Жития святых на Июнь

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]


 
2 июня
 

(память 12 февраля, 20 мая и 5 октября по старому стилю)

Святой чудотворец Алексий, митрополит Российский, происходил из боярского рода. Родители его, Феодор и Мария, были бояре Черни-говского княжества. Святой Алексий родился в Москве при московском князе Данииле Александровиче, сын и наследник которого, князь Иоанн Даниилович, тогда еще отрок, был восприемником Алексия во Святом Крещении, при котором младенцу было наречено имя Елевферий. Когда он подрос, его отдали учителям для книжного учения. Однажды, когда Елевферию было двенадцать лет, он как-то в поле расставлял сети для ловли птиц. В это время отрок случайно уснул и услышал голос: “Зачем, Алексий, ты напрасно трудишься? Я сделаю тебя ловцом людей”.

Пробудившись от сна, отрок никого не увидел вокруг и сильно удивился тому, что он слышал. С сего времени он стал много думать и размышлять, что должен значить этот голос. Возлюбив Бога с юного возраста, он оставил своих родителей, отказался от женитьбы, и, желая поработать единому Владыке Христу, пришел в Богоявленский монастырь в Москве, и здесь постригся в иноки, причем в пострижении ему дали то имя, которое он слышал в сонном видении, — Алексий. Тогда игуменом в Богоявленском монастыре был Стефан, брат великого чудотворца Сергия Радонежского; он сам постриг святого Алексия, которому шел тогда двадцатый год.

С того времени до сорокалетнего возраста святой Алексий неустанно трудился, постился, молился каждую ночь и упражнялся в других иноческих подвигах, так что многие дивились его ревности. За богоугодную жизнь все почитали и уважали святого Алексия, даже сам Великий князь Московский Симеон Иоаннович и митрополит Феогност сильно любили его. За многие добродетели он был поставлен епископом города Владимира.

Когда преставился митрополит Феогност, Великий князь Московский Иоанн Иоаннович, принявший бразды правления после брата своего, Великого князя Симеона, по соборному постановлению избрал митрополитом святого Алексия и послал его на посвящение в Царьград к святейшему патриарху Филофею. Филофей поставил святого Алексия митрополитом Киевским и всея России. По возвращении из Царьграда святой Алексий принял на себя управление Русской Церковью и еще более стал подвизаться, к одним подвигам прилагая другие, и был светильником для всех, подавая пример словом, делом и жизнью, верой и чистотой, духом и любовью.

Слава о святителе Алексии распространилась не только между верующими христианами, но даже и среди неверных магометан, которые не знали Христа. В то время супруга хана татарского Джанибека Тайдула уже три года как лишилась зрения. Слыша, что Бог творит многие чудеса по молитвам святого Алексия, Джанибек послал к Великому князю Московскому Димитрию Иоанновичу с просьбой, чтобы он прислал к нему этого человека Божия, дабы тот, помолившись о его царице Богу, дал ей прозрение. При этом Джанибек дополнил: “Если царица получит исцеление по молитвам того человека, ты будешь иметь со мною мир. Если же ты не пошлешь его ко мне, то я разорю огнем и мечом твою землю”.

Когда прошение Джанибека пришло в Москву, святой Алексий восскорбел, считая это делом выше своих сил. Но, по просьбам Великого князя Димитрия, он все-таки отправился к хану Джанибеку. Перед своим отшествием из Москвы он совершил с духовенством молитвенное пение в соборном храме в честь Успения Пресвятой Богородицы. Во время этого молебствования свеча у гроба святого чудотворца Петра зажглась сама собою, и все видели это чудо. Из этого святой Алексий понял, что Господь благоволил ему возвестить, что путешествие его будет благополучным. Взяв некоторую часть воска от той свечи и изготовив из него малую свечу, святитель вместе со своим клиром стал готовиться в дорогу, твердо уповая на милость Божию.

Еще до прибытия блаженного в столицу монголов царица в сонном видении узрела святителя Божия Алексия в архиерейской одежде, в сопровождении иереев. Пробудившись, она тотчас приказала изготовить драгоценные облачения для архиереев и священников по тому образцу, как она видела в сонном видении. Когда святой Алексий приближался к столице татар, Джанибек вышел навстречу ему с великой честью и ввел его в свои палаты. Святитель, начав молебное пение, повелел возжечь ту малую свечу, которую он взял с собой. После продолжительной молитвы он окропил священной водой царицу, и та тотчас прозрела. Хан со своими вельможами и все бывшие там весьма изумлялись сему дивному и славному чуду и воссылали хвалы Богу. Почтив Алексия и бывших с ним и щедро наградив их, Джанибек отпустил их с миром.

Возвратившись из Орды, святой Алексий по прошествии некоторого времени принужден был снова отправиться в Орду. Хан Джанибек умер, а на его престол вступил жестокий и кровожадный сын его Бердибек. Убив своих двенадцать братьев, он хотел идти со своим войском на Русскую землю. Тогда, по просьбе Великого князя Иоанна, святой Алексий отправился в Орду к Бердибеку и своей кроткой, разумной беседой укротил ярость жестокого хана. Исходатайствовав пред грозным владыкой мир для христиан, святой Алексий возвратился в Москву, ибо сюда был перенесен святым Петром, митрополитом Киевским, престол Киевской митрополии вследствие частых войн и вторжений варварских народов.

