Архиепископ Казанский и Свияжский Лаврентий I

2678
Фото

На кафедре: с 9 февраля 1568 года по 1573 год

Происхождение, мирское имя и биография архиепископа Лаврентия неизвестны. В 1564 году он стал игуменом знаменитого Иосифо-Волоколамского монастыря. Скорее всего, он был пострижеником этого же монастыря, но в многочисленных сохранившихся монастырских документах его имя до игуменства не упоминается.

Уже через четыре года митрополит Московский и всея Руси Филипп (Колычев) рукоположил игумена Лаврентия во архиепископа Казанского и Свияжского. Это произошло за восемь месяцев до низложения знаменитого святителя. Архиепископ Лаврентий был уже третьим по счету Казанским архиепископом и третьим же выходцем из Иосифо-Волоколамского монастыря. Перед отъездом в Казань архиепископ Лаврентий пожертвовал Иосифо-Волоколамскому монастырю Минеи (12 томов), которые представляют значительную художественную ценность, часть хранится в Третьяковской галерее, другая — в Русском музее в Санкт-Петербурге.

В ряде публикаций содержатся утверждения, что владыка Лаврентий очень скоро ушел на покой и вернулся в Иосифо-Волоколамский монастырь. Это не так, 7 октября 1573 года он еще был в Казани[1]. Но вскоре действительно оставил кафедру и уже в феврале 1574 года находился в Иосифо-Волоколамском монастыре.

В описи монастырской библиотеки сохранилась запись: «Лета 7082-го февраля в 21 день дал в Дом Пречистыя Богородицы в Иосифов монастырь Казанский архиепископ Лаврентий книг: Евангелие в десть печатное, поволока камка дымчата, застежки заметные медены, Апостол печатный же в в десть тетр., Псалтирь с следованием в десть, две заставицы обычные, застежки заметные и жуки медны; да Ермолой в полдесть полон, заставицы и строки большие, писано золотом; Иван Дамаскин, писан на золоте, застежки заметные и жуки медены. А все те книги новы, а письмо доброе, принято при хранителе Пафноте Рыкове»[2].

Эти книги, вероятнее всего, сохранились, но не идентифицированы как принадлежавшие архиепископу Лаврентию. Но известны еще две книги, на которых сохранились владельческие записи архиепископа Лаврентия, — Лествица и Служебник, они оказались в монастырской библиотеке уже после смерти архиепископа Лаврентия. Лествица хранится в Государственном историческом музее (Единица хранения 84/144), а Служебник — в Российской государственной библиотеке (Отдел рукописей Ф. 113 № 87).

Архиепископ Лаврентий скончался 13 июля 1574 года и был похоронен в Успенском соборе монастыря, у алтаря, с правой стороны. При перестройке собора в конце XVII века останки были перенесены и сейчас находятся в нижнем храме собора, у западной стены слева от входа.

В монастыре хранилась и Духовная грамота (Завещание) архиепископа Лаврентия, которая, к сожалению, не сохранилась.

Примечание

1. Ермолаев И.П. Казанский край во второй половине XVI — XVII вв. (Хронологический перечень документов). — Казань, 1980. — С. 21.

2. Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. — Л., 1991. — С. 96.

Новости по теме

Ермак и поход «за Казань»: связь с явлением Казанской иконы Божией Матери Ермак и поход «за Казань»: связь с явлением Казанской иконы Божией Матери

Казанская икона Божией Матери – одна из главных святынь в России. Её обретение в 1579 году стало началом новой страницы отечественной летописи, повлекло за собой череду важнейших исторических событий.

Пугачевский бунт — трагическая страница истории Казани Пугачевский бунт — трагическая страница истории Казани

Главное трагическое событие конца XVIII века — поругание святыни разбойниками-пугачевцами. 12 июля 1774 года около 6 часов утра разбойная вольница перешла границу города со стороны Сибирского тракта.

Встреча Казанской и Владимирской икон Божией Матери в ноябре 1612 года Встреча Казанской и Владимирской икон Божией Матери в ноябре 1612 года

1612 год стал переломным моментом в эпохе Смутного времени. В феврале из Нижнего Новгорода в захваченную поляками Москву выступило народное ополчение под началом князя Дмитрия Пожарского.

Казанская икона Божией Матери во главе Нижегородского ополчения 1612 года Казанская икона Божией Матери во главе Нижегородского ополчения 1612 года

В 1579 году в Казани произошло чудесное обретение иконы  Пресвятой Богородицы. Образ Божией Матери промыслительно вошёл в историю России и сыграл  особую роль  в горькие годы Смутного времени.