Коррупция — нравственный порок. Как его лечит Церковь?

5113
Фото

4 декабря 2018 года в Автономной некоммерческой организации высшего образования «Академия социального образования» состоялся II Совет молодежных общественных организаций и объединений Республики Татарстан в сфере противодействия коррупции. В ходе живой дискуссии экспертов с лидерами молодежных организаций и объединений обсуждались вопросы противодействия коррупции и эффективным способам ее предупреждения.

В числе экспертов с докладом на тему «Коррупция — нравственный порок. Как его лечит Церковь?» выступал преподаватель кафедры церковно-практических дисциплин Казанской православной духовной семинарии диакон Никита Кузнецов.

Доклад посвящен религиозному осмыслению коррупции как нравственного порока с точки зрения христианской нравственности. В статье приводятся выдержки из Священного Писания и Предания, осуждающие коррупцию, приведены высказывания современных церковных деятелей. Также статья содержит примеры деятельности Русской Православной Церкви, направленные на помощь государству и обществу в борьбе с коррупцией.

О коррупции мы слышим часто и на каждом шагу. Редкий день выдастся, когда в ленте новостей мы не увидим очередного задержания по коррупционному делу или статистических данных, говорящих о победе или проигрыше в противодействии ей. Трудно найти отчет какого-либо государственного органа о своей деятельности, в котором бы не говорилось о борьбе с коррупцией. Ежедневно мы слышим и от своих знакомых, коллег по службе и работе, что пришлось дать этому чиновнику, обратиться и поблагодарить знакомых за устройство ребенка в детский сад или школу, договорится с преподавателем, чтобы он наконец-то поставил этот зачет или экзамен, не сдав который можно было бы распрощаться со своей зачетной книжкой, без надежды получить в обмен на нее заветный диплом…

Чем же является коррупция по своей сути? В дословном переводе с латинского языка это означает следующее: повреждать, расточать, истреблять, обольщать, позорить, бесчестить [5, с. 241]. Коррупция (мздоимство на церковнославянском) [8] может повредить и истребить любую ценность в глазах человека: право и справедливость, образование и просвещенность, любовь и нравственность. Все, над чем человек призван трудиться всю свою жизнь, может быть куплено. Однако это сопряжено с позором и бесчестью, особенно они проявятся в тот момент, когда такой непостоянный источник собственного величия, как деньги, прекращает существовать.

Церковь, как безусловный нравственный ориентир для миллионов наших граждан, уже не одно тысячелетие говорит о пагубности коррупции. Прежде всего Церковь учит говорить о ней, как о нравственном пороке. Чтобы не быть голословными, приведем лишь некоторые цитаты из Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, Священного Предания, высказывания современных церковных лидеров о данном явлении. Также приведем примеры того, как Церковь трудится над искоренением и излечением этого недуга.

Священное Писание прямо говорит не только о пагубности взяточничества, но и нелицеприятно описывает те последствия, которые настигнут не только коррупционеров, но и их страну и народ, к которому они принадлежат. Книга Второзаконие гласит: «Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают <извращают> дело правых (Втор. 16:19)». О слепоте, которая настигает как того, кто взятки берет, так и того, кто взятки дает, Писание говорит неоднократно. В частности в книге Исход также говорится о том, что «дары слепыми делают зрячих» (Исх. 23:8). Действительно, коррупция затуманивает людям глаза — она заставляет не видеть зло, обман и беззаконие там, где это действительно присутствует. Один из ветхозаветных пророков — пророк Михей — говорит: «Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело» (Мих. 7:3). Но это не простая констатация факта. Далее он указывает на плоды данного злодеяния: «А земля та будет пустынею за вину жителей ее, за плоды деяний их» (Мих. 7:13). Однако, верующий человек всегда держит в уме следующее: «Итак, да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства» (2 Пар. 19:7).

Новый Завет уже рассматривает проблему коррупции глубже. Когда в Евангелии речь идет о взяточниках, то их называют словом «мытарь». Мытарями были, как правило, сборщики налогов. Репутация у них была крайне низкой из-за их повсеместной нечестности и продажности. Когда в Евангелии от Матфея говорится о том, как нужно обращаться с человеком, который согрешил против тебя, мытарем называется человек, который не послушал ни твоего увещевания, ни всей церковной общины: «а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17). В этом случае мытарь — это тот, кого изгнали из церковной общины, который сам себя отстранил от людей своими проступками. Не это ли происходит и с коррупционерами?

