Жития святых на Август

[1] [2] [3] [4] [5]


 
10 августа
 

(память 28 июля по старому стилю)

Икона “Смоленская” — “Одигитрия” по преданию написана евангелистом Лукой. В переводе она называется Путеводительницею, потому что Пресвятая Богородица явилась в Константинополе двум слепым и повелела им идти в Свой храм, где даровала им исцеление. Из Иерусалима икона была перенесена в Константинополь в 1046 году. Греческий император Конс-тантин Мономах, выдавая свою дочь Анну за черниговского князя Всеволода, благословил ее иконою “Одигитрия”.

В XII столетии сын Всеволода и Анны Владимир Мономах перенес эту икону в Смоленск. С того времени она стала называться Смоленскою. В 1237 году Батый, по молитвам защитников города перед святой иконой, был прогнан от стен Смоленска.

В 1456 году в царствование великого князя Василия Темного, Смоленский епископ Мисаил просил князя отпустить икону обратно в Смоленск, что и было исполнено.

В 1812 году, в нашествие Наполеона, чудотворная Смоленская икона постоянно находилась в рядах нашего войска. Накануне Бородинской битвы она была пронесена среди войск и защитила Россию от страшного врага.

Акафист >>


(память 28 июля по старому стилю)

Святитель Питирим, просветитель Тамбовского края, родился в 1645 году в городе Вязьме (Смоленской епархии), население которого отличалось особенной набожностью, твердо-стью в православной вере и благочестием. При крещении он был наречен в честь преподобного Прокопия Декаполита, и в течение всей своей жизни будущий святитель глубоко чтил святого Прокопия (кондак 5). Кто были родители Прокопия, неизвестно, но, несомненно, они, подобно большинству вязьмичей, были людьми весьма благочестивыми.

С детских лет и Прокопий, и сестра его, в будущем монахиня Екатерина, стремились всецело посвятить себя Богу и готовились к иноческой жизни (кондак 2). Отрок Прокопий успешно проходил учение, посещал церковные службы (имея хороший голос, участвовал в клиросном пении и чтении и считался лучшим чтецом в Вязьме); читая книги духовного содержания, приобретал навык к молитве. Особенно же любил Прокопий посещать Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь, в котором сохранялся строгий устав; старцы же монастыря славились своей истинно подвижнической жизнью. Беседы с ними, монастырские богослужения окончательно определили желание Прокопия принять иночество, которое он и исполнил, по окончании учения став послушником Иоанно-Предтеченского монастыря. Строгое постничество, точное исполнение послушаний, высокие духовные качества быстро стяжали Прокопию признание братии, и на двадцать первом году жизни, в 1665 году, Прокопий был пострижен в монашество с именем Питирим в честь великого подвижника преподобного Питирима, ученика преподобного Антония Великого, его преемника и второго игумена знаменитой Фиваиды (икос 2). В XV столетии известен был святостью жизни и ревностной миссионерской деятельностью епископ Великопермский Питирим; по-видимому, живой пример Пермского святителя послужил причиной избрания монашеского имени для Прокопия. В этом избрании нельзя не видеть указания на схожесть последующего миссионерского подвига епископа Тамбовского со своим северным соименником.

Питирим со смирением принял ангельский образ как естественный и вожделенный итог всей своей прежней жизни. Молитва стала в это время естественным состоянием его души. К строгому посту, всяческому воздержанию, трудам, послушанию, бдениям он привык с детства. Стремление души Питирима к Богу и единению с Ним составляло основу всех его монашеских подвигов, смысл его жизни, освящало все его деяния (кондак 3).

Инок Питирим быстро возрастал духовно. Умственная зрелость, а более всего воздержание, строгая подвижническая жизнь, исполненная любви к Богу и ближним, скоро возвысили его пред всеми, даже пред монастырскими старцами, и инок Питирим в свои 32 года, в 1677 году, был поставлен игуменом Вяземского монастыря, получив редкий в то время сан архимандрита (икос 3).

Архимандрит Питирим многое сделал для благоустройства обители: Иоанно-Предтеченский монастырь достиг благодаря его трудам наивысшей степени своего процветания. Он украсил великолепный и оригинальный по форме трапезный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери — Одигитрии. В редкостной гармонии с внешним благолепием находилось и внутреннее, духовное состояние вверенной архимандриту Питириму обители. Являя собою пример для братии, разделяя с ней монашеские подвиги и труды, молодой архимандрит более кротостью и духовным горением своим, нежели строгостью, увлекал всех к святой, подвижнической жизни.

В 1682 году, 21 мая, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери и святых Константина и Елены совершался, по местному обычаю, крестный ход из Вяземского собора в Иоанно-Предтеченский монастырь. Архимандрит Питирим заметил в крестном ходе икону преподобного Аркадия Вяземского, новоторжского чудотворца, которого горячо почитают издревле вязьмичи, написанную странно и даже соблазнительно. Известно, что в юности святой внешним юродством прикрывал свои действительные и очень высокие добродетели, но неумелый иконописец изобразил лишь внешнее юродство Аркадия, придавая святому самый безумный вид. Архимандрит Питирим проявил духовную твердость и ревность о достойном почитании святых угодников Божиих и изъял икону (кондак 4). Поступок его вызвал ропот, брань и недовольство несших ее, в Вязьме началось брожение. На следующий год, когда недовольные успели возбудить значительное число людей против архимандрита, толпа окружила его, требуя возвращения иконы, и ему едва удалось спастись из рук невежественной толпы.

Этому знаменательному случаю суждено было изменить жизнь архимандрита Питирима. Дело об иконе преподобного Аркадия стало известно Патриарху Иоакиму, также признавшему ее «недоброписанной». Действия архимандрита были одобрены. Ревность по вере и решительность молодого настоятеля понравились Патриарху, он вызвал его в Москву, с тем, чтобы уготовить ему новое, высшее, служение. 1 сентября 1684 года, в день церковного новолетия, архимандрит Питирим ступил на новую стезю служения Церкви. Состоялось его избрание на Тамбовскую епископскую кафедру, а 15 февраля 1685 года он был рукоположен во епископа (икос 4).

Состояние церковных дел этой епархии было самое плачевное. Имеющиеся храмы и монастыри были неблагоустроенны, ощущалась острая нужда в пастырях, проповеди произносились очень редко. Нравы населения были самые распущенные. Край нуждался в особом архипастыре, обладавшем такими дарованиями, которые позволили бы ему иметь несомненное духовное влияние на все это крайне разнородное во всех отношениях население.