Когда скончался Великий князь Иоанн, на плечи святителя легла опека над несовершеннолетним князем Московским Димитрием Иоанновичем. Власть Великого князя выпросил себе в Орде суздальский князь Димитрий Константинович. Святитель должен был благословить суздальского князя на великое княжение, но решительно отказался исполнить просьбу Великого князя жить во Владимире, оставаясь благопопечительным отцом для юного князя Димитрия Иоанновича. В Орде между тем шли смуты; каждый год являлось по нескольку ханов, истреблявших один другого; в 1362 году появилось два хана-соперника. Юный Димитрий выпросил у одного из них звание Великого князя Руси и заставил Димитрия Константиновича удалиться из Владимира. Святитель Алексий с радостью благословил питомца своего на великое княжение чудотворной Владимирской иконой Богоматери. Он был душою всех дел князя Димитрия, трудами святителя росла и крепла власть Великого князя Московского.

Святитель Алексий занимался строением обителей иноческих. Так, он построил на берегу реки Яузы храм во имя Господа нашего Иисуса Христа, в честь Нерукотворенного Его Образа, устроил при сем храме монастырь и ввел в нем общежительный устав. Старейшинство в новой обители он вручил Андронику, ученику святого чудотворца Сергия. Кроме этого монастыря, святитель Алексий построил и другие церкви и монастыри в Москве и в других городах русских. Так, он построил в Москве каменную церковь во имя святого Архистратига Михаила, в честь славного Чуда его, бывшего в Хонех, и устроил монастырь, доныне именуемый Чудовым; здесь святитель заповедал положить свое тело. Много других дел, достойных памяти, славных и дивных, соделал святитель Алексий во славу Божию и добре пас свое словесное стадо до самой своей кончины.

Предузнав о своем отшествии к Господу, святитель совершил Божественную службу и причастился Святых Тайн. Пожелав всем пребывать в мире, он воздал всем последнее целование и спокойно предал Господу свою душу 12 февраля 1378 года. Святительский престол великий служитель занимал 24 года, всех же лет жизни его было 85. С подобающей честью тело его было погребено в созданном им храме во имя Архистратига Михаила в приделе Благовещения Пресвятой Деве.

Спустя много лет обретены были святые и многоцелебные его мощи вполне нетленными. Даже ризы на почившем святителе были совершенно целы, как будто их надели накануне. Святые мощи были перенесены в церковь, построенную во имя этого угодника Божия.

От них и доселе источаются, как бы от неиссякаемого источника, многие исцеления и подается святыми его молитвами помощь всем с верою припадающим к ним, по неизреченному милосердию Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава вовеки. Аминь.

Акафист >>


(память 20 мая по старому стилю)

Пострадал за Христа вместе со св. мучениками Фалалеем и Астерием в царствование императора Нумериана в г. Эгеи. Во время гонения на христиан 18-летний юноша по имени Фалалей был схвачен и приведен к правителю города, где исповедал себя христианином и открыто пожелал умереть за Христа. Правитель в ярости приказал палачам Александру и Астерию мучить святого, но они отказались мучить св. Фалалея и вместо него повесили дерево, ибо благодать Божия коснулась их сердец и они перед всеми исповедовали себя христианами.

Нечестивый игемон приказал отсечь им головы, а св. Фалалея утопить в море. Но внезапно святой предстал перед всеми в белой одежде; тогда его бросили к зверям, но они не причинили ему никакого вреда. Видя это, народ прославил истинного Бога. Наконец по приказу правителя св. Фалалею усекли мечом голову. Пострадали святые мученики около 284 г.


(память 20 мая по старому стилю)

В крещении Тимофей, благоверный князь Нальшинайский (Нальшанский), был родом из Литвы. Сначала он ревностно исповедывал язычество, но в 1265 году в Пскове со своей свитой принял святое крещение с именем Тимофей и сподобился великих даров от Господа. В 1266 г. за доблестно и истинно христианские добродетели, псковичи избрали его своим князем. Он был справедлив, строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимал нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель Рождества Пресвятой Богородицы. Князь Довмонт был славным защитником Русской земли.

В 1268 году князь был одним из героев исторической битвы при Ракворе, где русская рать одержала победу над датскими и немецкими войсками.

Основная заслуга благоверного князя Довмонта, как полководца и государственного деятеля, состоит в том, что в течение многих лет он надежно защищал северо-западную границу русского государства от неприятельских нападений. В благодарность Господу, именем Которого он одержал победы, благочестивый князь рядом с Псковским Кремлем воздвигал храмы в честь тех святых, в день памяти которых одержана победа.

Свою последнюю победу доблестный князь одержал 5 марта 1299 г. на берегу реки Великой, где он с малой дружиной разбил большое немецкое войско.

Через несколько месяцев после тяжелой недолгой болезни святой благоверный князь Довмонт скончался и был погребен в Троицком соборе г. Пскова.