В Евангелии от Марка говорится о том, откуда берется этот грех: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк. 7:21—23). Желание наживы — это пагубное стремление нашего сердца, нашей души. Соответственно, проблема коррупции лежит, в первую очередь, в нравственной плоскости. Никакие внешние ограничения или наоборот поощрения не смогут изменить человеческое сердце, пока человек сам не захочет исправиться.

Дает Священное Писание и примеры исправления взяточников. Например, один из ближайших учеников Спасителя, автор одного из четырех Евангелий, апостол и евангелист Матфей, был тем самым мытарем, которого так ненавидели простые люди: «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним» (Мф. 9:9). Он услышал проповедь Христа и оставил свое пагубное дело.

Наряду со Священным Писанием Церковь в качестве источника своего вероучения имеет и Священное Предание, в которое входит святоотеческая письменность. Все Святые Отцы единодушно осуждали взяточничество и прежде всего делали акцент на его причинах и последствиях. Например, Преподобный Иоанн Пророк (подвижник VI века) писал о том, что в решении каких-то проблем на взятки рассчитывать бесполезно. Это будет не решение проблемы, а лишь некая отсрочка: «не покупайте заступления смертного и тленного человека, потому что сегодня он существует, а завтра нет его» [15]. Святитель Феофан Затворник (наш соотечественник, святой и духовный писатель XIX века) предупреждает о зависимости от того, к чему мы пристрастились. Для взяточника деньги — это его бог, который им управляет: «Чье сердце пристрастилось ко греху, для того он Бог. Посему для чревоугодника чрево — Бог (Флп. 3:19), для лихоимца — деньги (Кол. 3:5)» [11]. Его современник, Святитель Игнатий Брянчанинов, указывает на то, что земное благополучие мало связано с деньгами: «Пагубна страсть лихоимства <…> Господь, чтоб поразить страсть лихоимства в самом ее начале <…> показывает, что продолжительность земной жизни с ее превратностями нисколько не находится в связи с накопленным излишним имуществом. Продолжительность земной жизни и благополучие ее истекают не от многого имущества, они истекают от благословения Божия» [14]. Он же предупреждает о том, насколько далеко можно зайти коррумпированному чиновнику: «Когда лихоимство обратится в страсть, тогда оно позволяет себе все насилия, все угнетения ближнего. В помощь страсти лихоимства приходит страсть лукавства и лицемерства. Из совокупления их является расположение к придирчивости, привязывающейся под предлогом неупустительного исполнения законов ко всем мелочам, изобретающей виновность для невинных, усиливающейся придать таким поведением вид справедливости бесчеловечным притеснениям и жестокостям, совершаемым над ближними» [14]. Одно из подтверждений тому, что коррупция — это зло, состоит в том, что делается она втайне: «Люди, желая сделать беззаконие, ищут сокровенных мест: <…> лихоимцы и мздоимцы берут мзду тайно; лукавцы, хитрецы, льстецы, лицемеры и злобные внутри себя скрывают зло свое; и все дела темные соделывают делатели их во тьме, как сыны тьмы» [14].

Святитель Василий Великий (святой и церковный писатель IV века) говорит о том, что коррумпированный чиновник на самом деле очень слаб, хотя хочет показать обратное: «Не делай насилий по той причине, что властвуешь; не лихоимствуй, потому что силен; напротив того, поелику есть у тебя преимущества власти, то покажи права справедливости. Не в том, чего не силен ты сделать, можешь представить доказательство послушания и страха пред Богом, но в том, в чем имеешь силу преступить, и не преступаешь» [13]. Одно из канонических правил указывает на необходимость возмещения причиненного ущерба коррупционером путем помощи нуждающимся: «Вземлющий лихву, аще восхощет неправедную корысть истощити на нищих, и впредь от недуга любостяжания свободен быти» [13].

Русская Православная Церковь сегодня свидетельствует о всех вышеприведенных христианских заповедях на самых разных уровнях. На уровне Содружества Независимых Государств существует Межрелигиозный совет, который в 2011 году принял документ, в котором главы и представители христианских, мусульманских, иудейских и буддийских общин стран СНГ, в частности, напомнили о необходимости связи между нравственностью и политикой: «Многие привыкли считать, что политика и духовность — это диаметрально противоположные вещи. Действительно, редким исключением сегодня являются политики, считающие важным соблюдение этических норм и традиций. К сожалению, безнравственность политиков порождает такие страшные явления, как коррупция и халатность» [3]. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл постоянно затрагивает эту болезненную тему. В одном из своих приветственных слов, которое он произнес в присутствии Президента РФ, членов правительства и других высокопоставленных чиновников Его Святейшество затронул тему нравственного состояния российского общества, высокий уровень которого является важнейшей составляющей в деле преодоления коррупции: «Ну, а разве для государства безразлично нравственное состояние граждан? Разве может быть законопослушным безнравственное общество? Разве можно справиться с коррупцией и криминалом вне нравственности? Самая совершенная юридическая система не будет работать, самые мощные правоохранительные органы не смогут уберечь общество от самораспада, если будет распадаться человеческая личность» [12].