Новый архипастырь начал свою деятельность в Тамбове с богослужения. Он прибыл в город в четвертом часу утра и вскоре начал служить литургию Преждеосвященных Даров. Замечательный человек предстал перед жителями Тамбова. Очень доброжелательный, приветливый, кроткий, вниматель-ный, излучавший нелицемерную, глубокую любовь к людям и ту скрытую могучую силу духа, которая приобретается многолетней упорной борьбой с самим собою. Он вскоре заслужил любовь своей паствы (кондак 6). Святитель Питирим располагал к себе и православных, и многочисленных в том крае старообрядцев, и мусульман, и язычников, и закоснелых во грехе преступников и бродяг. «Бескорыстная любовь, искреннее желание всем добра, а также кроткое, ласковое вращение — это было главной причиной сильного влияния архипастыря на его пасомых», — отмечает его жизнеописатель.

В епархии святителя ожидало множество дел: строительство и благоустройство церквей, монастырей и помещений для причта, устройство архиерейского дома. Ему предстояло укрепить православную веру в Тамбове и всей епархии, заботиться о благолепии богослужений, неустанном духовном окормлении паствы. Его занимали труды по обращению к Православию язычников посредством личных бесед, встреч, поучений, проповедей. При этом святитель ни на один день не оставлял своего келейного правила, аскетических подвигов, уединенных молитв, упражнений в безмолвии и все воскресные праздничные богослужения всегда совершал сам, а на будничных службах становился на клирос, учил пению и чтению вновь пришедших, сам читал шестопсалмие, часы, пел вместе с хором. Он учредил, по вяземским обычаям, торжественные крестные ходы, а также освятил входы и выходы в город святыми иконами, препоручая град и всю епархию заступлению Господа и Божией Матери (кондак 10 и икос 10). Святитель Питирим усердно проповедовал за богослужениями, чем привлекал немало людей, жаждущих живого слова назидания (икос 6). Этому же учил он и духовенство. Приехав в пределы своей епархии, епископ немедленно отправился в самое логово преступников и всякого рода бродяг, населявших в то время Пяшкельскую слободу (с. Донское) близ Тамбова. К отверженным, заблудшим и, казалось бы, уже неисправимым людям он приходил как брат и друг, глубоко скорбя о них и неся им свет искренней любви и милосердия. Частые его посещения и беседы сделали свое дело — жители слободы обратились ко Христу.

Уже через год после своего приезда в эти края святитель Питирим, следуя желанию жителей, строит храм во имя святого Иоанна Предтечи, проповедника покаяния. Духовная связь с Иоанно-Предтеченским монастырем оказалась так велика, что и здесь, близ Тамбова, святитель воздвиг монастырь во имя Иоанна Предтечи, избрав место для его основания вместе со святителем Воронежским Митрофаном (кондак 7). В новоустроенной обители святитель Питирим имел небольшую келию, в которой уединялся для подвига поста и молитвы. В лесу, близ монастыря, он вырыл колодец, вода которого возымела благодатные, целительные свойства. Такой же колодец он вырыл близ нового тамбовского собора, а также в чаще лесной. И в этом колодце вода оказалась освященной особой, благодатной силой (икос 9). В 1690 году святитель основал женский Вознесенский монастырь, игуменией которого стала родная сестра его, монахиня Екатерина (икос 7).

Святитель Питирим обновил и многие старые обители. При его содействии был построен величественный каменный храм Пресвятой Троицы в мужском монастыре в Козлове. Наибольшие труды святитель-подвижник понес при постройке в Тамбове благолепного Преображенского каменного кафедрального собора. Он был и архитектором, и рабочим: носил кирпичи, подвозил глину, занимался любой строительной работой. Когда выстроен был первый этаж храма, святитель указал в нем место для своего погребения (икос 12). Под влиянием трудов и подвигов святителя Питирима духовная жизнь в Тамбовской епархии стала неузнаваемо преображаться.

В 1695 году, после десятилетнего управления епархией, святитель тяжко заболел. Но не в сей раз благоволил Господь отойти Своему угоднику в Небесные обители. Однажды в дни болезни воззвал святитель к своему Небесному покровителю: «Пастырю мой и наставниче мой, преподобне отче Прокопие! Помолися Господу Богу о душе моей!» Тогда воочию предстал перед святителем Питиримом святой Прокопий Декаполит и, обращаясь к Богу, стал молиться: «Бессмертный Боже, хвалу Тебе воздаю: Царь бо един всем; помилуй душу его и сподоби сего Царствия Небесного». В ответ на эту молитву в облаке явился над молящимися Господь Иисус Христос, держа в левой руке Евангелие, правой же благословлял преподобного Прокопия и святителя Питирима (икос 5). Святитель после этого видения выздоровел и прожил еще три года. И только 28 июля 1698 года, на праздник Смоленской иконы Божией Матери, архипастырь-подвижник предал блаженную душу свою в руце Божий. Великому труженику на ниве Христовой исполнилось только 53 года. Кончина святителя Питирима была большим горем для всей Тамбовской земли. Но на смену народной скорби вскоре пришла радость, ибо с верою прибегавшие к его молитвенному предстательству стали получать явные знамения благодатной врачующей силы Божией (кондак 9). Память и почитание его, не прекращавшиеся с самой кончины, особенно распространились в XIX веке. 28 июля 1914 года, в день блаженной кончины епископа Питирима, состоялось его причисление к лику святых.

Многочисленны душеполезные уроки, которые можно извлечь из жизни святителя Питирима. Она свидетельствует о премудрости устроения Промыслом Божиим всего потребного для спасения души и прославления верного Богу человека (кондак 8) и о том, сколь полезно человеку постоянное горячее молитвенное обращение к святому своему Небесному покровителю. Святитель не обличением и осуждением, а братской во Христе любовью воздействовал на заблудших. Он являл светлый лик бескорыстной и чистой Божественной любви тем, к кому вел его Промысл Божий. Неся слово Божие погибающим, он обращался к тому образу Божию, который запечатлен в душе каждого человека, несмотря на глубину его греховности и заблуждений. Самой своей личностью, силой бывшей на нем благодати Духа Святаго архипастырь светил людям светом правды и бесконечной веры в них как в создания Божии (икос 8). Светить миру ровным светом любви ко всякому Божию созданию, ко всей твари, соработать Господу во всяком своем деле, исполняя таким образом слова Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16), — вот чему учит вся жизнь святителя Питирима (икос 11).


(память 28 июля и 28 августа по старому стилю)

Жил и подвизался в Киево-Печерском монастыре в XIII-XIV вв. Постоянным и любимым подвигом преподобного было псалмопение и бесчисленные коленопреклонения, за что он удостоился он дара чудотворения. Мощи святого почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах.


(память 28 июля по старому стилю)

Икона Божией Матери “Умиление”, Серафимо-Дивеевская, находилась до революции в храме во имя Живоначальной Троицы Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Богоматерь на этой иконе изображена в полурост, с крестообразно сложенными на груди руками, без Богомладенца; икона была написана на полотне, натя-нутом на кипарисную доску. Перед этой иконой молился и скончался преподобный Серафим, Саровский чудотворец. С великим благоговением и почтением относились к иконе и сестры Дивеевской обители после смерти старца Серафима. Сведения о явлении иконы, месте и времени ее написания не уточнены.

