобный Силуан позднее, ничем не может удовлетвориться на земле, но все стремится ко Господу и кричит, как малое дитя, потерявшее мать: скучает душа моя по Тебе и слезно ищу Тебя”.

Как обретается и удерживается благодать, почему и за что оставляет она душу верующего человека, — эти вопросы становятся важнейшими в жизни подвижника.

Постоянно пребывая в подвиге, он воздерживался во всем и от всего, что могло бы мешать стяжанию благодати: спал мало, урывками, до двух часов в сутки, сидя на табурете, не делал послаблений в посте и ограничивал себя в еде, советуя обращавшимся к нему “кушать столько, чтобы после принятия пищи хотелось молиться”; отсекал свою волю, считая, что это приносит “пользу большую” для души. Она тоскует, молится, плачет, пребывая в борьбе, чтобы удержать благодать, но Божественный свет, если и возвращается, то ненадолго, а затем, как прежде, снова оставляет послушника. “За то страдаем мы, — пояснял старец, — что не имеем смирения. В смиренной душе живет Дух Святой, и Он дает душе свободу, мир, любовь, блаженство”. Стяжать смиренный дух “это великая наука, которую скоро не одолеешь”.

Прошло 15 лет со дня явления преподобному Господа. Его ум вновь омрачается диавольскими нападениями и потерей мира души. Со временем эти страдания усиливаются мучительными борениями с бесами, по ночам отрывавшими его от непрестанной внутренней молитвы. О том, какую душевную боль ему пришлось претерпеть при этом, подвижник говорил так впоследствии: “Если бы Господь не дал мне вначале познать, как много Он любит человека, то я и одной такой ночи не вынес бы, а их у меня было множество”.

В одну из таких ночей, когда, несмотря на все старания, молитва не приходила к преподобному, он с сокрушением в сердце воззвал: “Господи. Ты видишь, что я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы не дают мне. Научи меня, что должен я делать, чтобы они не мешали мне?” “Гордые всегда так страдают от бесов”, — был ему ответ. “Господи, научи меня, что должен я делать, чтобы смирилась моя душа?” И снова в сердце прозвучал ответа Бога: “Держи ум твой во аде и не отчаивайся”. По словам старца, Господь пожалел его и Сам научил, каким образом душа должна смиряться и становиться неприступной для врагов: при приближении греховных помыслов она признает себя достойной вечной муки и нисходит во ад, чтобы силою адского пламени выжечь в себе действие всякой страсти и с чистой молитвой обратиться к Господу, уповая на спасительное действие любви Христовой и тем самым избегая отчаяния. “И этим, — говорил преподобный, — побеждаются враги, а когда я умом выхожу из огня, то помыслы снова приобретают силу”. Эта способность возобновлять в себе подлинное переживание адских страданий ради очищения души от страстей с тех пор не покидала его.

Дарованное Господом откровение явилось для монаха Силуана не только чрезвычайно важным практическим указанием, но и положило начало новому этапу в его духовной жизни. Постепенно в молитве подвижника начинает преобладать скорбь о мире, не ведающем Бога. Как объяснял старец, люди забыли Господа, сотворившего их, и ищут своей свободы, не понимая, что вне истинного Источника жизни ее нет и быть не может. Свобода только в Господе, Который по милости Своей дает прибегающим к Нему благодать Святого Духа. В Нем, Святом Духе, в Его познании содержится освобождение от рабства греха и страха смерти.

Он учит любви Божией и дает душе силу жалеть даже идущих греховным путем. “Где нет любви к врагам и грешникам, там нет Духа Господня”. (Речь идет о врагах веры Христовой. Сам старец делил людей не на врагов и друзей, а на познавших Бога и не познавших Его.)

Подлинно по-христиански спасти ближнего можно только любовью. В любви ко всем людям преподобный видел уподобленне Господу Иисусу Христу, который “руки распростер на Кресте”, чтобы всех собрать. Любовь Христова не может претерпеть ничьей гибели и в своей заботе о спасении всех объемлет не только мир ныне живущих на земле, но и уже умерших и сошедших в самый ад. И если ликует и радуется душа при спасении людей, то столь же сильно плачет и молится она, видя обратное — их гибель.

“Молиться за людей — это кровь проливать”, — говорил преподобный. И он жил страданиями всего мира, забывая самого себя, и не было конца его молитве, призывавшей все народы Земли познать Господа Духом Святым. По глубокому убеждению старца, если бы это совершилось и люди, оставив свои увлечения, всей душой устремились бы к Богу, то изменилось бы лицо Земли и судьбы всех людей и весь мир преобразились бы “в один час”.

Вся жизнь его была сердечной молитвой “до великих слез”, исключительно высоким подвигом любви к Господу. “Мир стоит молитвою, — утверждал преподобный, — а когда ослабнет молитва, тогда мир погибнет”. В этой молитвенной устремленности он достиг такого внутреннего состояния, при котором провидел происходящее и прозревал будущее человека, открывая глубокие тайны его души и призывая всех вступить на путь спасительного покаяния. Непрестанная молитва не оставляла подвижника до последнего часа его земных странствии.