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Иларион (Алфеев) в Счетной Палате Российской Федерации акцентировал внимание на катастрофических последствиях коррупции: «Финал болезни известен — деградация, распад и гибель государства. Величайшие империи, казавшиеся непоколебимыми столпами стабильности и прогресса своей эпохи, разъедаемые червоточиной коррупции, рассыпались в прах и оставляли под своими обломками и праведных, и неправедных, и коррупционеров, и их сограждан, страдавших от коррупции» [2]. Стоит вспомнить печальный пример Византии, культурными наследниками которой в целом мы являемся.

Причина этого нравственного порока проявляется также в том, что в мире активно насаждается агрессивный секуляризм, выхолащивается всякое религиозное знание, которое является нравственным фундаментом для любого общества. Владыка Иларион по этому поводу замечает, что «Нравственный вакуум не может существовать долго, и духовно-инертное общество создать не удастся, поскольку там, где размываются понятия добра и зла, где сознательно разрушается система ценностных ориентиров, её место занимают анти-ценности, приходит релятивизм и нигилизм со всеми вытекающими последствиями» [2]. Наш правящий архиерей, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, так же прямо говорит о том, что «Коррупция — ни что иное, как испорченное, греховное состояние человеческой природы» [4].

Известный московский священник, протоиерей Дмитрий Смирнов, в коррупции видит три причины: «безбожие, бессовестность и невоспитанность. Совесть — это голос Божий в человеке, такое религиозное шестое чувство. Оно присуще всем людям, но в результате особого антивоспитания люди приходят к тому, что совесть практически перестает действовать, атрофируется» [9].

Церковь не стоит в стороне от проблем общества, к которому принадлежат ее верующие люди. Как заметил Святейший Патриарх Кирилл, дело Церкви — «работать с человеческими душами, потому что одних только властных рычагов в преодолении коррупции явно недостаточно» [16].

При каждой епархии существуют отделы по взаимодействию с вооруженными силами, правоохранительными органами, органами государственной власти и муниципалитетами. В их рамках ведется постоянная работа по борьбе с коррупцией, проводятся встречи со служащими, хорошо зарекомендовала себя практика освящения знамен и символов того или иного органа государственной власти. Со многими государственными органами подписываются соглашения о сотрудничестве, в котором отдельно прописываются меры по борьбе с коррупцией. В частности такой договор был подписан со Счетной палатой Российской Федерации. Согласно документу, обе стороны будут заботиться о сохранении нравственности в обществе, противодействовать коррупции, экстремизму, духовной экспансии, участвовать в восстановлении и развитии исторического и культурного наследия, проводить просветительские акции, вести диалог в законодательной сфере. [16]

Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами «призывает священнослужителей и всех православных верующих обращать внимание на факты коррупционных проявлений в общественной и профессиональной деятельности и принимать необходимые меры по противодействию коррупции. В пастырских проповедях и беседах следует обращать особое внимание на недопустимость взяточничества и лихоимства в служебной деятельности и повседневной жизни.

<…> При этом, как учит практика духовного делания, начинать следует с себя» [6]. Также Русская Православная Церковь в качестве своей правозащитной деятельности особо выделяет противодействие вовлечению людей в коррупцию и другие виды преступности [7].

Но помимо всех внешних форм взаимодействия Церковь еще и несет свое каждодневное и невидимое для широкой общественности служение. Ежедневно священнослужители работают с конкретными людьми. Они их увещевают, наставляют, говорят в проповедях о пагубности коррупции. Многие и многие люди получая духовную поддержку начинают верить в возможность исправления ситуации и в первую очередь начинают с себя. Ведь, по мнению протоиерея Александра Шестака, главы вышеуказанного синодального отдела, «если мы не включим совесть в систему предупреждения коррупции, то все наши усилия, в том числе и в законотворческой сфере, будут тщетны» [10].