Акафист >>


 
11 августа
 

(память 29 июля по старому стилю)

Родом из Киликии, с детства был воспитан в христианской вере. Скорбя о том, что много заблудших людей погибает для вечности, поклоняясь идолам, он пошел по городам и селениям проповедовать язычникам Иисуса Христа и Его учение. Словом Божиим он многих обратил в христианство.

В Галатийском городе Анкире святой исповедник был задержан и представлен на суд к правителю, который, угрожая мучениями и смертью, приказал ему принести жертву идолам. Св. Каллиник с бесстрашием заявил, что не боится мучений, так как всякий верующий во Христа получает от Него силы в испытаниях, а по смерти наследует вечную блаженную жизнь. После жестоких мучений правитель приказал обуть святого в сапоги с острыми гвоздями внутри и плетьми гнать мученика в город Гангр на сожжение.

На пути с помощью Божией мученик извлек из камня чудесный родник. Святой Каллиник сам вошел в пылающий костер и предал душу Богу. Тело его, оставшееся неповрежденным, верующие с честью предали погребению.


(память 29 июля по старому стилю)

Были в иночестве учениками преподобного Варлаама Хутынского ( 1192 г.; память 6/19 ноября) и его преемника преподобного Антония Дымского (U 1224 г.; память 17/30 января).

В 1220 г., оставив Хутынскую обитель, они удалились на пустынный полуостров, расположенный в трех верстах от города Старая Русса между реками Полистью и Смежной, и со временем основали там монастырь во имя святителя Николая, настоятелем которого был до самой своей кончины преподобный Константин (U ок. 1240 г.). Преподобный Косма продолжал подвиг своего наставника. После смерти его погребли в одной гробнице с преподобным Константином.


(память 29 июля по старому стилю)

Пострадала за Христа в Риме, при императоре Адриане (117-138 гг.). Уроженка Антиохии, св. Серафима жила в Риме у некоей знатной женщины Савины, которую обратила ко Христу.

За исповедание истинного Бога и отказ принести жертву идолам святая была отдана на поругание двум юношам. Св. Серафима просила Господа защитить ее от насилия. Вдруг произошло землетрясение, и юноши упали в полном расслаблении. Думая, что девица знает некое волшебство, правитель просил ее вернуть юношам здоровье и дар речи. По молитвам святой они исцелились и рассказали, что им явился Ангел и заслонил от них девицу, а их поразило расслабление. Тогда св. Серафиму предали мучениям, после которых отсекли ей голову.


(память 29 июля и 22 декабря по старому стилю)

Пострадала за Христа вместе с тремя своими детьми при императоре Диоклетиане, около 304 г. в Никее. Будучи молодой и богатой вдовой, она проживала в своем имении в Македонии, щедро раздавая богатство на пособие страждущим в темницах христианам и на погребение умершим. У нее часто гостила св. великомученица Анастасия Узорешительница, утешая ее духовными беседами. Как верная раба Христова, св. мученица Феодотия в узах была отправлена вместе со своими детьми в Никею. Ее первенец, св. мученик Евод, за мужественное исповедание Христа был подвергнут сечению розгами на глазах матери, ободрявшей его в мученическом подвиге, а затем все они были брошены в печь, где и скончались.


 
12 августа
 

(память 30 июля по старому стилю)

Святой мученик Иоанн Воин служил в императорском войске Юлиана Отступника (361-363 гг.). Наряду с другими воинами его посылали преследовать и убивать христиан. Оставаясь внешне гони-телем, святой Иоанн на деле оказывал гонимым христианам большую помощь: тех, которые были схвачены, освобождал, других предупреждал о грозящей им опасности, содействовал их побегу. Святой Иоанн оказывал милосердие не только христианам, но и всем бедствующим и требующим помощи: посещал больных, утешал скорбящих. Когда Юлиан Отступник узнал о действиях святого, то заключил его в темницу. В 363 году император был убит на войне с персами. Святой Иоанн вышел на свободу и посвятил свою жизнь служению ближним, жил в святости и чистоте. Скончался он в глубокой старости.

Год кончины его точно не известен, место погребения святого Иоанна Воина постепенно было забыто. Он явился одной благочестивой женщине и указал место своего упокоения. Оно стало известно в этом округе. Обретенные его мощи были положены в церкви апостола Иоанна Богослова в Константинополе. Господь даровал святым мощам Иоанна Воина благодатную силу исцеления. По молитвам святого Иоанна получают утешение обиженные и скорбящие. В Русской Церкви Иоанн Воин свято чтится как великий помощник в скорбях и в различных житейских обстояниях.

Акафист >>


(память 30 июля и 8 августа по старому стилю)

Родом из г. Тотьмы. Благочестивые родители воспитали его в строгих христианских правилах и любви к Богу, Которому от юности он и посвятил себя. Летом 1428 г. вместе с рыболовами Герман прибыл на поморский берег и поселился при часовне на реке Выги. Там он встретился с преподобным Савватием, монахом Валаамского монастыря, и вместе с ним переселился на пустынный Соловецкий остров. Там они построили келию, где совершали спасительный подвиг пустынножительства. В суровом воздержании преподобные Герман и Савватий провели около шести лет, после чего преподобный Савватий отошел ко Господу (U 1435 г., память 27 сентября/ 10 октября). Однако в скором времени Господь привел к Герману другого пустынника — юного отшельника Зосиму (U 1478 г.; память 17/30 апреля).

Когда на острове собралось несколько отшельников, то был основан монастырь. Более пятидесяти лет пребывал преподобный Герман на суровом и холодном острове, проводя жизнь в непрестанной Иисусовой молитве и трудах. В 1479 г. он был послан игуменом Арсением в Новгород. Там, в обители Антония Римлянина, исповедавшись и причастившись, святой мирно отошел ко Господу.

В 1484 г. мощи святого были обретены нетленными. Они положены в Соловецкой обители, правой стороны алтаря в храме святителя Николая рядом с мощами преподобного Савватия. Около 1602 г. преподобный Герман явился во сне пресвитеру Григорию, служившему в Тотьме, и повелел ему написать его образ вместе с преподобными Савватием и Зосимой и составить ему тропарь. Все, с верой приходившие к иконе преподобного Германа, получали исцеления от недугов.


(память 30 июля по старому стилю)

Пострадал за Христа около 251 г. Император Декий (249-251 гг.), победив персов и овладев их страной, нашел там много христиан и начал их преследовать. Так были схвачены Вавилонские епископ Полихроний, его пресвитеры Пармений, Елима, Хрисотель и два диакона Лука и Муко. Когда император приказал мученикам принести жертву идолам, то святой Полихроний смело отвечал: «Мы самих себя приносим в жертву Господу нашему Иисусу Христу, а вашим ничтожным идолам не поклонимся». За эти слова святого епископа стали бить камнем по устам, и так он предал дух свой в руки Божии.