В 1480 г. святой князь чудесно избавил г. Псков от осаждавших его немцев. Он явился во сне одному горожанину и сказал: «Возьмите одеяние (покров) с гроба моего, обнесите его три раза вокруг города с крестами и не бойтесь». Псковичи исполнили его приказание; и немцы отступили от города.


(память 20 мая по старому стилю)

Пострадал за Христа при игемоне Арриане. После жестоких мучений его утопили в реке, привязав к ногам камень. Перед этим он предсказал, что тело его найдут на третий день в северной части города, что и случилось. Христиане с честью погребли святого вместе с камнем, который был привязан к нему. Кончина мученика последовала около 287 г.


(память 20 мая по старому стилю)

Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, родилась около 280 года в городе Коластры, в Каппадокии, где было много грузинских поселений. Ее отец Завулон доводился родственником святому великомученику Георгию (память 23 апреля). Он происходил из знатного рода, от благочестивых родителей, пользовался расположением императора Максимиана (284-305 гг.). Находясь на военной службе у императора, Завулон, как христианин, содействовал освобождению пленных галлов, принявших христианство. Мать святой Нины, Сусанна, была сестрой Иерусалимского Патриарха (некоторые называют его Ювеналием).

Двенадцати лет от роду, святая Нина пришла в Иерусалим вместе с родителями, у которых была единственной дочерью. По их обоюдному согласию и по благословению Патриарха Иерусалимского, Завулон посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях Иорданских, Сусанна была поставлена диаконисой при храме Гроба Господня, а воспитание святой Нины было поручено благочестивой старице Нианфоре.


 
3 июня
 

(память 21 мая, 23 июня и 26 августа по старому стилю)

Три раза в году совершается празднество в честь “Владимирской” иконы Пресвятой Богородицы в благодарность за троекратное избавление Ее помощью нашего отечества от врагов: 21-го мая, 23-го июня, 26-го августа. “Владимирская” икона Богоматери, как говорит предание, написана евангелистом Лукой на доске из стола, за которым обедал Иисус Христос и Его Пречистая Матерь с праведным Иосифом. Когда художник принес икону к Богородице, та сказала: “Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сею иконою да будет”.

В начале XII века эта икона была привезена из Константинополя в Киев в подарок от Константинопольского патриарха Луки Хризоверга великому князю Юрию Долгорукому. После этого икона была установлена в Вышегородском женском монастыре. Там она впервые и прославила себя многочисленными чудесами.

Однажды клирики Вышегородской обители, войдя в храм, увидели, что икона стоит среди церкви на воздухе.

Далее, когда князь Андрей, сын Долгорукого, решил удалиться с юга России на север в Ростовскую область, то взял этот чудотворный образ с собой. Во время молитвы перед ним он получил от Богородицы указание оставить эту икону во Владимире, где немедленно для этой иконы был заложен храм Успения. С тех пор эта икона и стала называться “Владимирскою”.

Она участвовала во многих походах русского воинства. А во время мятежа в 1173 году в городах Боголюбове и Владимире, эта икона была пронесена по улицам города и прекратила братоубийственную “бурю”.

Позже в Москве был воздвигнут храм во имя Пресвятой Богородицы (Успенский собор) и св. икона “Владимирская” была перенесена туда. От иконы снова начались чудесные знамения для нашего отечества.

Так в 1395 году в пределы России вступил страшный завоеватель Тамерлан. Великий князь Василий остановил его на берегу Оки. Василий более уповая на Бога, чем на свою силу, молился Пресвятой Богородице и призывал угодников Божиих на спасение отечества. После совершения литургии духовенство приняло на свои руки чудотворную икону и отправилось к Москве. В тот самый день, когда жители Москвы встречали икону Богоматери, Тамерлан дремал в своем шатре и увидел перед собою великую гору, с которой спускались святители во главе с Божией Матерью. Их окружало множество ангелов с обнаженными мечами. Тамерлан в ужасе проснулся и сказал себе: “Мы не одолеем их!”. После этого видения его полчища бежали, а в память об этом событии в Москве был воздвигнут Сретенский мужской монастырь.

Та же участь постигла и царевича Мазовша с полчищами своего отца Тамерлана. Ночью татары услышали вдали необыкновенный шум и вообразили, что это великий князь идет на них с многочисленным воинством. Мазовша в страхе повернул коня и все воинство вслед за ним устремилось в бегство.

Таким же чудесным образом Россия избавилась от нашествия царя Ахмета в 1480 году и в 1521 году от крымских татар. В этом случае татары увидели вокруг города многочисленное русское воинство.

Интересен и тот факт, что перед “Владимирскою” иконою древнерусские люди приносили клятву в верности своему Отечеству. К этой иконе обращались и во время сильных пожаров.

Акафист >>


(память 21 мая по старому стилю)

Император Константин Великий был сыном Констанция Хлора, управлявшего западной частью Римской империи (Галлией и Британией) и святой равноапостольной Елены. По желанию императора Диоклетиана он в юных годах (18-летним) был взят от родителей в качестве заложника и жил при дворе в Никомидии. Когда Диоклетиан отказался от престола, Константин возвратился в Галлию и в 306 году (после смерти императора Констанция) был провозглашен императором.