Список литературы

1. Библия

2. Духовность и нравственный контроль как противодействие коррупции [Электронный ресурс] // Православие.ру. — URL: http://www.pravoslavie.ru/50582.html#_ednref7. — Дата обращения — 30.11.2018

3. Итоговый документ заседания Межрелигиозного совета стран СНГ [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московской Патриархии. — URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1787369.html. — Дата обращения — 30.11.2018

4. Как победить коррупцию? [Электронный ресурс] // Официальный сайт Симбирской Митрополии. — URL: http://site7.e-web.ru/newses/news/?ID=7968. — Дата обращения — 30.11.2018

5. Латинско-русский словарь. — репринтное воспроизведение издания 1914 г./ сост. О.Петрученко. — М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2001. — 816 с.

6. Обращение председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами [Электронный ресурс] // Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами. — URL: http://pobeda.ru/obrashhenie-predsedatelya-sinodalnogo-otdela-po-vzaimodeystviyu-s-vooruzhennyimi-silami-i-pravoohranitelnyimi-organami.html. — Дата обращения — 30.11.2018

7. Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московской Патриархии. — URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/428616. — Дата обращения — 30.11.2018

8. Полный церковно-славянский словарь [Электронный ресурс] // orthodic.org. — URL: http://www.orthodic.org/cs/М/6. — Дата обращения — 30.11.2018

9. Протоиерей Димитрий Смирнов о коррупции: система установлена самим государством [Электронный ресурс] // Нескучный Сад: журнал о православной жизни. — URL: http://www.nsad.ru/articles/protoierej-dimitrij-smirnov-o-korrupcii-sistema-ustanovlena-samim-gosudarstvom. — Дата обращения — 30.11.2018

10. Протоиерей Александр Шестак. Духовно-нравственные аспекты предупреждения коррупции [Электронный ресурс] // Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами. — URL: http://pobeda.ru/protoierey-aleksandr-shestak-duhovno-nravstvennyie-aspektyi-preduprezhdeniya-korruptsii.html. — Дата обращения — 30.11.2018

11. Святитель Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения [Электронный ресурс] // Азбука веры. — URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/nachertanie-hristianskogo-nravouchenija/2#h415. — Дата обращения — 30.11.2018

12. Святейший Патриарх Кирилл: Нужно ясно понимать, что Церковь — это народ [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московской Патриархии. — URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1668526.html. — Дата обращения — 30.11.2018

13. Святые Отцы о лихоимстве (коррупции). Часть 1 [Электронный ресурс] // Православие.ру. — URL: http://www.pravoslavie.ru/95155.html. — Дата обращения — 30.11.2018

14. Святые Отцы о лихоимстве (коррупции). Часть 2 [Электронный ресурс] // Православие.ру. — URL: http://www.pravoslavie.ru/95156.html. — Дата обращения — 30.11.2018

15. Симфония по творениям преподобных Варсанофия Великого и Иоанна [Электронный ресурс] // Азбука веры. — URL: https://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ioann/simfonija-po-tvorenijam-prepodobnyh-varsanufija-velikogo-i-ioanna/10. — Дата обращения — 30.11.2018

16. Церковь поможет государству в борьбе с коррупцией [Электронный ресурс] // Журнал «Фома». — URL: https://foma.ru/tserkov-pomozhet-gosudarstvu-v-borbe-s-korruptsiey.html. — Дата обращения — 30.11.2018

Новости по теме

В Церкви отметили важность того, что государство демонстрирует приверженность традиционной нравственности В Церкви отметили важность того, что государство демонстрирует приверженность традиционной нравственности

Приверженность государства традиционным взглядам на нравственность и понятие семьи является чрезвычайно важным, а в современной ситуации — смелым и мужественным, об этом сказал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Страшные болезни современности
Публикации 2 февраля 2022
Страшные болезни современности

Сегодня, глядя на молодое поколение, мы имеем полное право схватиться за голову. Многие, еще не достигнув семнадцати-восемнадцати, слетают со всех катушек, каких только можно.

Митрополит Феофан выступил на Всероссийском молодёжном антикоррупционном форуме в Казани Митрополит Феофан выступил на Всероссийском молодёжном антикоррупционном форуме в Казани

12 марта в Институте экономики управления и финансов в Казани открылся I Всероссийский молодёжный антикоррупционный форум «PROкоррупцию ПРОсто». Почетным гостем мероприятия стал митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.

Глава Татарстанской митрополии выступил на круглом столе, посвященном патриотическому воспитанию в вузах Глава Татарстанской митрополии выступил на круглом столе, посвященном патриотическому воспитанию в вузах

12 декабря в Казанском юридическом институте Университета прокуратуры РФ состоялся круглый стол «Духовно-патриотическое воспитание и наставничество в системе высшего образования: аспекты межкультурных и межконфессиональных коммуникаций».