11/24 сентября 1938 года старец схимонах Силуан мирно скончался. Он явил своей подвижнической жизнью пример кротости, смирения и любви к ближним.

Спустя пятьдесят лет, в год празднования 1000-летия Крещения Руси, Священный Синод Константинопольской Православной Церкви причислил блаженного старца к лику святых.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя преподобного Силуана Афонского внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви под 11/24 сентября. Однако задолго до официальной канонизации для поклонения честной главе преподобного, покоящейся в Покровском храме святогорской Пангелеимоновой обители, приезжало немало паломников с верой в его молитвенное предстательство перед Господом.

Врачуют души верующих и писания подвижника о сущности христианской жизни и монашеского делания, переведенные на многие языки и получившие большую известность за глубокую духовность и мудрость содержащегося в них слова. Его слово - простое и доброе, но чтобы следовать ему, необходимо вступить на путь самоотречения и всецелого послушания воле Божией, каким прошел и сам святой старец. Будучи нашим современником, сыном Российской земли и Церкви Русской, он свидетельствовал о спасительности евангельской истины, преподанной всем нам Господом нашим Иисусом Христом, о высоком значении учения Православной Церкви, подтверждая тем самым, что в мире преходящих ценностей неизменными и подлинно ценными для всех времен являются лишь нравственные, духовные основания жизни человека.

Акафист >>


(память 28 июня и 11 сентября по старому стилю)

Поселились на Валаамском острове в 1329 г., способствовали распрост-ранению и утверждению православной веры в Карелии. После смерти преподобного Сергия Валаамского преподобный Герман стал настоятелем основанной ими общежительной обители на Валааме. Еще при жизни он удостоился дара прозрения. Блаженная кончина святого последовала около 1353 г. Его мощи почивают в обители на Валааме.


(память 11 сентября по старому стилю)

Подвизалась в мужском образе и в мужском монастыре при императоре Зиноне (474-491 гг.). Родом из Александрии, она, живя в супружестве, однажды нарушила брачную клятву, но затем, горько раскаявшись в содеянном, тайно покинула семью и удалилась в мужской монастырь, назвав себя Феодором, ибо боялась, что в женском монастыре найдут ее.

Подвизаясь в великих подвигах и непрестанном плаче в течение восьми лет, святая соделалась жилищем Святого Духа. Однажды, желая испытать инока Феодора, игумен послал его принести воды из реки, в которой жил крокодил, пожиравший всех проходящих там. Феодора, имея беспрекословное послушание, пошла, сотворив молитву, переехала на крокодиле на середину реки, почерпнула воды и, подплыв к берегу, молитвой умертвила страшного зверя, чтобы он более никому не причинял зла. Узнав об этом чуде, все прославили Бога, но некоторые завистники отправили Феодора в соседний монастырь по одному делу, надеясь, что он будет растерзан зверями, обитавшими в тех местах. Встретившийся преподобной Феодоре на пути громадный зверь, поклонился ей и пошел впереди, сопровождая ее до монастырских врат. Святая пошла к игумену, а зверь, схватив привратника, начал терзать его. Прибежавшая на крик святая, повелела умереть зверю и исцелила брата. Вернувшись в свой монастырь, преподобная умолчала о случившемся.

Однажды для покупки хлеба святая была послана в Александрию, и ей пришлось заночевать в гостинице одного монастыря. Некая девица по научению диавольскому стала соблазнять Феодору на грех, думая, что она — инок. Получив отказ, девица согрешила с другим постояльцем, а когда родился ребенок, обвинила в этом монаха Феодора. Родные девицы принесли младенца в монастырь и отдали преподобной, которую тут же с бесчестием изгнали из обители. Святая смиренно покорилась новому испытанию, усматривая в нем искупление прежнего греха. В течение семи лет, перенося все невзгоды, святая жила в шалаше у стен монастыря, воспитывая чужого младенца. Наконец, по просьбам братии игумен дозволил Феодору возвратиться в монастырь вместе с отроком. Вскоре игумен получил откровение, что грех Феодора прощен. Перед смертью преподобная затворилась в келлии и, преподав наставление отроку, мирно скончалась (ок. 474-490 гг.).

Господь открыл игумену ее сокровенную тайну. В присутствии всей братии и иноков Елнатского монастыря, в гостинице которого ночевала Феодора и была оклеветана в грехе, которого не совершала, игумен открыл перси почившей и все увидели, что это была женщина и прославили Бога, спасающего верных рабов Своих. Известие о кончине Феодоры дошло и до ее супруга, который постригся в этом же монастыре. Отрок, воспитанный святой, за свою добродетельную жизнь был избран впоследствии игуменом того монастыря.


(память 11 сентября по старому стилю)

Он был князем г. Скепсии в Геллеспонте, чрезвычайно ненавидел христианскую веру и почитал языческих богов. Он мучил св. Корнилия-сотника, но потом, по благодати Божией, обратился ко Христу вместе с женой Еванфией и сыном Димитрианом. Впоследствии все трое приняли мученическую кончину за Христа в I веке.