К принятию христианства он был расположен своей матерью. Отец его, хотя был язычником, но покровительствовал христианам, видя что христиане — верные слуги и честные граждане. При дворе Диоклетиана в то время, когда он еще не преследовал Церковь, были христиане на разных должностях, и Константин имел много случаев удостовериться в их честности и преданности долгу. Затем он видел ужасы гонения и необыкновенную твердость исповедников Христовых, и это также предрасположило его в их пользу. Впоследствии Константин сам признавался, что пребывание при дворе Диоклетиана много содействовало его обращению в христианство: “Я отчуждался от бывших доселе правителей, говорил он, потому что видел дикость их нравов”.

По своему характеру деятельный, воинственный, всем доступный и щедрый, дальновидный и проницательный, Константин являет черты мирового гения, и не напрасно был избран Промыслом Божиим для совершения величайшего переворота в империи и во всем мире.

Император Константин в свое царствование боролся в особенности с тремя врагами, и во время этой борьбы постепенно, но решительно склонился к принятию святой веры.

В 308 году он счастливо вышел из борьбы с императором Максимианом Геркулом и поспешил выразить свою благодарность божеству богатыми жертвами в храме Аполлона. В этом обнаружилась господствующая черта в характере Константина: хотя он оставался еще язычником, но был человеком набожным и причину своих успехов относил к помощи свыше.

В 312 году возникла новая война императора Константина с кесарем Максентием, сыном Максимиана. Во время этой войны незадолго до решительной битвы в полуденные часы, когда солнце уже начало склоняться к Западу, Константин собственными глазами увидел на небе светящийся крест с надписью: “Сим (этим) побеждай” (по-гречески НИКА). Ночью в сновидении Господь явился ему с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победит врага. На следующий день по приказу Константина на всех знамениях его войска были сделаны изображения святого креста.

Одержав победу над Максентием, Константин торжественно вошел в Рим и здесь на площади велел поставить свою статую с крестом в правой руке и с надписью: “Этим спасательным знаменем я спас город от ига тирана”. После этой победы император Константин вместе со своим зятем Ликинием издал в Милане первый манифест, дозволяющий всем без боязни принимать христианство. Вторым манифестом, подписанным им же в 313 г., предписывалось возвратить христианам места богослужебных собраний и все недвижимое имущество, отнятое во время гонений.

Между тем дружеские отношения императоров Константина и Ликиния мало-помалу расстраивались и перешли в открытую борьбу. Эта борьба должна была решить судьбу христианства в Римской империи, потому что Ликиний, подозревая восточных христиан в большей привязанности к Константину, стал сначала притеснять их, а потом перешел открытому гонению на них, а Константин явно покровительствовал христианам. Оба императора готовились к решительной борьбе, каждый сообразно со своей верой. Оракулы предвещали победу Ликинию, а христиане молились за Константина. Бог даровал победу Константину в битве при Адрианополе (322 г.). Ликиний лишился престола и жизни. Константин сделался единодержавным правителем империи, и христианство восторжествовало.

Император Константин всю свою жизнь посвятил благу Церкви и сделал столько добра ей, что заслужил наименование равноапостольного. С его времени государственные учреждения, законы, военная служба стали ориентироваться на требования, которые заключаются в христианстве.

Можно указать, следующие меры и действия императора Константина в пользу христианства, кроме упомянутых эдиктов, — в порядке времени: он прекратил языческие игры (314 г.), освободил духовенство от гражданских повинностей и церковные земли от общих налогов (313-315 гг.), отменил казнь через распятие и издал строгий закон против иудеев, восстававших на Церковь (315 г.), дозволил освобождать рабов при церквах без особых формальностей, которые были очень затруднительны в гражданских судах (316 г.), запретил частным лицам приносить жертвы идолам и обращаться к гаданиям у себя на дому, оставив это правило только обществу (319 г.), повелел по всей империи праздновать воскресный день (321 г.), в ограждение христианских девственниц отменил бывшие у римлян законы против безбрачия; предоставил Церкви право получать имущества по завещаниям, допустил христиан к занятию высших государственных должностей, приказал строить христианские храмы и запретил вносить в них по обычаю языческих капищ, императорские статуи и изображения (325 г.).

Более всего император Константин встречал себе противодействия в Риме, где сильна была языческая партия. Это противодействие язычников обнаружилось в особенности во время празднования Константином 20-летия царствования и охладило его к прежней столице государства. Наконец он совершенно оставил Рим, основал новую христианскую столицу на берегах Босфора и пригласил христианских епископов торжественно освятить ее, назвав Константинополем. Вместо языческих капищ в этой новой столице империи стали воздвигать христианские храмы, и вместо статуй языческих богов — священные изображения.

Император Константин с живым вниманием относился к волнениям, которые возбуждали в Церкви раскол донатистов и особенно ересь Ария, и всячески старался примирить разделенных. Одна из величайших заслуг Константина — созыв I Вселенского собора в городе Никее в 325 г.

Всей душой преданный Церкви, Константин, однако, по обычаю того времени, до последних дней жизни отлагал принятие крещения. Когда же почувствовал приближение смерти, то с благоговением принял это великое таинство и мирно скончался во время молитвы 21 мая 337 г. История присвоила ему имя Великого. Церковь за великие заслуги именует его равноапостольным.

