Покровское, Тюлячи. 250 лет стояния в вере

2771
Фото

10 июля 2022 года, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил великое освящение Покровского храма в селе Тюлячи (Тюлячинский район РТ). В настоящей статье расскажем об истории Покровской церкви районного центра Тюлячи, который в 2021 году отметил 250-летие со дня своего основания.

Материал подготовил иерей Алексей Павлов, настоятель Покровского храма села Тюлячи, преподаватель Казанской православной духовной семинарии. Автор выражает глубокую признательность краеведу Артуру Тумакову за предоставление и уточнение архивных данных необходимых для подготовки настоящей статьи.

Активист инициативного движения по возрождению церкви, староста прихода Петрова Зоя Михайловна

Уставшая и довольная Зоя Михайловна сидела на скамейке недалеко от выхода из храма. Она привыкла уходить последней, чтобы на следующей день возвратиться чуть забрезжит свет, открыть двери храма и зажечь лампадки. Именно с ее именем связано возрождение храма в Тюлячах, и вот уже десятилетие она является бессменным помощником настоятеля Покровской церкви.

— Как ты себя чувствуешь, спросил я у нее, — как тебе служба?

— У меня нет слов. Это был такой праздник, такой праздник!

Несмотря на то, что шла четвертая неделя Великого поста, этот день для верующих в Тюлячах действительно ощущался как праздник. 16 апреля 2021 года возможно впервые за сто лет в храме Покрова Пресвятой Богородицы села Тюлячи служил архиерей.

История Покровского храма берет свое начало в начале XVIII века, когда на средства помещика Афанасия Григорьевича Скрипицына была построена первая деревянная церковь, отчего в архивных документах уже с XVIII века село значится «Покровское, Тюлячи тож»[1].

Каменный храм был построен в 1771 году на средства помещицы госпожи Надежды Михайловны Аристовой. Жители Тюлячей до сегодняшнего дня сохранили предание о том, что Надежда Михайловна построила храм в память о своем супруге, погибшем в боях русско-турецкой войны 1768—1774 годов. Интересно, что во время архитектурной экспертизы, проводившейся в 2019 году, комиссия указала на нестандартные для храмовой архитектуры оконные проемы, характерные скорее для жилого дома. Вполне могло быть и так, что добродетельная вдова не строила храм «с нуля», а отдала свой каменный дом для перестройки его под новую церковь. Конечно, эта версия пока так и остается догадкой.

Покровский храм до революции считался небогатым, но вполне обеспеченным. В архивном фонде Казанской духовной консистории в клировых ведомостях церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Тюлячи Лаишевского уезда Казанской губернии за 1906, 1909 годы значится: «Здание (храма) каменное, с такой же в одной связи с колокольней, крепкое; весь храм теплый; ограда вокруг церкви каменная с деревянной на ней решеткой. Иконостас в главном храме двухъярусный, в пределах одноярусные. Утварью церковь снабжена достаточно. Причт на основании указа Святейшего Синода от 4 марта 1885 года №3 должен состоять из священника и псаломщика, на лицо состояли священник и псаломщик»[2].

Как и до закрытия в советский период, так и на сегодняшний день храм состоит из трех престолов. Главный — в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы (освящен в 1771 году); и два в приделах — с правой стороны — во имя св. Николая Мирликийского (освящен в 1778 году); с левой — во имя иконы Божией Матери «Троеручица» (освящен 1802 году)[3].

В 1870 году в селе Тюлячи приехал человек, сыгравший ключевую роль в становлении духовной жизни села — священник Владимир Сергеевич Арский. Он был переведен в Покровскую церковь села Тюлячи из Христорождественского храма села Изгары Чистопольского уезда — самого первого места своего священнического служения. Горячий поборник народного просвещения, депутат окружного учительского съезда от духовенства в 1865—1867 годах, он первым в 1866 году открыл частную школу в селе Изгары.

Если задуматься, то что стоит за открытием школы? Архивные материалы говорят о том, что очень многое. Это и уговоры местных жителей в необходимости существования школы, а, следовательно, и ее содержания, поиск благодетелей, бесчисленное количество писем в различные инстанции, решение вопросов с размещением учеников и учителей и снова поиск средств на зарплаты и учебные пособия[4]. К слову сказать, все это отец Владимир совмещал еще и с преподаванием Закона Божия. Поэтому, когда в 1870 году священник добился от земства принятия школы в свое ведомство[5], он, несомненно выдохнул, но как оказалось ненадолго.

