Публикации

Проповедь митрополита Феофана в четверг первой седмицы Великого поста в Духосошественском храме Казани

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
митрополит ФЕОФАН
Проповедь митрополита Феофана в четверг первой седмицы Великого поста в Духосошественском храме Казани


Митрополит Феофан: Если душа очищается, то человек лучше видит свои грехи


14 марта 2019 года, в четверг первой седмицы Великого поста, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил великое повечерие с чтением четвертой части Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в храме Сошествия Святого Духа города Казани. По окончании вечернего богослужения архипастырь обратился к молящимся со словом.

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

На протяжении всего Великого поста мы часто повторяем слова молитвы святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыка живота моего! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми».

О каком целомудрии идет речь? Что заключается в этих словах, когда испрашивается не просто целомудрие, а именно его дух? Когда мы слышим это слово, то как правило думаем о телесной чистоте. Конечно, важно хранить телесное целомудрие. Но не сможет сохраниться целомудрие телесное, если не будет целомудрия души, ума и помыслов. Нередко при внешнем целомудрии человек бывает внутренне развращенным. Чистота внешняя есть, а душа — падшая. Часто, не имея физической возможности нарушать целомудрие, мы совершаем пакостное деяние мысленно. И тогда, как только сложатся внешние обстоятельства, человек впадает в грех.

А что такое целомудрие? Только ли физическое сохранение девства? Женатые люди — целомудрены, если сохраняют супружескую верность. Дух целомудрия заключается в целостности нашего состояния. Отступление от веры при внешней целомудренности — это также блудодеяние, возможно, еще более тяжкое и трудноисправимое, чем физическое. Часто ум наш соблазняется на различные блудные помыслы — даже не физического, а духовного характера. Мы блудодействуем, когда красотами внешнего мира подменяем Божественные заповеди. Назову самое конкретное: идет Великий пост, а тут — день рождения у кого-то из близких, или долгожданный концерт, или корпоративный праздник. Как быть? Сохранить верность Богу или пойти по пути, который предлагает мир? Бог говорит: «Сыне, дай Мне твое сердце – а Я отдам тебе всего Себя» (см. Прит. 23:26). Он требует всего человека, в целостности.

Человек постепенно стяжает дух целомудрия, целостно служа Богу, и затем — другую добродетель, о которой просит Ефрем Сирин, смиренномудрие. На высоте целомудрия невозможно удержаться, если не будет смирения, осознания себя пред Богом не праведником, но грешником. Чем чище вода, тем глубже в ней видно. Так и душа: если она очищается, то человек лучше видит свои грехи. Никогда святые не хвалились своею праведностью, потому что со святостью приходит и чувство своего недостоинства.

Мы не должны кичиться своей «праведностью», ибо праведен один только Господь. Все мы — мытари недостойные. Но кающийся мытарь получил прощение, потому что не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лк. 18:13). В дни Великого поста, когда мы трудимся, ходим в храм, стараемся ограничивать себя и жить по-христиански, очень важно избегать гордыни своими внешними подвигами.

Когда же Господь посеет в душе понимание нашего недостоинства, мы начинаем постепенно смиряться. Дальше следует терпение и любовь, которые испрашивает святой Ефрем. Мы постимся, молимся и ждем внешней награды. Но не так бывает. Необходимо терпение. Господь тяжелейшими испытаниями проверял Иова на верность и слышал от него: да будет имя Господне благословенно! (Иов. 1:21). Это — образец твердости духа, терпения, смирения и веры. Неслучайно об Иове говорится в Великом каноне.

Дорогие мои! Когда мы читаем эту молитву, то должны точно понимать, куда нам идти — к Богу. Аминь.

Теги:
Великий пост
молитва Ефрема Сирина
целомудрие
смирение
митрополит Феофан
слово митрополита Феофана

Все публикации