Акафист >>


(память 21 мая по старому стилю)

Князь Константин (Ярослав Святославич) был потомком равноапостольного князя Владимира. Он просил у своего отца, князя Святослава Черниговского, дать ему в удел город Муром, населенный язычниками, чтобы просветить эту страну светом христианской веры. Сына своего Михаила князь отправил к муромцам в качестве своего посланца, но язычники его убили. Когда князь Константин подошел к городу со своей дружиной, жители смирились и приняли его. Не принуждая язычников силой к принятию веры Христовой, князь не оставил однако мысли об их просвещении и прежде всего построил храм Благовещения на месте убиения своего сына, а вскоре и другую церковь, в честь свв. Бориса и Глеба. В то же время сам он не раз призывал к себе старейшин города и убеждал их переменить веру, с проповедью о Христе обращалось к муромцам и духовенство, прибывшее с князем.

Однажды толпа ярых язычников, недовольных князем, подступила к его дому, грозя князю смертью. Помолившись Богу, князь смело вышел к толпе бунтовщиков с иконой Богоматери. Это так поразило язычников, что они сами пожелали принять крещение. Крещение муромцев было совершено торжественно, с теми же обрядами, как при св. Владимире в Киеве. В распространении Христовой веры блаженному князю Константину ревностно помогал его сын, князь Феодор. В 1129 г. князь Константин скончался и был погребен в церкви Благовещения рядом с сыновьями, блаженными Михаилом и Феодором.

В XVI в. царь Иоанн Грозный в благодарность Богу за взятие Казани выстроил каменный Собор Благовещения Пресвятой Богородицы вместо обветшавшего деревянного, основав при нем монастырь. Этот храм, дошедший до нас, является выдающимся памятником Московского зодчества XVI - XVII вв. В грозу 1812 г. в нем нашли убежище главные святыни государства Российского Владимирская и Иверская иконы Божией Матери, а также другие реликвии Московского Кремля. Во время Великой Отечественной войны в Благовещенском Соборе служил иеромонах Пимен, будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси. По сей день Собор монастыря хранит в себе чудотворные списки икон Божией Матери: «Владимирская», «Иверская», «Знамение», мощи св. Муромских князей Константина, его супруги Ирины и их чад Михаила и Феодора. В крипте Собора покоятся мощи Святителя Василия I - просветителя «муромских народов» и преподобного Иулиана подвижника XVII в. В некрополе монастыря погребен прах многих выдающихся горожан, среди которых настоятель монастыря архимандрит Алексий Палисадов, прадед поэта Андрея Вознесенского. В настоящее время Благовещенский монастырь уникальная сокровищница древнерусской православной культуры. В 1992 г. Указом Святейшего Патриарха и Священного Синода монастырь был вновь возвращен к жизни. Сегодня в нем совершаются ежедневные монастырские богослужения и ведется духовнопросветительская деятельность.


(память 2 октября, 21 мая и в Соборе Ростово-Ярославских святых — 23 мая по старому стилю)

В миру Константин, прибыл в 1473 г. в Москву в составе посольства к великому князю Иоанну III вместе с царевной Софией Палеолог. Решив посвятить свою жизнь служению Богу, преподобный отклонил предложение остаться при дворе великого князя и поселился у Ростовского епископа Иоасафа. Когда епископ удалился на покой в Ферапонтов монастырь, за ним последовал и Константин. В обители преподобный проводил строгую подвижни-ческую жизнь. Приняв постриг, святой Кассиан оставил монастырь и недалеко от города Углича, при слиянии Волги и Учмы, основал обитель в честь Успения Божией Матери.

Слава о высокой подвижнической жизни преподобного широко распространилась, и люди стали приходить к нему за благословением. Он всех принимал с любовью, наставляя на путь спасения «тихими словесы». Преподобный скончался в глубокой старости 2 октября 1504 г.


(память 7 октября, а также 21 мая, 23 июня, 26 августа по старому стилю и в Неделю 7-ю по Пасхе )

Икона “Умиление” Псково-Печерская была принесена в Печерский монастырь около 1520 года двумя псковскими купцами Василием и Феодором. Прославилась икона “Умиление” Псково-Печерская вместе с иконою “Успение” спасением Пскова и обители от осады в 1581 году польским королем Баторием. За несколько дней до осады Пскова было чудесное явление Пресвятой Богородицы благочестивому старцу Дорофею относительно предстоящего бедствия. Тогда архиепископом был вызван игумен Псково-Печерского монастыря Тихон с Псково-Печерскими иконами Успения и Умиления, чтобы совершать молебны на указанных во время Своего явления Самою Богородицею местах. Помощью Пресвятой Богородицы город и обитель были спасены.

Так же икона Богоматери “Умиление” Псково-Печерская прославилась многими чудесами исцелений, чему, как говорит летопись, были свидетелями весь город Псков и Великий Новгород.

Празднование Псково-Печерской иконе “Умиление” установлено в память избавления Пскова от нашествия французов, в 1812 году.