Вскоре Декий из Вавилона отправился в город Кордулу и приказал вести с собой трех пресвитеров и двух диаконов. Там после вторичного принуждения к жертвоприношению св. Пармений громко и твердо отвечал за всех отказом. Исповедника веры снова подвергли истязаниям, а затем усекли мечом. Той же участи удостоились за исповедание веры и два перса Олимпий и Максим. Персидские князья свв. Авдон и Сеннис, хоронившие тела св. мучеников, вызваны были в Рим и там после мучений были зарублены мечами. Мощи князей хранятся ныне в церкви св. Марка в Риме.


(память 30 июля по старому стилю)

Святой Валентин был епископом города Интерамны в Умбрии (Италия). Он сподобился от Бога дара врачевать болезни, призывая имя Господа Иисуса Христа. В правление императора Аврелиана (270-275 гг.) три юноши Прокул, Ефив и Аполлоний пришли из Афин в Рим для изучения наук и поселились в доме своего наставника Кратона. Сын Кратона, Хоримон, повредил себе спину, которая согнулась, так что юноша не мог выпрямиться. Три года он обращался к разным врачам, но безрезультатно. Наконец Кратон пригласил епископа Валентина помолиться за его больного сына.

Придя в Рим, святитель затворился с юношей в комнате и усердно молился всю ночь. На следующее утро юноша вышел из комнаты совершенно здоровым. Весть об этом чуде распространилась в Риме, и многие стали обращаться к христианской вере, в том числе и сын градоначальника, по имени Авундий. Градоначальник, язычник-фанатик, весь свой гнев обратил на святителя Валентина. Валентина стали принуждать отречься от веры и поклониться идолам. Не добившись успеха, они бросили его в тюрьму. Здесь его стали навещать ученики Кратона, которые приняли христианство. Но вскоре святому Валентину отсекли голову. После него пострадали также и ученики Кратона: Прокул, Ефив и Аполлоний — за распространение христианской веры. Авундий похоронил их при гробе священномученика Валентина.


 
13 августа
 

(память 31 июля по старому стилю)

Родился в IX веке в Каппадокии в семье благочестивых христиан. Будучи при императоре Феофиле полководцем, праведный Евдоким проводил истинно христианскую жизнь, пребывая в посте, молитве, благотворя нуждающимся. За свои добродетели он был любим всеми и назначен правителем Харсионской области, где управлял народом справедливо, помогал бедным, защищал обиженных.

Праведный Евдоким скончался 31 июля в возрасте 30 лет. Сразу же после его кончины от мощей его стали совершаться исцеления больных и бесноватых.


(память 31 июля по старому стилю)

Пострадала в Кесарии Каппадокийской при императоре Диоклетиане (284-305 гг.) в 304 (305) г. Один из ее сограждан несправедливо отнял у нее имение. В суде он объявил, что святая Иулитта христианка. Судья предложил ей принести жертву идолам, обещая за это вернуть отнятое. Святая Иулитта предпочла смерть отречению от Христа. После пыток она была брошена в огонь.


(память 31 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских в воскресенье после 25 января по старому стилю)

В миру — Василий, родился в 1873 г. в семье священника. Родители воспитывали сына в благочестии и христианских добродетелях. Полюбив чтение житий святых, отрок восхищался их духовными подвигами, жалея о том, что в современном ему мире он лишен возможности пост-радать за веру православную.

После окончания Петрозаводс-кой Духовной семинарии юноша поступил в Санкт-Петер6ургскую Духовную Академию. В 1895 г. он принял монашеский стриг с именем Вениамин и был рукоположен во иеродиакона, а в следующем году — во иеромонаха. По окончании Академии в 1897 г. со степенью кандидата богословия иеромонах Вениамин был назначен преподавателем Священного Писания в Рижскую Духовную семинарию. С 1898 г. он — инспектор Холмской, спустя год — Санкт-Петербургской семинарии.

Священник по призванию, архимандрит Вениамин вскоре был возведен в более высокую степень пастырского служения: 24 января 1910 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры он был рукоположен во епископа Гдовского, Петербургского викария.

Святительский сан владыка Вениамин воспринял как обязанность пастырского подвига и апостольской проповеди. Его часто видели в самых отдаленных и бедных кварталах столицы, куда он спешил по первому зову, словно приходской священник. Воздействие его наставлений было так велико, что многие заблудшие раскаялись в греховной жизни. Он всегда находил путь к сердцам простых людей, за что был искренне любим паствой, называвшей его «наш батюшка Вениамин». Евангельская простота святителя, отзывчивость, сердечность, доступность располагали к нему даже иноверцев.

События 1917 г. вызвали перемены и в жизни Церкви. С 6 марта святитель Вениамин — архиепископ Петроградский и Ладожский, а 13 августа, накануне открытия Священного Собора Российской Церкви, назначен митрополитом Петроградским и Гдовским. Митрополит Вениамин все силы направил на защиту православного народа России от жесточайших гонений, воздвигнутых на него врагами истины Христовой. По сути, они начались в январе 1918 г. после издания декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», который на деле воспринимался властью на местах как сигнал к повсеместному уничтожению главным образом Русской Православной Церкви и ее служителей, к грабежу церковного имущества. По всей стране прокатилась волна закрытия и разрушения храмов и монастырей, осквернения и уничтожения святых икон и мощей, массовых арестов, пыток, ссылок и казней епископов, священников, монахов и монахинь, мирян, лишения Церкви и ее служителей материальных средств к существованию.

Насилие над Церковью не прекратилось и после окончания гражданской войны. Небывалая разруха и голод, охватившие страну в 1921 г., послужили поводом для новых гонений на Церковь, которые проводились под лозунгом «похода пролетариата на церковные ценности». Их изъятие в Петрограде началось в марте 1922 г.

Изъятие ценностей сопровождалось волнениями народа, но серьезных беспорядков, острых столкновений и арестов пока еще не было. Чувствовалось приближение расправы. Ее ускорило опубликованное 24 марта 1922 г. в «Петроградской правде» письмо двенадцати лиц — организаторов обновленческого раскола. Они обвиняли все верное Святейшему Патриарху Тихону духовенство в сопротивлении изъятию церковных ценностей и в участии в контрреволюционном заговоре против советской власти. 29 мая 1922 г. последовал арест митрополита Вениамина, а 10 июня того же года началось слушание дела, к которому было привлечено еще 86 человек.

5 июля 1922 г. трибунал объявил приговор, а в ночь с 12 на 13 августа того же года митрополит Вениамин и вместе с ним архимандрит Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров были расстреляны на окраине Петрограда.

На братском кладбище Александро-Невской лавры воздвигнут крест над символической могилой новомучеников Российских.