По приезде в Тюлячи, отец Владимир обнаружил, что и на новом месте служения также необходимо создание учебного заведения. И спустя три года земская школа в Тюлячах была открыта. С 1873 и вплоть до 1880-х годов она размещалась в наемной избе. А затем на средства приходского попечительства (то есть стараниями священника Владимира Арского) и пожертвования арской мещанки Екатерины Чумаковой[6] для нее было выстроено специальное здание с двумя классными комнатами и квартирой учительницы.

В первые годы в новооткрытой школе все занятия вел сам священник Владимир Арский, получая от земства скромное пособие.

В 1879 году в школу была назначена специальная учительница — Людмила Павловна Павлова (в замужестве Ветошина), окончившая Казанскую земскую школу для образования народных учительниц и проработавшая в тюлячинской школе до ноября 1884 года.

Отец Владимир Арский также оставался в школе законоучителем до августа 1884 года[7].

В 1883 гдоу в помощь учительнице была назначена Лидия Александровна Астафьева, закончившая Чистопольскую гимназию. Она проработала в Тюлячинской земской школе больше десяти лет вместе с Юлией Александровной Филимоновой, которая закончила Казанскую Ксениинскую гимназию и сменила Людмилу Павловну Ветошину.

В 1908—1909 годы в школе обучалось 34 мальчика и 8 девочек. Учительницей состояла вдова священника Мария Ивановна Меркурьева, помощником учительницы — сын священника Иван Семенович Жемчужников. Законоучителем священник Сергей Софотеров.

Еще один факт, связанный с деятельностью и служением священника Владимира Арского, это ведение дела по перестройке деревянной церкви во имя Нерукотворного образа Спасителя на каменном фундаменте в селе Ачи от 19 марта 1876 года, а через несколько лет, 30 июня 1880 года, Владимир Арский принял участие в торжестве освящения обновленного храма в селе Ачи. Наличие этого проекта в архивных фондах, относящихся к истории Покровской церкви, говорит о том, что Ачинский храм являлся приписным к Покровской церкви села Тюлячи, что подтверждается и архивными данными за 1870-ые годы.

Вообще, к началу XX века приход обладал довольно обширными владениями — около 30 гектаров пахотной и 3 гектара луговой земли. Кроме земли Покровской церкви принадлежали 18 зданий (церковно-причтовый дом, деревянная погребница, сарай деревянный, соединенные воедино деревянная конюшня и скотная изба, два деревянных хлева, две деревянных конюшни, два деревянных навеса, два деревянных каретника, два деревянных амбара, деревянный одноэтажный дом, деревянная церковная сторожка).

Коренным образом ситуация изменилось после революции. Начиная с 1929 году под лозунгами коллективизации и антирелигиозной борьбы в стране советов началось мощное движение по уничтожению храмов. Согласно архивным данным, дело о закрытии тюлячинской церкви датировано маем-июнем 1939 года[8].

Ранним утром к стенам церкви стали съезжаться трактора, пригнанные с комбината. О том, что «аварийный» храм будут «перестраивать» в селе знали заранее. Уже месяц как представитель обкома ходил по домам, агитируя «товарищей» отнестись к этому спокойно и, как говорится, без лишнего шума.

Кто-то поддался на уговоры сразу, кого-то удалось соблазнить «теплым местом» на фабрике, многих сломали угрозами физических и моральных последствий. Однако с бабушками и дедушками, которым кроме Бога и Церкви терять было нечего, у представителей обкома разговор не клеился. Эти «темные и дремучие» люди каждую ночь несли вахту возле храма. И когда свет тракторных фар только мелькнул в конце села, тревожный набат пробил предрассветную тишину.

Техника приблизилась к храму и замерла. Возле святыни сцепившись уже стояли местные жители. Людей оттаскивали несколько раз, но верующие вновь прорывались к родной церкви и ложились под гусеницы...

Купол храма стаскивали тросами, после чего взялись за колокольню. «Аварийная» колокольня поддалась не сразу, здание стояло крепко. Несколько смельчаков поднялись на самый верх и стали снимать колокол. Большой колокол ухнул с высоты и врезался в землю. Этот звон еще несколько дней гулом стоял в ушах у местных жителей. Говорят, этот последний удар был слышен на несколько километров вокруг, а осколки Покровского благовеста находили на протяжении многих последующих лет как страшное напоминание…

В разные годы в здании тюлячинской церкви размещались инфекционное отделение районной больницы, общежитие и хлебопекарня. История восстановления храма началась с 2000-ых годов, когда инициативной группой верующих Тюлячинского района было составлено письмо на имя Президента Республики Татарстан Минтимера Шариповича Шаймиева с просьбой о возвращении храма. Также письмо с просьбой о передаче здания бывшей пекарни Церкви поступило из Казанского епархиального управления. Бюрократическая тишина на эти обращения провисела вплоть до 2004 года.

