Предисловие

На территории Республики Татарстан, границы которой совпадают с границами Казанской епархии, христианство появилось уже в первые века нашей эры, тогда же, когда и во всей Европе. В период Великого переселения народов – в III-VII вв., оно было уже достаточно широко известно. Об этом свидетельствуют находки нательных крестиков и других христианских предметов в захоронениях, городищах и селищах разных археологических культур этого периода.

В 922 году официальной религией Волжской Булгарии, государства, располагавшегося в южной части нынешнего Татарстана, стал ислам, проживали здесь и христиане. Так, согласно летописям, в 990 году киевский князь Владимир послал к булгарам миссионера Марка Македонянина; по летописному известию, крещение приняли четыре булгарских князя с семьями. Один из археологических памятников города Болгара получил название «Греческая палата» – это была, скорее всего, Православная Церковь.

После монгольского нашествия территория нынешнего Татарстана вошла в состав Золотой Орды. С 1261 года века в Золотой Орде действовала Сарская и Подонская епархии Русской Православной Церкви, кафедра правящего архиерея располагалась в столице – городе Сарае. Ему подчинялись и храмы, располагавшиеся в Волжской Булгарии.

Казань впервые упоминается в летописи в 1276 году в связи с тем, что хан Менгу-Тимур отдал «Булгарскую и Казанскую землю» в удел своему зятю, князю Феодору (канонизирован как Феодор Ярославский Чудотворец). Возникновение Казанской епархии было обусловлено присоединением в середине XVI века к Российскому государству территории Среднего и Нижнего Поволжья.

Казанская епархия Русской Православной Церкви была учреждена соборным определением при Московском митрополите Макарии 3 апреля 1555 года, первым святителем земли Казанской определено было быть игумену Тверского Селижарова монастыря Гурию (Руготину), отправившемуся в Казань с архимандритами Варсонофием и Германом и “наказной памятью”: в крещение неволею не приводить, обращаться с иноверцами кротко, с умилением, жестокостей им не чинить, а при необходимости освобождать их от суда воевод и наместников. В иерархическом отношении Казанская епархия, относившаяся к Московской митрополии, заняла среди восточно-русских епархий третье место после Москвы (митрополии) и Новгорода (архиепископии). Первоначально она включала территорию Казанского ханства и окрестных районов, завоеванных в 1552 г., и Вятскую землю. В 1556 г., после завоевания Астрахани, в нее вошли все земли Среднего и Нижнего Поволжья, во второй половине XVI – начале XVII вв. – вновь присоединяемые территории Урала и Сибири.

В дальнейшем территория Казанской епархии сокращалась В 1602 были отделены земли Нижнего Поволжья (Астраханская епархия), в 1620 – Сибирь (Тобольская епархия), в 1657 – Вятская земля (Вятская епархия). В первой половине XVIII века территория Казанской епархии включала, в основном, территории созданных Петром I Казанской и Уфимской губерний. В 1780-е гг. границы епархий стали приводиться к границам новых губерний, созданных Екатериной II, и к середине 1790-х Казанская епархия включала новые Казанскую и Симбирскую губернии, учрежденные в 1789 году, с 1832 г., после создания Симбирской епархии – только Казанскую губернию.

Значительная часть территории нынешнего Татарстана в XIX – начале XX вв. входила в состав других епархий: Вятской (Елабужский, Менделеевский и Агрызский районы), Самарской (Бугульминский, Лениногорский, Альметьевский, Бавлинский, Ютазинский районы,) Симбирской (Буинский, Дрожжановский районы), Уфимской (Набережные Челны, Тукаевский, Мензелинский, Сармановский, Азнакаевский районы).

В первой половине 1920-х гг. границы Казанской епархии были приведены в соответствие с новым административно-территориальным делением Поволжья, в ее состав вошли Татарская, Чувашская, Марийская АССР. В 1946 году открыта новая Чебоксарская и Чувашская епархия, в 1993 году – Йошкар-Олинская и Марийская, и с этого времени Казанская епархия включает только территорию Республики Татарстан.

В дореволюционное время архиереи, управляющие Казанской епархией, носили титул «Казанские и Свияжские», кроме митрополита Гермогена, титулованного как «Казанский и Астраханский», митрополита Иоасафа – «Казанский и Болгарский», в 1795-1831 гг. казанские архиереи носили титул «Казанские и Симбирские». В советское время до 1950 года архиереи именовались «Казанскими и Свияжскими», в 1944-58 – «Казанскими и Чистопольскими», с 1958 – «Казанскими и Марийскими», с 1993 года, в связи с образованием самостоятельной Марийской епархии, титул правящего архиерея – «Казанский и Татарстанский».