(память 21 мая и 23 июня по старому стилю)

Это икона Владимирская, которая явилась 23 июня 1588 г. в 12 верстах от Вологды. Названа Заоникиевской по месту своего пребывания – в Заоникиевской пустыни.


(память 21 мая по старому стилю)

При царе Борисе Федоровиче в 1603 году был игумен Варлаам, служивший при храме Воскресения Христова в Кевроле на реке Пинеге. Он имел великую веру к Владимирской иконе Богородицы и никогда не расставался с нею, а на старости лет намеревался отдать после себя эту икону некоему юродивому Харитону, которого почитал благочестивым. Однажды игумен Варлаам, придя после утрени в свою келью, задремал и увидел во сне, что дверь его отворилась, и услышал кроткий женский голос: «Зачем, старец, хочешь отдать икону Пресвятой Богородицы мужу неискусному? Лучше отдай ее вдовому попу Мирону. Бог хочет прославить иконою место Черной горы». Игумен пробудился и хотя поверил видению, но недоумевал: кто бы это был вдовый поп Мирон? По Божию устроению в это время пришел для сбора святительских даней священник Мирон, служивший в веси Юролы, версты за две от Черной горы. Игумен Варлаам стал расспрашивать его о Черной горе. Священник отвечал: «Есть такая гора, но она необитаема. Думаю, что она удобна для монашеской жизни, и верую, что Господь не оставит сего места». Игумен рассказал ему свое видение и повел его в церковь, где находилась Владимирская икона. Облачась в священные одежды, игумен отслужил Богородице молебен, со слезами молился пред Ее иконою и передал ее иерею Мирону, собственною рукою написав на задней доске ее: «Божиею милостию и молитвами Пресвятой Богородицы, Ее явлением Воскресенской игумен Варлаам, Кеврольския десятины, благословил вдоваго попа Мирона образом Пречистыя Богородицы сея Иконы и по Ее явлению велел строити пустыню на Черной горе, где Она произволила». Иерей Мирон взял икону, отправился домой и поставил ее в церкви веси Юролы, где и сам оставался, потому что, по причине зимнего времени и глубоких снегов, не было возможности взойти на Черную гору.

От принесенной иконы вскоре открылись чудесные явления. В деревне Цымболы жила девица Марфа, от болезни глазной лишившаяся зрения. Однажды она увидела во сне, что иерей Мирон пришел из Кевролы и принес с собою былие, целящее очи. Когда иерею Мирону передали о том явлении и о просьбе слепой помочь ей принесенным былием, он тотчас понял, что целительное былие есть икона Божией Матери. По приказанию его привели слепую Марфу в церковь, и он стал служить молебен пред иконою Божией Матери. Тут же Марфа получила исцеление от болезни и стала видеть. Чрез несколько времени исцеленная Марфа увидела во сне икону Богородицы и услышала от Нее повеление сказать иерею Мирону, что он должен совершить повеленное ему и отнести икону на указанное место: «Хочу, чтобы там устроился Мне дом, и там прославится имя Мое». Марфа сказала о видении своем, и иерей Мирон немедленно с благоговением перенес икону на Черную гору; водрузил там крест для освящения места, поставил икону, оградил ее досками, отслужил молебен и возвратился домой. С тех пор он стал часто посещать Черную гору для молитвы и наконец принялся расчищать место для устроения себе жилища. С наступлением зимы его посещения прекратились. Икона Божией Матери простояла всю зиму на Черной горе.

Один опытный и искусный монах Иона, избегая смут, начавшихся от первого самозванца, ушел из Москвы в приморские страны. Добравшись до берегов Пинеги в пределы Кеврольские, он остановился в деревне Чаколы и нашел пристанище у благочестивого христианина Евфимия. Утомленный от пути, Иона заснул и увидел во сне, что нашел икону Богоматери, именуемую Владимирскою, взял ее, обвил платом и положил себе за пазуху. Этот сон поразил монаха Иону, и он немедленно перешел из Чакол в Вахтеву гору и, остановившись у тамошнего жителя Никифора, стал расспрашивать его об окрестных пустынных местах; Никифор указал ему на необитаемую Черную гору как на самое удобное место для монашеской жизни. Направляясь ближе к северу, Иона пришел в деревню Пильи Горы и здесь увидел во сне, что пришла к нему благообразная жена и сказала ему: «Я именуюсь Параскевою; не трудись, старец, всуе скитаясь, но иди в Черную гору, о которой говорил тебе Никифор. На этой горе иерей Мирон хочет создать храм во имя Пресвятой Богородицы», и с сими словами она подала ему хлеб. Иона вскоре после этого пришел в деревню Вонга и стал расспрашивать о Черной горе. Жители указали ему самую гору и сказали, что на ней уже поставлен крест. Продолжая путь, Иона пришел в Юролы и, отслушав обедню, сел отдохнуть в церковном притворе. Иерей Мирон вступил с ним в разговор и узнал от него причину удаления его из Москвы и о бывших ему видениях.