 
14 августа
 

(память 1 августа по старому стилю)

По преданию, в Константинополе издревле был обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отгнание болезней, весьма часто бывавших в августе. С 1 августа и до праздника Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали Крест народу для поклонения. Но празднество 1 августа с поклонением честному Кресту Христову и с торжественной службой Всемилостивому Спасу установлено в 1168 г. Константинопольским патриархом Лукой и Киевским митрополитом Константином при великом князе Андрее Боголюбском в память знамений от честных икон во время победы царя Мануила над сарацинами, а русского князя Андрея Боголюбского над язычниками, обитавшими в низовьях Волги.

Случилось это в 1164 году. В первый день августа у греков совершалось сражение с сарацинами, а у русских с болгарами. В этот день после битвы в стане русских и греков наблюдалось дивное зрелище: от находившихся среди войск икон исходили лучи и осеняли полки. Греческий царь и русский князь обменялись посланиями об одержанных победах и об исходившем от святых икон сиянии, и в знак благодарности Богу был установлен в этот день праздник. В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси, бывшего, согласно древнему преданию, 1 августа 988 года (ст. ст.). В этот день бывает крестный ход «освящения ради водного», вместе с освящением воды совершается освящение меда (так называемый «Медовый Спас»). С этого дня благословляется вкушение меда нового сбора.


(память 1 августа по старому стилю)

В 166 г. до Р. X. жил в Иудее некто Елеазар, священник и законоучитель, уже достигший старости, но весьма благообразный видом, славный своею мудростью и благочестием. Его привели к мучителю и стали заставлять есть свиное мясо, что было строго запрещено Богом в Ветхом Завете. Но Елеазар согласился лучше умереть славной мученической смертью за закон Божий, нежели сохранить через его нарушение бесчестную и прогневляющую Бога жизнь. Во время великих мучений, когда от ран священник Божий уже приближался к смерти, он, застонав, сказал: «Господу, имеющему совершенное ведение, известно, что я, имея возможность избавиться от смерти, принимаю жестокие страдания и охотно терплю их по страху перед Богом».

Были схвачены и семь учеников святого Елеазара, братья Маккавеи Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл, и с ними их мать Соломония. Их привели к беззаконному царю и также стали принуждать есть недозволенную пищу. Тогда один из них, отвечая за всех, сказал: «Мы готовы лучше умереть, чем преступить законы». Царь приказал отрезать ему язык, содрать с тела кожу и отсечь руки и ноги на виду у прочих братьев и матери. Лишенного всех членов, но еще дышащего юношу бросили на огромную раскаленную сковороду. Когда умер первый, вывели на поругание второго, и он принял мучение таким же образом. Уже при последнем издыхании он сказал: «Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной». Когда мучили третьего и хотели ему отрезать язык, он тотчас выставил его, неустрашимо протянув и руки, и мужественно сказал: «От Бога я получил их, и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их». Даже мучители были изумлены таким мужеством юноши. Потом славную мученическую кончину приняли еще трое братьев Маккавеев. Седьмому же, самому младшему, мать их святая Соломония сказала: «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий. Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих и прими смерть, чтобы я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими». После сыновей скончалась и мать, радостно благодаря Бога за то, что она сама и дети положили души за закон Господа Вседержителя.


(память 1 августа по старому стилю)

Пострадал за Христа вместе со св. мучениками Александром, Аттием, Минсифеем, Минеем (Минеоном), Евклеем, Киндеем, Кириаком, Катуном в г. Пергии при императоре Диоклетиане. Св. Минеон по ремеслу был плотник, остальные — земледельцы.

Исполнившись ревности по Бозе, святые ночью пришли в храм Артемиды и разрушили языческих богов. За это их схватили и предали жестоким мучениям. Святым мученикам выкололи глаза, томили в темнице голодом, а после отдали на съедение диким зверям, но звери не тронули их. Видя это чудо, многие язычники прославили истинного Бога. И тотчас же разразилась гроза с громом и молнией, закапал дождь вместе с огнем и градом, и послышался Божественный голос, призывавший святых. Тогда святым мученикам отсекли мечом головы.


 
15 августа
 

(память 2 августа по старому стилю)

Святой Стефан был побит камнями в Иосафатовой долине ок. 34 года. Перед кончиной первомученик молился о прощении своих убийц. Его страдания видела Божия Матерь и апостол Иоанн Богослов, стоявшие вдали на возвышении и усердно молившиеся об укреплении мученика. Архидиакону Стефану было немногим более 30 лет.

Тело его было взято известным еврейским законоучителем Гамалиилом и погребено в его селении Кефаргамала.

Обретение нетленных мощей первомученика произошло после особого Божественного откровения в 415 г. Вместе с мощами первомученика были обретены также мощи св. праведного Никодима, Гамалиила и сына его Авива.

В 428 г. святые мощи были перенесены из Иерусалима в Константинополь. В Троице-Сергиевой лавре хранится десница св. первомученика Стефана.


(память 2 августа по старому стилю)

Святой блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1469 года в Москве. Блаженный родился на паперти Богоявленского собора в Елохове, где мать его Анна горячо молилась.

Отрока отдали в учение сапожному ремеслу. Однажды один купец заказал сапоги и просил сделать и такими, чтобы не сносить за год. “Сошьем такие, что и не износишь их”. На недоуменный вопрос мастера ученик ответил, что заказчик даже не обует новые сапоги, так как скоро умрет. Через несколько дней пророчество сбылось. Мастер понял, что Василий не простой человек.

В шестнадцатилетнем возрасте блаженный Василий начал тернистый путь юродства. В палящий зной и лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Вскоре жители признали в нем юродивого, человека Божия, обличителя неправды. У Пречистенских ворот он увидел беса в облике нищего и немедленно прогнал. Посещая корчмы, блаженный видел зерна добра в падших людях, подкреплял их лаской. Когда святой однажды проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, то со слезами обнимал углы дома. На вопрос, что это значит, он отвечал: “Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников”.

Очистив великими подвигами и молитвами свою душу, блаженный Василий сподобился дара предвидения. В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы, молитвой угасил пожар в Новгороде. Не боялся обличать св. Василий и сильных мира сего. Однажды обличил блаженный царя Иоанна Грозного за то, что он во время богослужения был занят мыслями о постройке дворца на Воробьевых горах.

Проведя 72 года в подвиге юродства, блаженный Василий скончался 2 августа 1557 г. в возрасте 88 лет. Его тело было погребено в приделе Троицкого храма, который вместе с Собором Покрова “что на рву” стал в народе именоваться храмом Василия Блаженного.

Прославлен блаженный 2 августа 1558 г.