С 1732 года Казанской епархией управляли архиепископы, а с 1738 по 1762 гг. – епископы: известный излишним рвением в насаждении христианства епископ Лука (Конашевич) и епископ Гавриил (Кременецкий). После миссионерских трудов Казанских просветителей процесс христианизации Казанского края почти прекратился, и только митрополит Тихон (Воинов), пребывавший на Казанской кафедре с 1699 по 1724 г., продолжил эту деятельность: с 1701 по 1795 гг. добровольно крестились 3683 черемиса, для новокрещенных было открыто 7 церквей и инородческая школа. Много потрудился на ниве духовной миссии иеромонах Алексий (Раифский), позже – настоятель Свияжского Успенского монастыря. В 1718 году была открыта школа для детей духовенства, преобразованная в 1732 году в Казанскую духовную семинарию. За время существования новокрещенской конторы (1731-1764 гг.) было крещено 406792 инородца, всего же к началу XIX века в Казанской епархии насчитывалось 575 тысяч крещенных чуваш, мордвы, черемис, татар и вотяков. Частично это объясняется правительственными льготами, которые привлекали иноверцев к крещению. Насильственные же меры, бывшие большей частью частной инициативой отдельных архиереев, приводили к массовым отпадениям от христианства.

С 1744 года казанский архиерейский приказ преобразовался в Казанскую духовную консисторию. По штатам 1764 года Казанская епархия была причислена ко 2-му классу. Штатных монастырей в Казанской епархии стало 11: один – первого класса (Свяжский Успенский мужской монастырь), два – второго класса (Спасо-Преображенский мужской и Казанско-Богородицкий женский), восемь – третьего класса, другие монастыри были оставлены заштатными (то есть существовали без казенных дотаций, только на епархиальные средства). В 1782 году в Казанской епархии насчитывалось 1117 церквей (для сравнения: Московская епархия имела только 814).

Кроме епархиальных архиереев в управлении Казанской епархией участвовали викарные епископы. Первым возникло Свияжское викариатство в 1799 году (но в 1822 году было отменено), затем – Чебоксарское (1853 г.), Чистопольское (1899 г.), Мамадышское (1907 г.). Все викарные епископы проживали в Казани, Чистопольский был ректором академии, Чебоксарский – настоятелем Кизического монастыря, Мамадышский – Спасо-Преображенского, в ведении их находились «инородческие» приходы и миссионерская деятельность.

Важнейшими событиями в жизни Казанской епархии были обретение в 1579 году Чудотворной Казанской иконы Божией Матери, участие казанцев в ополчении Минина и Пожарского по благословению патриарха Ермогена, бывшего Казанского митрополита, и всероссийское прославление Казанской иконы Божией Матери. Именно святителю Ермогену принадлежит заслуга составления описания чудесного обретения Казанской иконы Божией Матери (в чем он сам участвовал) и чудес от этой иконы. Казанская икона Божией Матери была обретена 8 июля 1579 года (при архиепископе Иеремии) десятилетней девочкой Матроной. Новообретенная икона крестным ходом была перенесена в храм священником Николо-Гостинодворской церкви Ермолаем (впоследствии – св. Патриархом Ермогеном), и очень скоро через этот образ были явлены мно-гочисленные чудотворения.

После святителя Ермогена Казанскую кафедру возглавил митрополит Ефрем, пославший в 1612 году ополчению Минина и князя Пожарского список с Казанской иконы Божией Матери. Именно этой иконе впоследствии приписывалось чудесное избавление Москвы от поляков (память этого события совершается в Русской Православной Церкви 22 октября по старому стилю (4 ноября по новому стилю). В 1613 году митрополит Казанский и Свияжский Ефрем венчал на царство избранного Земским собором царя Михаила Федоровича Романова, первого из Дома Романовых; подпись митрополита Ефрема стоит первой под Уложенной грамотой. В 1654 (по другим данным в 1656) году избавлением Казани от эпидемии чумы прославилась Седмиозерная икона Смоленской Божией Матери, в 1660-е гг. Свияжск и Казанский край прославила заступничеством от морового поветрия  икона Грузинской Божией Матери.

