Жития святых на Май

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]


1 мая
 

(память 11 апреля и 18 апреля по старому стилю)

Родился в конце VIII века. В юности стал учеником преподобного Григория Декаполита († 816 г.; память 20 ноября/3 декабря), принял от него иноческий постриг в Солунском монастыре и под его руководством достиг высокого духовного совершенства. В царствование императора Льва Армянина (813-820 гг.) вместе со своим учителем и преподобным Иосифом Песнописцем († 883 г.; память 4/17 апреля) прибыл в Константинополь и боролся против иконоборческой ереси. Скончался после 820 г. и был погребен преподобным Иосифом рядом со своим учителем.


(память 18 апреля по старому стилю)

Уверовал во Христа, видя твердость св. великомученика Георгия († 303 г.), за что и был усечен мечом в Никомидии в 303 г.


(память 18 апреля и 22 августа по старому стилю)

Уверовал во Христа, видя твердость и мужество св. великомученика Георгия († 303 г.). Святой Зотик был усечен мечом в Никомидии в 303 г.


(память 18 апреля по старому стилю)

Уверовал во Христа, видя твердость и мужество св. великомученика Георгия († 303 г.). Святой Зинон был усечен мечом в Никомидии в 303 г.


(память 18 апреля августа по старому стилю)

Уверовал во Христа, видя твердость и мужество св. великомученика Георгия († 303 г.). Святой Акиндин был усечен мечом в Никомидии в 303 г.


(память 18 апреля по старому стилю)

Уверовал во Христа, видя твердость и мужество св. великомученика Георгия († 303 г.). Святой Севериан был усечен мечом в Никомидии в 303 г.


(память 18 апреля по старому стилю)

Уроженец Константинополя. Еще в юности ушел в монастырь и принял иноческий постриг. Впоследствии он был рукоположен в сан епископа Халкидонского и ревностно защищал православную веру от еретиков-иконоборцев. Помощником святителя в этой борьбе был преподобный Авксентий. Иконоборцы многократно пытались склонить епископа на свою сторону, но он до конца остался верным Православию. Много страданий и скорбей претерпели свв. Косма и Авксентий от иконоборцев. Оба они скончались в заточении при императоре Льве Армянине около 816 г.


(память 18 апреля по старому стилю)

Был достойным защитником иконопочитания и сподвижником преподобного Космы. Святые много претерпели страданий и скорбей от иконоборцев. Оба они скончались в заточении при императоре Льве Армянине около 816 г.


(память 18 апреля по старому стилю)

Пострадал за Христа в Константинополе в 1526 г. Родом из города Янины (Эпир, Греция), с детства проводил благочестивую жизнь. По смерти родителей переселился в Константинополь, который в то время находился под властью мусульман, и многие из христиан уклонились в магометанство. Отступники от Христа оклеветали святого в том, что он, якобы приняв магометанство, теперь порицает его и исповедует Христа. Иоанн был предан жестоким мучениям, его жгли на костре и наконец обезглавили.


(память 18 апреля по старому стилю)

Максимовская икона изображает Пресвятую Богородицу во весь рост и пред Нею на коленях стоящего митрополита Максима и прини-мающего из пречистых Ее рук омофор. Икона сия, имеющая в длину 2 аршина 4 вершка, а в ширину 1 аршин 1 вершок, украшена серебряною чеканною, позолоченною ризою с жемчужным убрусом. На иконе находится следующая надпись: “Сей святый и чудотворный образ Пресвятыя Богородицы написан бысть в лето 6807 (1299 г.) по видению Максима митрополита Владимирского и всея России чудотворца, родом грека, по пришествию его из Киева во Владимир, когда он от путнага шествия в келии своей мала уснув, абие видит, аки яве свет велик и необычен, и в том свете явися ему Пречистая Дева Богородица, держащи на руке Предвечного Младенца и глаголя: “Рабе мой, Максим, добре пришел еси семо посетити град мой, — и подаде ему омофор, глаголя: — Прими сей омофор и паси во граде моем словесныя овцы”. Он же прием, возбудися от сна, и в келии никого не виде, а омофор обретеся в руце его. Он же с объят бысть на много час, абие поведа великому князю Андрею, построиша ковчег злат, и положиша в него той омофор и прославися сие чудо по всей русской земле и в Палестине, и повеле написати сей образ тем подобием, якоже виде Максим”. Омофор сей хранился в том же соборе, в золотом ковчеге 112 лет; но при нашествии на Владимир царевича Талыча, которое было в 1412 году, 30 июля, омофор сей с прочими соборными драгоценностями скрыт в какое-то тайное место, и доселе неизвестное, ключарем сего собора Патрикием, замученным в том же соборе от татар, старавшихся тщетно исторгнуть от него самыми жесточайшими муками сию тайну.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Максимовская”

Тропарь, глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Владимир, радостно совершая, Владычице, праздник явления Твоего святителю Максиму, в нем бывшаго, о немже ныне воспоминающе и молящеся Тебе, взываем сице: о Пречудная Владычице Богородице, молися Превечному Архиерею — Сыну Твоему, да непоколебиму утвердит Церковь Православную, град наш Владимир и всю Русскую землю в мире сохранит и спасет в правоверии души наша.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, егоже святитель Максим даде граду Владимиру в покров и всем верным во спасение.


[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]