4 апреля 2004 года в Тюлячинском Совете Самоуправления состоялся сход граждан православного вероисповедания, на котором было принято решение ходатайствовать перед правлением Татсоюза (на тот период собственником здания) о возвращении церкви православной общине села Тюлячи.

Однако последней «точкой над i» в деле о передаче храма стала громкая статья казанской журналистки Марины Юдкевич[9].

«Уважаемый Минтимер Шарипович! Я к вам обращаюсь по просьбе тюлячинцев. Тюлячинцы и сами к вам обращались по этому вопросу — 972 человека: столько подписей приложено к письму жителей Тюлячинского района своему президенту. Я думаю, что вы, как и я, сочтете это количество достаточно серьезным. Но мне хотелось бы, чтобы вы обратили внимание не на количество подписей, а на то, чего ищут все эти люди», — начала свое обращение Марина Юдкевич.

И внимание действительно обратили. 9 мая 2004 года, спустя четыре дня после выхода статьи, верующие села Покровского (Тюлячи тож.) обрели свой храм.

Ярким солнечным днем 9 мая 2004 года Зоя Петрова стояла впереди всех собравшихся перед храмом. Ее отец воевал, дошел до Берлина и в 1947 году вернулся домой. День Победы всегда был особенным днем в их семье. Однако сегодняшнее ликование было не только радостью за отца и за Родину, сегодня ее сердце восторженно колотилось от мысли, что церковь отвоевали.

«У нас получилось, мы смогли, мы вернули…», — думала про себя Зоя. Тем временем, тяжелая дверь скрипнула и поддалась.

Солнце пробивалось сквозь мутные окна внутрь храма, лучи падали на черные от копоти стены и потертые лики святых. В сгнивших рамах ползали еще сонные весенние мухи. Стена в пределе «Троеручицы» была выбита, с крыши прямо на пол падала весенняя капель. И всюду страшная разруха.

Но все это ничего, главное, что храм наш!

Усилиями местных жителей и при финансовой поддержке администрации района крышу отремонтировали очень быстро. Жизнь на приходе закипела — каждую субботу верующие приходили в храм, чистили кирпичи, выгребали мусор, отмывали потолок и стены, разбирали оставшейся со времен пекарни печи.

А в один прекрасный день начальник пожарной части Анатолий Лапин привез в храм родной старинный колокол, единственный переживший тот роковой день разрушения колокольни.

Первым настоятелем храма стал протоиерей Сергий Степанов, активно отстаивавший право верующих молиться в историческом здании церкви. Затем в разные годы храм являлся приписным, и духовным окормлением прихожан занимались священнослужители из ближайших населенных пунктов.

В 2008 году на приход указом архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия (Меткина) был назначен настоятель. Им стал выпускник Казанской духовной семинарии иерей Дмитрий Веретнов, прослуживший на приходе до 2010 года.

В 2010 году настоятелем храма был назначен иерей Артемий Терло.

В мае 2011 года в храме начались активные восстановительные работы. С 2012—2015 годов над историческим остовом храма был возведен каменный второй ярус со световым барабаном, а также на историческом основании первого этажа колокольни выстроены еще три яруса, организованы хоры, с южной и северной стороны к колокольне пристроены современные прямоугольные помещения.

В 2015 году при финансовой поддержке министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Ленара Ринатовича Сафина были проведены серьезные работы по отделке наружных стен и обустройстве прихрамовой территории. Именно в этот период храм во многом обрел тот внешний вид, который можно видеть и сегодня.

В 2018 года указом митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (Ашуркова) настоятелем храма был назначен священник Алексей Павлов.

С 2018 года и по сегодняшний день на средства благотворителя Олега Геннадьевича Данилова в храме ведутся масштабные восстановительные работы.

15 апреля 2021 года, накануне приезда владыки Кирилла в центральном пределе были разобраны строительные леса. Мы стояли как завороженные и смотрели на открывшийся иконостас и на побеленные величественные стены. Отмывать храм мы закончили около полуночи, и Зоя Михайловна часто вспоминала, как десять лет назад все также объединились вокруг церкви — мыли и чистили. Она вспоминала как радовались службам бабушки и дедушки, те самые, которым кроме Бога и Церкви нечего ни терять, ни приобретать.