В 1723 году была открыта Казанская славяно-латинская школа, преобразованная в 1732 году в Казанскую Духовную Семинарию. В 1731-1764 гг. в епархии действовала Контора новокрещенских дел, занимавшаяся миссионерской деятельностью, благодаря чему в Православие была обращена основная часть чувашей, удмуртов и марийцев, правда, при этом применялись меры явно принудительного характера и приобщение к православной вере часто имело формальный характер, в быту этих народов сохранялись не только пережитки язычества, но и вера в многобожие, жертвоприношения животных и другие языческие обряды. В 1798 году в Казани была открыта Духовная Академия, но первая попытка ее создания не удалась, и в 1818 году она вновь была преобразована в Духовную Семинарию. Вновь Духовная Академия была открыта в 1842 году. Это была четвертая и последняя по счету духовная академия в России. Выпускниками и преподавателями академии были многие многие выдающиеся ученые, среди самых известных – философ Виктор Иванович Несмелов, церковный правовед Илья Степанович Бердников, историк Петр Васильевич Знаменский, ученый-ориенталист, историк, исламовед Гордий Семенович Саблуков.

При архиепископе Григории (Постникове) (1848-1856 гг.) в фонды Казанской Духовной Академии поступает древняя библиотека Соловецкого монастыря, в 1851 году учреждается “Православный Собеседник”, вокруг которого впоследствии сплотилась целая плеяда известных ученых: историки Е.А. Будрин, Ф.А. Курганов, А.А. Царевский, П.А. Юнгеров, Л.И. Писарев, В.А. Керенский, А.П. Щапов, правовед И.С. Бердников, этнографы, ориенталисты и миссионеры Н.Ф. Катанов, М.А. Машанов, Н.И. Ильминский, протоиерей Евфимий Малов, философ В.И. Несмелов и другие. Газеты “Известия по Казанской епархии” существовала с 1867 по 1919 гг., “Церковно-общественная жизнь” – с 1905 по 1917 гг. Расцвету духовного образования способствовало ректорство с 1895 по 1900 гг. епископа Антония (Храповицкого), будущего первоиерарха Русской Православной Церкви за границей. Помимо названных журналов в Казани в разное время издавались: “Миссионерский противомусульманский сборник”, “Миссионерское обозрение”.

Более 80 выпускников Казанской академии стали архиереями. 

Многим из тех, кто закончил Казанскую Духовную Академию в XX веке, архиерейский сан принес не почет и власть, а тяжкие испытания и мученическую смерть за православную веру. Среди канонизированных в 1990-е годы новомучеников и исповедников и последний ректор академии митрополит Анатолий (Грисюк), и выпускники архиепископ Афанасий (Малинин), архиепископ Варсонофий (Лузин), архиепископ Виктор (Островидов), архиепископ Гавриил (Аболымов), архиепископ Герман (Ряшенцев), архиепископ Гурий (Степанов), епископ Иоасаф (Удалов), епископ Иоанн (Поярков), епископ Иов (Рогожин), епископ Ириней (Шульмин), епископ Иувеналий (Масловский), епископ Симеон (Шлеев), епископ Феодор (Поздеевский) и другие.

При архиепископе Амвросии (Протасове) (1816-1826) было открыто Казанское отделение Библейского общества для переводов Священного писания на местные языки. В 1814 году на татарский язык был переведен Новый Завет, а в 1819 году – первая из ветхозаветных книг (Бытие). С 11 апреля 1830 года при архиепископе Филарете (Амфитеатрове) (1828-1836), ставшем впоследствии Киевским митрополитом, была учреждена особая инородческая миссия. В 1847 году при Казанской Духовной Академии открывается переводческий комитет, в 1854 году – три миссионерских отделения. Для поддержки миссионерского образования 4 октября 1867 года было учреждено православное Братство святителя Гурия. Именно в это время развивается деятельность известного миссионера и переводчика, “апостола казанских инородцев” Н.И. Ильминского, трудами которого были открыты Центральная крещено-татарская школа (1864 год) и Казанская учительская семинария (1872 год).

Во второй половине XIX века в Казанской епархии сформировалась и развивалась миссионерская и просветительская система Николая Ивановича Ильминского. Созданное по его инициативе Братство святителя Гурия стало центром переводов Священного Писания и духовной литературы на языки народов России, а Казанская учительская семинария, Центральная крещено-татарская школа сформировали кадры национальной интеллигенции и духовенства чувашей, татар-кряшен, марийцев, удмуртов, мордвы. В «инородческих» приходах стали совершаться богослужения на родных языках прихожан. Все это привело к подлинной христианизации народов Поволжья, преодолению пережитков язычества.