Акафист >>


(память 2 августа по старому стилю)

Жил в XV веке, был иноком Спасо-Каменекого монастыря, находившегося на острове Кубенского озера (недалеко от Вологды). При раке его мощей, устроенной впоследствии в монастырской церкви в честь св. Василия Блаженного Московского (U 1557 г.; память 2/15 августа), находились икона св. Василия Каменского во весь рост, тяжёлые железные вериги и шапка из железных полос. В 1774 г. во время пожара, когда все сгорело, деревянная рака и образ на ней остались целыми.


(память 2 августа по старому стилю)

Пострадал за Христа в Риме при императоре Валериане в 257 г. Во время своего правления особенно успешно боролся с ересью Новата.

Своей проповедью святой обратил ко Христу многих знатных язычников, которые впоследствии были мучениками.

Осужденный на смерть, св. Стефан был приведен для казни в храм Марса, который разрушил своей молитвой. Святой скрылся в катакомбах, где и был убит вновь посланными воинами во время своей проповеди.


 
16 августа
 

(память 3 августа по старому стилю)

Преподобный Антоний Римлянин родился в Риме в 1067 году от богатых родителей, держащихся православного исповедания веры, и был воспитан ими в благочестии. Лишивших родителей в 17 лет, он принялся за изучение писаний отцов на греческом языке. Затем он раздал часть наследства нищим, а другую вложил в деревянную бочку и пустил ее в море. Сам же принял пострижение в одном из пустынных скитов, где прожил 20 лет.

Гонение со стороны латинян на православных принудило братию разойтись. Преподобный Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, сорвала камень, на котором находился преподобный Антоний, и понесла его в море. Под праздник Рождества пресвятой Богородицы камень остановился в 3 верстах от Hовгоpода на берегу реки Волхов при селе Волховском. Событие это засвидетельствовано в новгородских летописях. На этом месте преподобный, с благословения Новгородского святителя Hикиты (U 1109 г., память 14 мая), основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

На другой год рыболовы выловили бочку с наследством преподобного Антония, пущенную в море много лет назад. Указав, что находилось в бочке, преподобный забрал бочку и купил для обители земли.

Духовное подвижничество сочеталось в обители с напряженной трудовой деятельностью. преподобный Антоний заботился, чтобы из монастырских доходов оказывалась помощь нищим, сиротам и вдовам. В 1117 году преподобный начал каменное строительство в монастыре. До наших дней сохранился собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный при жизни преподобного в 1117-1119 гг. известным новгородским зодчим Петром, с фресковыми росписями 1125 года. В 1131 году святитель Hифонт Hовгоpодский поставил преподобного Антония игуменом монастыря. Скончался святой Антоний 3 августа 1147 года, имея 79 лет от рождения.

Мощи его обретены 1 июля 1597 года нетленными, и положены в окованную серебром раку. С того времени был учрежден в память его крестный ход из Софийского собора, в первую пятницу после Петрова дня. При раке преподобного находилась ветвь осоки, с которой Антоний приплыл из Рима, держа ее в руке. Так он изображается и на иконах. До 30-х годов нашего века мощи преподобного Антония почивали в соборной монастырской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе его имени. В настоящее время их судьба не известна.

Тропарь преподобному Антонию Римлянину, Новгородскому чудотворцу

Тропарь, глас 4

Ветхий Рим, отечество твое, оставив, на камень, яко на легкий корабль, возшел еси и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси, промышлением Божественнаго разума направляемь, Великаго Новаграда достигл еси и, обитель в нем сотворив, тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен. Тем молим тя, отче Антоние: моли Христа Бога, да спасет души наша.


(память 22 марта, 30 мая и 3 августа по старому стилю)

Подвизался сначала в пустыне. Но узнав о гонении императора Валента (364-378 гг.) на православных, преподобный Исаакий пришел в Константинополь, где ревностно боролся за чистоту Православия. Имея от Бога дар пророчества, предсказал императору Валенту бесславный исход похода против готфов. Когда император выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий громко обратился к нему: «Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!» Но император, не обращая внимания на слова монаха, самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчества. Рассерженный император приказал бросить его в глубокий овраг, поросший колючим терновником. На дне оврага было болото, выйти из него было невозможно. Но преподобный с помощью Божией остался жив, вышел, догнал императора и сказал: «Ты хотел погубить меня, но святые Ангелы вывели меня. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня, то не возвратишься живым, но погибнешь в огне». Император удивился смелости старца, которого приказал держать в заключении до его возвращения.

Предсказание святого исполнилось: преследуемый варварами император обратился в бегство и скрылся в сарае с соломой. Варвары, узнав об этом, сожгли сарай. После известия о гибели императора преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия.

Когда на престол был избран царь Феодосий Великий (379-395 гг.), он призвал к себе старца, встретил его с великой честью, просил святых молитв и исполнил все его наставления: изгнал ариан из Константинополя и возвратил православным храмы. По совету преподобного Исаакия был созван II Вселенский Собор, на котором святой выступал как решительный противник арианства. Преподобный хотел возвратиться в пустыню, но приближенные императора упросили его не уходить из города и ограждать его молитвами. В предместье Константинополя они построили для святого жилище, куда к нему собрались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий. Он окормлял также и мирян, много помогал бедным и страждущим.

Достигнув глубокой старости, поставил вместо себя игуменом святого Далмата (IV-V вв.; память 3/16 августа), по имени которого стал называться монастырь. Скончался преподобный Исаакий в 383 г. Его имени посвящен великолепный собор в Санкт-Петербурге.


(память 3 августа по старому стилю)

Происходил из персидского рода. До обращения ко Христу он был огнепоклонником, воспитателем царских детей и наставником принцессы, дочери персидского царя и супруги грузинского царя Вахтанга I. Вместе с принцессой св. Ражден прибыл в Грузию. В Мцхете он познакомился с учением Спасителя. Видя благочестие и строгую жизнь христианского народа, Ражден принял святое крещение и стал ревностным христианином.

Во время войны грузин с персами он был пленен последними, представлен шаху Фирузу, как отступник от прежней своей веры, и так как не отвергся Христа, то был жестоко мучим. Возвращенный по просьбе грузинских князей в Мцхет, он через 30 дней сам опять явился к шаху и безбоязненно исповедал пред ним Христа. Шах послал его к правителю Верхней Карталинии, где святой Ражден, снова понуждаемый к огнепоклонству, после мучений был распят на кресте и весь прострелен ядовитыми стрелами. Святой Ражден принял мученическую смерть в 457 г. Мощи его были перенесены царем Вахтангом в Никози (в Верхней Карталинии).