В это же время пришел в Юролы для сбора святительских податей игумен Варлаам, которому принадлежала Владимирская икона. Ему рассказали чудо исцеления Марфы и все бывшие явления. Слышал этот рассказ некто Евфимий и добавил, что гораздо прежде того, он шел к утрени из деревни Малетины в Юролы в Великий пост на четверток великого канона и увидел над Черною горою столп огненный от земли до неба, горевший как бы пожар. При этом же некто Григорий говорил, что незадолго он видел во сне на высоком холме икону Богоматери, именуемую Умиление — Владимирская, и пред нею множество свеч; священники в облачениях пели молебны и множество народа окружало икону. Некто Иоанн Носков тоже сказывал, что видел во сне сию гору в неизреченном свете и что царь Федор Иоаннович ходил по горе и указывал место.

Приходили жители с Юролы и других мест и говорили, что, ходя на охоту, слыхали великий звон на Черной горе; то же подтверждали и мальчики, пасшие стада на Черной горе. Все эти явления и знаменования ясно показывали благоволение Божие к этому месту.

Игумен Варлаам, советуя не откладывать доброго дела, облек в ангельский образ иерея Мирона, с наименованием его Макарием, и по общему совету немедленно послали Макария в Москву к царю Василию Иоанновичу просить на Черной горе места для построения храма.

Монах Иона оставался в Юролах и с наступлением весны отправился на Черную гору, где был поставлен крест. Помолился он пред иконою и вместе с усердствующими стал расчищать место и рубить лес для построения храма, а для себя недалеко от креста поставил келью и начал возделывать землю. В один день, когда он разговаривал с одним из трудившихся, где бы положить основание церкви, вдруг услышали они среди очищенного места звон, сперва как будто в один колокол, потом в два и еще многие. Они на место, откуда слышали звон, но тут не видели и не слыхали ничего. Чрез несколько времени по общему желанию из местечка Волок-Пинежский были призваны иеромонах Митрофан и другие священники с иконами и крестами, и тогда же положили основание церкви Похвалы Богородицы; но для строения церкви недоставало искусного плотника. Много о том скорбел Иона и не переставал молиться. Его молитвы были услышаны: Пресвятая Богородица Сама пеклась о доме Своем.

В Корельской земле жил некто Чаков, который так жестоко заболел, что внутренности его, казалось, готовы были расторгнуться и горло отекло. Чаков готовился к смерти. Но во сне явилась ему благообразная жена с морскою губою в руке и стала отирать ею горло больного, потом сказала: «Иди в Черную гору и там получишь совершенное исцеление». Чаков, пробудясь от сна, почувствовал, что его гортань здорова, и немедленно отправился в Черную гору, где получил совершенное исцеление. Он был искусен в построении церквей и тотчас же принялся строить церковь на Черной горе; к концу лета церковь была доведена до верха.

В это время возвратился из Москвы Макарий с грамотою от царя на устроение храма и монастыря на Черной горе. Весною он отправился в Новгород к архиепископу Исидору за антиминсом и благословением на освящение храма. Услыхав о чудотворениях от святой иконы на Черной горе, Исидор прославил Бога, благословил Макария игуменом и вручил ему посох, говоря, что невозможно в таком месте быть без игумена, тем более что на реке Пинеге, в Двинском уезде, нет другого монастыря. Он дал ему настольную грамоту на общежительство, снабдил антиминсом и другою церковною утварью и отпустил с миром. Макарий вернулся к осени и увидел, что церковь была уже кончена. Собрав окрестных священников, Макарий освятил в 1608 году церковь во имя Похвалы Пресвятой Богородицы. Вновь основанную обитель на Черной горе назвали Красногорскою. Плотник Чаков принял иночество с именем Иоакима, а вместе с ним и многие другие из благочестивых людей. Чудеса, совершавшиеся от иконы Пресвятой Богородицы, прославили обитель.

В селении Цымболы жила благочестивая женщина Ирина. Ей было видение, по внушению которого она пришла в Волок-Пинежский и просила священника Григория идти в крестном ходе в Красногорский монастырь и там пред чудотворною иконою Богородицы отслужить молебен; священник не внял ее просьбе, и явилась ужасная перемена в воздухе, наступил такой холод, от которого все посевы должны были погибнуть. Сам же Григорий невидимою силою был повержен замертво о помост церковный. С трудом пришел он в чувство и поспешил с иконами и крестами отправиться в новую обитель, где совершил молебен пред иконою Богоматери, после чего наступила теплота и благорастворение воздуха.

К этому времени был прислан из Москвы правителем в Холмогоры некто Иоанн Милюков. В смутные времена самозванцев часто народ возмущался против правителей; так случилось и в Холмогорах. Милюкова посадили в темницу и обрекли на смерть. Духовный его отец посоветовал ему обратиться с прошением к Пресвятой Богородице, творящей великие чудеса чрез Свою святую икону на Черной горе. Милюков призвал на помощь Матерь Божию, всю ночь молился усердно, а наутро народ раскаялся и просил его снова принять на себя управление. Милюков прославлял Бога, до конца жизни сохранял благоговение к Пресвятой Богородице и много благодетельствовал Красногорской обители.

Божественная благодать изливает обильно исцеление и спасение всем притекающим с верою и благоговением к Пресвятой Богородице.