В 1909 году православных в Казанской епархии насчитывалось 1546844 человека, церквей соборных – 18, приходских – 636, домовых – 37, всего с монастырскими храмами – 739. Часовен насчитывалось 336. Духовенства: протоиереев – 33, священников – 770, диаконов – 279, псаломщиков – 770; церковно-приходских попечительств – 609, церковных школ двуклассных – 7, одноклассных – 470, школ грамоты – 225. Всего учащихся церковных школ – 27983. В Казани действовало 5 мужских и 2 женских монастыря. К 1917 году в Казанской епархии насчитывалось: церквей – 794, монастырей – 27, часовен 419, духовенства белого (женатого) – 1554 человека, черного (монашествующих): монахинь – 202, монахов – 1601. Единоверческого духовенства – 26 человек. С мая 1917 по 1918 гг. Казанская консистория преобразуется в епархиальный совет, а затем – в епархиальное управление.

В советское время Казанская епархия, как и вся Русская Православная Церковь, пережила тяжелые времена. Уже в 1918 году были расстреляны более 20 священников. Митрополит Кирилл (Смирнов) только дважды, в 1920 и 1921 гг., смог побывать в Казани, проведя все остальные годы в тюрьмах и ссылках, вплоть до мученической смерти. Мученическую кончину приняли и все остальные архиереи, управлявшие епархией в 1918-1937 гг., кроме архиепископа Афанасия (Малинина). В 1937 епархиальное управление перестало существовать. В 1929 году были закрыты все монастрыри, в том же году начались массовые закрытия церквей и репрессии против духовенства. Всего в 1929-1931 и в 1937-1938 гг. были расстреляны свыше 100 священнослужителей и монашествующих, более 700 осуждены к заключению в лагерях, жертвами репрессий стали многие сотни прихожан, выступавших против закрытия храмов. К 1939 году в Татарской АССР остались только два действующих храма, в Казани и Мензелинске.

В течение 10 лет кафедральным собором была единственная действовавшая в Казани церковь Ярославских чудотворцев (на Арском кладбище). В 1947 году при архиепископе Гермогене (Кожине) кафедральным собором стал Николо-Покровский храм.

С 1944 года началось возрождение церковной жизни, к 1948 на территории Татарстана действовали около 15-20 приходов, было восстановлено и епархиальное управление. Среди послевоенных Казанских иерархов следует особо отметить очень почитавшегося верующими архиепископа Сергия (Королева), бывшего епископа Пражского, вернувшегося в 1950 году из эмиграции и занимавшего Казанскую кафедру в течение двух лет (1950-1952 гг.). Но в первой половине 1960 годов наступление властей на Церковь возобновилось. В 1960 году архиепископ Иов (Кресович) был осужден по надуманному обвинению к трем годам лишения свободы. Количество приходов сократилось до 15 в Татарстане и 8 в Марийской республике.

Другим уважаемым иерархом послевоенного периода стал архиепископ Михаил (Воскресенский) (1960-1975 гг.), известный тем, что вместе с еще шестью иерархами подписал в 1961 году известное письмо архиепископа Гермогена (Голубева) с требованием пересмотра Положения об Управлении Русской Православной Церкви (принятого под давлением светских властей) и проведения церковных реформ. Несмотря на тяжелейшие годы, архиепископ Михаил не допустил закрытия ни одного храма епархии.

С 1975 по 1989 год епархией руководил архиепископ Пантелеимон (Митрюковский). При нем были зарегистрированы три прихода в крупных районных центрах. Появилась возможность проводить реставрационные работы в действующих храмах. К концу 1988 года в епархии действовали по Татарской АССР – 16 приходов, по Марийской АССР – 11 приходов.

В 1988 году на Казанскую кафедру решением Священного Синода был назначен настоятель Никольского кафедрального собора, секретарь епархиального управления архимандрит Анастасий (Меткин). Хиротония его во епископа состоялась в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы 11 декабря 1988 года. 

В Казани до 1989 года действовало три храма, когда епархии был возвращен Петропавловский собор. В 1991 году был передан Раифский монастырь, в 1994 году – Варваринская и Софийская церкви города Казани, в 1996 году – Макарьевский монастырь, Тихвинская церковь, Седмиезерная пустынь, Свияжский Успенский монастырь, Евдокиинская церковь. Подобный же процесс постепенного возвращения некогда насильственно отчужденных храмов наблюдается по всей республике.

В настоящее время в Казанской Епархии совершают служение 307 священников и 57 диаконов. Епархия поделена на 22 благочиннических округа, в которых действует 190 приходов, из них городских – 62, сельских – 128, приписных – 28. В епархии восстановлено 8 монастырей, из которых 6 мужских и 2 женских.

[к оглавлению]