 
17 августа
 

(память 4 августа и 22 октября по старому стилю)

Семь Ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин, жили III веке. Святой Максимилиан был сыном ефесского градоначаль-ника, остальные шесть юношей — сыновьями других знатных ефесских граждан. Юноши были друзьями с детства и все состояли на военной службе. Когда император Декий (249-251 гг.) прибыл в Ефес, он повелел всем гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам; непокорных же ожидали мучения и смертная казнь. По доносу искавших расположения императора к ответу были призваны и семь ефесских отроков. Представ перед императором, святые отроки исповедали свою веру во Христа. С них немедленно были сняты знаки воинского отличия — военные пояса. Однако Декий отпустил их на свободу, надеясь, что они изменят решение за то время, пока он находится в походе. Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон, где проводили время в молитвах, готовясь к мученическому подвигу. Самый младший из них — святой Иамвлих, одеваясь в нищенское рубище, ходил в город и покупал хлеб. В один из таких выходов в город он услышал, что император вернулся, и их ищут, чтобы представить на суд. Святой Максимилиан воодушевил друзей выйти из пещеры и добровольно явиться на суд. Узнав, где скрываются отроки, император велел заложить вход в пещеру камнями, чтобы отроки умерли в ней от голода и жажды. Двое из сановников, присутствовавших при замуровании входа в пещеру, были тайными христианами. Желая сохранить память о святых, они вложили среди камней запечатанный ковчежец, в котором находились две оловянные дощечки. На них были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.

Но Господь навел на отроков чудесный сон, продолжавшийся почти два столетия. К тому времени гонения на христиан прекратились, хотя при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408-450 гг.) явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых во Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Одни из них говорили: “Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?” Другие утверждали: “Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха”. Тогда-то Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семь отроков.

Владелец участка земли, на которой находилась гора Охлон, начал каменную постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти 200 лет. Тела их и одежды были совершенно нетленны. Готовясь принять мучения, отроки поручили святому Иамвлиху еще раз купить им хлеба в городе для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест. Услышав свободно произносимое имя Иисуса Христа, он стал сомневаться, что пришел в свои город. Расплачиваясь за хлеб, святой отрок подал торговцу монету с изображением императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Святого Иамвлиха привели к градоначальнику, у которого в то время находился Eфecский епископ. Слушая недоуменные ответы юноши, епископ понял, что Бог открывает через него какую-то тайну, и сам отправился вместе с народом к пещере. У входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его. Он прочел на оловянных дощечках имена святых отроков и обстоятельства замурования пещеры по повелению императора Декия. Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мертвых. Вскоре сам император прибыл в Ефес и беседовал с юношами в пещере. Тогда святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до всеобщего воскресения.

Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле. В XII веке русский паломник игумен Даниил видел в пещере эти святые мощи семи отроков.

Страдающие бессонницей обращаются ко святым семи отрокам с молитвой о ниспослании крепкого здорового сна.

Акафист >>


(память 4 августа и 11 сентября по старому стилю)

Пострадала за Христа в Персии, при царе Сапоре около 362-364 гг. После жестоких мучений она была усечена мечом.


(память 15 декабря и 4 августа по старому стилю)

Жил в IV веке в Византии, получил воспитание при дворе, где вскоре достиг почетного положения и был царским постельничим. Сделавшись христианином, св. Елевферий построил в своем имении церковь, ежедневно упражнялся в молитве и украшал свою жизнь всякими добродетелями. Один из рабов донес императору на Елевферия, что он — христианин. Максимиан, не сумев уговорить святого принести жертву идолам, приказал отсечь ему голову.


 
18 августа
 

(память 5 августа по старому стилю)

Родился в Антиохии и был воином при императорах Диоклетиане, Максимиане и Константине Великом.

В 308 г. св. Евсигний удостоился быть свидетелем и описателем мученического подвига св. Василиска. В царствование св. Константина Великого был свидетелем явления на небе сияющего креста, предвещавшего славную победу византийскому войску.

Шестьдесят лет святой прослужил в воинском звании. После того, возвратившись на родину, Евсигний стал проводить свою жизнь в посте и молитве, приготовляя себя к вечности. Так он дожил до времени правления жестокого гонителя христиан Юлиана Отступника, стремившегося восстановить язычество.

По доносу св. Евсигний был взят и приведен к царю, где смело обличил его нечестие и отступление от Христа. Юлиан, кипя злобой, приказал отсечь мученику голову. Мученическая кончина святого последовала в 362 г., на 110 году жизни.


(память 5 августа по старому стилю)

Инок Соловецкого монастыря, основатель обители в Ущелье, Архангельской губернии, на реке Мезени. Первые собравшиеся к нему иноки жили в домах своих родственников-мирян, настолько бедна была обитель. После пожалования царем Михаилом Феодоровичем (1613-1645 гг.) земли с рыбными ловлями преподобный устроил церковь и братские келлии.

5 августа 1628 г., когда братия была на сенокосе, на монастырь напали разбойники, которые приступили к преподобному с требованием открыть монастырские сокровища. После страшных истязаний они отсекли преподобному Иову голову. Честные мощи его прославились чудотворениями.


(память 5 августа по старому стилю)

Пострадал за исповедание Христа в 236 г.


(память 5 августа по старому стилю)

Находился на святительской кафедре с 236 по 250 гг., на которую был избран из простых сельских священников по особому указанию свыше: на голову св. Фавия слетел сверху белый, как снег, голубь, который затем поднялся на верх и сделался невидим. В сане святителя явился ревностным проповедником учения Христова: он просветил крещением самого императора Филиппа Аравитянина и его сына. Во время гонения на христиан при императоре Декии священномученик Фавий был усечен мечом в 250 г.


 
19 августа
 

(память 6 августа по старому стилю)

Незадолго перед Крестными страданиями Иисус, взяв с Собой Иоанна, Иакова и Петра, вышел из Капернаума и направился на север к горе Фавор, возвышающейся, как крепость, над холмами Галилеи. Ученики шли молча, как бы предчувствуя, что сейчас откроется некая тайна. На вершине горы перед ними открылось чудо: лицо Спасителя стало подобным молнии, одежды — белыми, как снег. Он стоял, окруженный сиянием. как солнце лучами. Рядом с Иисусом возникли еще две фигуры, в которых ученики с изумлением узнали пророков Моисея и Илию. Они беседовали с Господом о Его грядущих страданиях и славе.

Пораженные апостолы пали на землю и закрыли лица руками. Радость от видения Божественного света в них была соединена с сознанием собственного недостоинства и страхом пред всемогуществом Божиим. Наконец, видение кончилось. Вместе с Иисусом Христом они спустились с горы и к утру вернулись в Капернаум.

Акафист>>


 
20 августа
 

(память 23 ноября, 7 августа и 4 сентября по старому стилю)

Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, родился 6 ноября 1623 года во Владимирской земле, по предположению, в семье священника. Мирское имя будущего святителя было Михаил. Половину своей жизни святой прожил в миру, был женат и имел детей. Сохранились сведения о заботливости святого Митрофана по воспитанию своего сына Ивана. Будущий епископ был некоторое время священником в селе Сидоровском Суздальской епархии. На 40-м году жизни он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу. Своим местожитель-ством он избрал Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где и был пострижен в иночество с именем Митрофан.