А на Христову Пасху 2021 года мы много говорили о том, что искренняя вера побеждает все, что Церковь стоит в этой вере вопреки всем ветрам, и о том, что храм в Тюлячах тоже выстоял и снова оживает.

17 сентября 2019 года приказом Комитета по охране объектов культурного наследия Республики Татарстан Покровский храм села Тюлячи был внесен в перечень выявленных памятников истории и культуры.

В 2021 году Покровскому храму исполнилось 250 лет. В этот год мы молились о том, чтобы еще не одно десятилетие наш приход отмечал памятные даты, а приходская жизнь, согретая любовью людей, сияла на сотни километров вокруг...


[1] В случае, если населенное место имело храм, то в документах указывалось двойное название — название церкви и название села с припиской «тож», что скорее всего значило «одно и тоже».

[2] ГА РТ. Ф.4. Оп.141. Д.25Б. Л.877-878.

[3] ГА РТ. Ф.7. Оп.59. Д.3. Л.186об.

[4]Краткое историко-статистическое описание школ церковно-приходских и грамоты г. Казани и Казанскаго уезда. Ивановская церковно-приходская школа // Известия по Казанской епархии № 17 за 1900 г. С. 745-751. URL: https://forum.vgd.ru/post/232/45713/p2588972.htm (дата обращения: 19.11.2021).

[5] Представление Его Высокопреосвященству, чистопольского уезда, села Изгара священника Владимира Арского, церковного старосты крестьянина Стефана Васильева и волостного старшины крестьянина Николая Афанасьева. URL:https://sheshminec.ucoz.net/publ/cerkvi_chistopolskogo_uezda_kazanskoj_gubernii/selo_izgary/selo_izgary/134-1-0-55 (дата обращения: 19.11.2021)

[6] Хамитбаева Н., Багаутдинова Х. Численность и занятость населения города Арска в конце XIX — начале ХХ в. // Гасырлар авазы — Эхо веков. 2016. №3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chislennost-i-zanyatost-naseleniya-goroda-arska-v-kontse-xix-nachale-hh-v (дата обращения: 19.11.2021).

[7] В августе 1884 года священник Владимир Арский по собственному прошению был перемещен священником в село Кулаево. С сентября 1884 года по 1890 год занимал должность законоучителя земской школы с. Кулаево. В 1888 году был награжден 25 рублями из средств министерства народного образования за успехи по преподаванию Закона Божия в селе Кулаево (Из архивной справки Госархива РТ №167 о священнослужителях Спасской церкви с. Кулаево Республика Татарстан).

[8] Само здание на основании протокола общего собрания граждан от 16 мая 1939 года было передано под предполагаемое размещение в его стенах сельской школы. ГА РТ. Ф.Р-3610. Оп.5. Д.3. Л.4-21.

[9] Вечерняя Казань № 70 (2800) 5 мая 2004 URL: http://old.evening-kazan.ru/article.asp?from=number&num_dt=05.05.2004&id=14840 (дата обращения: 19.11.2021)

Новости по теме

Встреча Казанской и Владимирской икон Божией Матери в ноябре 1612 года
Публикации 16 июля 2024
Встреча Казанской и Владимирской икон Божией Матери в ноябре 1612 года

1612 год стал переломным моментом в эпохе Смутного времени. В феврале из Нижнего Новгорода в захваченную поляками Москву выступило народное ополчение под началом князя Дмитрия Пожарского.

Казанская икона Божией Матери во главе Нижегородского ополчения 1612 года
Публикации 15 июля 2024
Казанская икона Божией Матери во главе Нижегородского ополчения 1612 года

В 1579 году в Казани произошло чудесное обретение иконы  Пресвятой Богородицы. Образ Божией Матери промыслительно вошёл в историю России и сыграл  особую роль  в горькие годы Смутного времени.

Святитель Ермоген и его «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани»
Публикации 10 июля 2024
Святитель Ермоген и его «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани»

Чудотворную икону Божией Матери, обретённую в Казани в 1579 году, одним из первых держал в руках казанский священник Ермолай. Именно так звали до принятия монашеского пострига будущего святителя Ермогена, патриарха Московского и всея Руси.

История обретения Казанской иконы Божией Матери. Даниил Онучин и отроковица Матрона
Публикации 9 июля 2024
История обретения Казанской иконы Божией Матери. Даниил Онучин и отроковица Матрона

В июле 1579 года в Казани случился страшный пожар. Многие жители города лишись крыши над головой. Как только стихию удалось победить, казанцы стали отстраиваться заново. Поставить дом – дело нескорое, а нужно было успеть до зимы.