(память 21 мая по старому стилю)

В окрестностях Нижнего Новгорода жил благочестивый человек, по имени Петр Гладков. Он служил в военной службе и имел вотчину в окрестностях нынешнего Оранского монастыря. Он имел особенную веру к Владимирской иконе Богоматери, что в Успенском Московском соборе, и просил протоиерея Кондрата снять с нее точный список. Получив икону, он отвез ее в свою вотчину, село Бочеево, это было в 1629 году. В тамошней церкви во имя святителя Николая икона пребывала 5 лет. В 1634 г., на пятой неделе Великого поста, с пятницы на субботу Похвалы Богородицы, Гладков слышал во сне повеление построить церковь на горе. Ему казалось, что он пошел и увидел себя на какой-то горе и услышал опять повеление непременно построить на этом месте храм во имя Владимирской иконы Богоматери и прежде всего водрузить крест на той горе. Три раза Гладков видел этот сон, и с поразительною ясностью. Все дни Великого поста провел он в воздержании и молитве; в молитвах же и благочестии встретил св. Пасху. В субботу на Святой неделе он пошел отыскивать гору, которую видел во сне. По пути к полю, называемому Оранополе, он шел густым дремучим лесом и наконец зашел в чащу непроходимую, где увидел огонь на Славенской горе. Гладков пошел прямо к горе, предполагая, что там люди. День был дождливый, небо покрыто густыми облаками, а на Славенской горе было точно солнечное сияние, столбом восходившее до небес. Гладков взошел на гору и увидел то самое местоположение, какое представилось ему во сне. Он усердно помолился и, отправившись в Москву к патриарху Иоасафу, рассказал ему все, что было, и просил грамоты на сооружение храма в честь Владимирской иконы Богоматери на Славенской горе. По получении желаемой грамоты он прежде всего водрузил мраморный крест на указанном во сне месте и немедленно приступил к сооружению храма, в котором и была поставлена икона Богоматери, получившая название Оранской. В окрестностях Славенской горы жили мордовцы-идолопоклонники. Они с ненавистью смотрели на воздвигаемое Гладковым здание и решились разрушить его; но никак не могли исполнить своего намерения и были изумлены великими чудесами от иконы Богородицы. Тогда они написали челобитную к царю.

Нашлись у них заступники, оклеветавшие Гладкова, будто он насилием устроил двор свой и вспахал мордовскую землю. Когда дело было исследовано, оказались там только церковь и келии для одного иеромонаха и семи монахов. В то же время от святой иконы совершались великие чудеса. Когда доложили о том царю Михаилу Федоровичу, тогда он повелел устроить на Оранском поле монастырь с наименованием его Оранским. Чудотворная икона ежегодно на Фоминой неделе переносится из Оранской пустыни в Нижний Новгород и после хождения с нею в разные города и села возвращается осенью в свой монастырь.


 
4 июня
 

(память 22 мая по старому стилю)

Пострадал за Христа во время гонений на христиан при императоре Максимиане Галерии (305-311 гг.) Мученик Василиск был отправлен в Команы, где содержался в темнице. Когда его повели к мучителям, то одели ему на шею железную цепь и обули в сапоги с гвоздями внутри. В знойный полдень воины встали на отдых, а святого привязали к сухому дубу. Стоя под раскаленным солнцем, мученик молился Богу. И совершилось чудо: земля заколебалась, цепь и сапоги спали, дуб зазеленел, покрылся широкими ветвями, доставляя прохладу, под ногами открылся источник воды, а проходившее мимо стадо волов, прославляя великие дела Божий, пало перед святым на колени. Многие, пораженные эти чудом, уверовали во Христа, воины освободили св. Василиска от оков, правитель же в злобе приказал ему принести жертву языческим богам. Но, по молитве святого, с неба сошел огонь, который сжег капище и идолов сокрушил. В бессильной ярости мучитель приказал отсечь св. Василиску голову († 308 г.).

На месте погребения святого мученика была построена церковь во имя его, в которую перенесли и его мощи, подававшие исцеления. Святителю Иоанну Златоусту (память 13/26 ноября) перед его кончиной, происшедшей в Команах, явился во сне святой мученик Василиск и произнес: «Завтра будем вместе».


(память 22 мая по старому стилю)

Правил Сербией во второй половине Х века. Стараясь утвердить Православие, посылал в народ учителей веры, что способствовало искоренению ересей. В его царствование было открыто много больниц, странноприимных домов и монастырей. Во время войны с болгарским царем Самуилом, видя, что поражение неизбежно, следуя словам Евангелия, добровольно отдался в руки Самуила, чтобы спасти своих людей.

Царь Самуил заточил святого в темницу, но Господь, пути Которого неисповедимы, вывел св. Иоанна-Владимира из нее и вернул ему царство. Вернувшись домой, святой продолжал жить по заповедям Божиим, творя дела милосердия. Благочестивый князь был извещен видением о своей мученической кончине. Призванный под предлогом переговоров к болгарскому царю Владиславу в Пресну, Иоанн-Владимир был им злодейски убит 22 мая 1015 г. Господь прославил чудом кончину праведника: обезглавленный князь взял свою голову, подъехал на коне ко храму и сказал: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой».


[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]