Здесь угодник Божий начал иноческое подвижничество, отличаясь глубоким смирением. О его строгой иноческой жизни стало известно в монашеской среде. Через три года после вступления в Золотниковскую обитель братия соседнего Яхромского Космина монастыря, не имевшего в ту пору настоятеля, стали просить местное духовное начальство о доставлении им в игумены Митрофана. Просьба была исполнена. Вначале подвижник был рукоположен в иерейский сан, затем, несмотря на нежелание, был возведен в игумены Яхромской обители.

Когда о ревности подвижника узнал Патриарх Московский и всея Руси Иоаким, он поручил ему более обширную Унженскую обитель, основанную в XV в. преподобным Макарием Желтоводским в Костромской земле. Здесь будущий святитель настоятельствовал около семи лет, в течение которых монастырь достиг процветания. Был построен храм в честь Благовещения Пресвятой Девы Марии, написано немало замечательных икон.

Монастырь игумена Митрофана привлекал внимание не одного Патриарха, но и царя Феодора Алексеевича, который посещал обитель и нередко беседовал с настоятелем. При дворе к святому относились с особым почтением. Когда в 1682 году, по решению Московского Церковного Собора 1681 года, была образована новая Воронежская епархия, царь Феодор первым ее епископом предложил назначить игумена Митрофана. Епископскую хиротонию 2 апреля 1682 года возглавил Патриарх Иоаким.

Святителю Митрофану пришлось быть свидетелем бунта раскольников в июле того же года и присутствовать на “прении о вере” между старообрядцами и православными в Грановитой палате. Это событие произвело на него сильное впечатление и впоследствии сказалось на его архиерейских делах. Святитель Митрофан приобрел известность как обличитель раскола и сподвижник патриотических начинаний царя-реформатора. Святитель Митрофан рассматривал духовенство как силу, способную воздействовать на население самым благотворным образом. В самом начале своей деятельности святитель начал сооружать в Воронеже новый каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Святитель Митрофан любил церковное благолепие и вкладывал в строительство собора огромные средства. Быт святителя был более чем скромен.

Особую страницу в биографии святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с Петром I. Святитель глубоко и сочувственно входил в судьбу молодого царя, старался содействовать возникавшим полезным для Отечества преобразованиям. Он одобрял постройку флота, предпринятую Петром I в Воронеже, и поддержал ее материально. Когда в 1696 году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел святителю Митрофану как бы в награду за участие в этой победе именоваться епископом Воронежским и “Азовским”. В то же время святитель Митрофан не мог одобрить слишком тесного общения царя с иноземными иноверцами и бездумного восприятия их обычаев. Святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих статуй. Когда разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы.

Исповедничество епископа устыдило Петра, в знак согласия с ним он убрал статуи, и мир был восстановлен. На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл 20 лет, до самой своей кончины.

Любимым размышлением святого было памятование о смерти, о загробной жизни, о мытарствах; любимой молитвой — молитва об умерших.

Не будучи знаком с распространенной в XVII в. латинской схоластикой, святитель Митрофан прекрасно знал Священное Писание и святоотеческие труды. В своем “Духовном завещании” святитель Митрофан назидал: “Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность — богат будешь; воздержно пей, мало ешь — здрав будешь; твори благо, бегай злого — спасен будешь”. Преставился к Богу святитель Митрофан в 1703 году в глубокой старости. Незадолго до кончины святитель принял схиму с именем Макарий. Погребен он был в Благовещенском соборе в Воронеже с большими почестями: царь своими руками помогал нести гроб святителя, почитаемого им за “святого старца”.

С 1820 года число почитателей молитвенной памяти святителя Митрофана особенно возросло, при соборе начали появляться записи о чудесах на его гробнице. В 1831 году последовало официальное донесение об этом Синоду, по решению которого 7 августа 1832 года состоялось торжественное открытие гроба, а затем последовала канонизация святителя. От его святых мощей по милости Божией происходили многочисленные исцеления страждущих телесными и душевными недугами, одержимых, расслабленных. В 1836 году при Благовещенском соборе в Воронеже был учрежден Благовещенский Митрофанов монастырь.

Акафист >>


(память 7 августа по старому стилю)

Был родом из Персии. Еще в молодости он был обращен в христианство неким Уаром. Покинув языческую Персию, Дометий пришел в Низибию (Месопотамия), где принял крещение и иноческий постриг в одном из монастырей. Затем преподобный удалился в монастырь св. Сергия и Вакха в г. Феодосиополе.

Игумен монастыря, видя дивные подвиги преподобного Дометия, посвятил его в сан диакона и хотел облечь саном пресвитера, но святой, считая себя недостойным, удалился в горы за Евфрат, в пределы Кирра (в Сирии), и поселился в пещере. Здесь он проводил время в посте и молитве, «житие непорочное и ангельское показуя». Окрестные жители стали приходить к св. Дометию за исцелениями и помощью; многих язычников преподобный обратил к вере во Христа.

По повелению Юлиана Отступника святой был побит камнями в 363 году.


(память 7 августа и 28 сентября по старому стилю)

Родился и рос болезненным. Когда родители принесли сына в прославленную Киево-Печерскую обитель, то стали просить молитв иноков-подвижников о его выздоровлении. Но сам страдалец, сознавая высокую ценность страданий, просил Господа о продолжении болезни, а также о пострижении его в иночество.

Молитва юноши была услышана: когда все спали, в комнату, где лежал он, явились в образе игумена и братии Ангелы, постригли его и, объявив ему, что будет болен до самой своей смерти, скрылись. Преподобный Пимен терпел скорби телесные с радостью и благодарил Господа, за что получил дар исцелять болезни других. «Равную награду, — вразумлял преподобный служащего ему инока, — получают и больной, и тот, кто ходит за ним. Терпение больных не пропадает даром. Претерпевый до конца — тот спасется. Пусть весь я сгнию в этой жизни, только бы там плоть моя осталась без нетления; пусть здесь будет смрадный запах, только бы там наслаждаться благоуханием неизреченным».

Двадцать лет провел преподобный в страданиях. Перед смертью он получил исцеление, встав, пошел, поклонился святыням монастырским, простился с каждым из братии, причастился Святых Тайн, сам отнес гроб свой в пещеру св. Антония и мирно скончался 11 февраля 1110 г.


(память 8 мая, 7 августа и 28 августа по старому стилю)

Подвизался в Дальних пещерах, воздержание его было таково, что он вкушал только пищу только раз в день и лишь в самом необходимом количестве и, исполняя монастырское послушание, никогда не ослабевал от труда и поста, а ночью подвизался в молитвах. Преподобный Пимен был игуменом Киево-Печерского монастыря с 1132 по 1141 гг.


[1] [2] [3] [4] [5]