Молодежь: свобода и ответственность

3534
Фото


Выступление митрополита Феофана на пленарном заседании региональных Рождественских чтений

1 декабря 2018 года в Национальном культурном центре «Казань» столицы Татарстана состоялось пленарное заседание регионального этапа XXVII Международных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме «Молодежь: свобода и ответственность». Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан обратился к собравшимся с приветственным словом.

Дорогой владыка Мефодий! Уважаемый президиум! Дорогие отцы, братья и сестры!

Выступавшие передо мной озвучили много важных и актуальных вопросов. И я хотел бы поделиться с вами мыслями по теме нашего сегодняшнего съезда.

«Веселись, юноша, в юности твоей…» — эти слова Екклезиаста давно взяли на вооружение современные эпикурейцы, забывая о том, что они заканчиваются грустным предупреждением пророка «и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Еккл. 11:9).

Древним была ведома эта катастрофическая скоротечность жизни, о которой забывает современный человек, живущий внутри общества потребления, где можно выгодно купить не только квартиру или автомобиль, но и долгую жизнь. Но никто из нас не способен купить бессмертие. Это значит, что все нравственные законы, открытые нашими предками и данные нам Богом, действуют с такой же непреложностью, как закон тяготения.

Бывали эпохи, когда обществом управляли синклиты заслуженных пожилых людей, когда старость занимала тот пьедестал, который отведён ей традицией и верой. Это характерная черта традиционного патриархального общества. И кому как ни людям исламской культуры, которые издревле отличаются почтением к старшим, знать об этом. Вы скажете, у нас Рождественские чтения проходят, при чём здесь исламская культура? Я подчеркнул эту черту мусульман намеренно, чтобы отметить наше стремление понимать и уважать культуру и традиции тех людей, с которыми мы живем рядом, в одной семье. Случаются эпохи, когда старость сбрасывается с пьедестала, когда традиции забываются и осознанно отодвигаются на обочину жизни, как в то время, в котором мы живём сейчас.

Сегодня время больших скоростей, Интернета, сверхзвуковых авиалайнеров и скоростных поездов, время высоких технологий и информационных войн. Смартфоны, которыми мы пользуемся, устаревают менее чем за год. Новости, которые мы читаем утром, становятся неактуальными уже к вечеру… На такой бешеной скорости, на которой живем мы, не жил даже человек XX века, не говоря уже о людях предыдущих, неспешных патриархальных столетий, которые предшествовали эпохе технического прогресса. Хорошо ли это? Как сказано в одном из хадисов пророка Мухаммеда: «Используй пять вещей до прихода других пяти: молодость до прихода старости, здоровье прежде болезни, богатство, пока не наступила бедность, свободное время до того, как будешь занятым, жизнь до того, как придет смерть».

Кажется, разумно всё, однако современный человек, как правило, уже рождается занятым и больным. Он даже не успевает вкусить молодости, как в его двери стучится старость. Он живет в полностью искусственном, электронном, придуманном мире. Поэтому можно сказать, что он умирает, не успев родиться, не успев почувствовать себя отдельной, неповторимой личностью. Что касается богатства, то оно в обществе социальной несправедливости доступно далеко не каждому. Большинство и рождаются, и умирают бедными.

Есть ли выход из такого духовного тупика, в который мы сами себя загнали? Мы видим, что молодежь напряженно ищет этот выход, что ей душно в этом бессмысленном водовороте новостей и событий. Но, не имея никакой нравственной поддержки, молодёжь делает нередко ложные выводы. Мы видим, как молодые люди пополняют ряды экстремистов, мы слышали о страшной трагедии, которая случилась в Керчи. Новостные ленты часто несут нам тревожные вести из тех уголков земли, из тех стран, где, кажется, довольная и счастливая жизнь — с той стороны океана и из Европы. Показатели суицидов в Швеции, социально самой защищённой стране, одни из самых высоких. Кажется, что же там надо молодёжи? Вот именно эта неуспокоенность.

У религиозного философа Владимира Соловьёва есть замечательный рассказ о временах его молодости «На заре туманной юности». В этом рассказе Соловьев, помимо прочего, так описывает свою встречу с нигилистом-революционером: «Мы были вполне согласны в том, что существующее должно быть в скорейшем времени разрушено. Но он думал, что за этим разрушением наступит земной рай, где не будет бедных, глупых и порочных, а все человечество станет равномерно наслаждаться всеми физическими и умственными благами в бесчисленных фаланстерах, которые покроют земной шар. Я же с одушевлением утверждал, что его взгляд недостаточно радикален, что на самом деле не только земля, но и вся Вселенная должна быть коренным образом уничтожена, что если после этого и будет какая-нибудь жизнь, то совершенно другая жизнь, не похожая на настоящую, чисто трансцендентная. Он был радикал-натуралист, я был радикал-метафизик».

Вот это стремление уничтожить вселенную, неотделимое, кажется, от максимализма молодости, приобретает ныне уже совершенно иное звучание, хотя бы потому, что уничтожить вселенную современную человеку в конце концов не так уж и сложно. Соловьев писал это на заре ХХ века и, как он говорит, это были ещё фантазии. А на сегодняшний день это стало страшной, возможной, готовой вот-вот случиться реальностью. Нам часто говорят о том, сколько раз человечество может уничтожить себя, но ведь достаточно и одного раза. Вот к чему пришёл просвещенный век.

Что же делать? Как остановить апокалиптическое конницу, неминуемо скачущую к пропасти? Я очень люблю Евтушенко, и позволю себе процитировать его:

Но ты хотя б однажды в мире,
когда он спит или кипит,
остановись, как лошадь в мыле,
почуяв пропасть у копыт.

Остановись на полдороге,
доверься небу, как судье,
подумай — если не о Боге —
хотя бы просто о себе.

Под шелест листьев обветшалых,
под паровозный хриплый крик
пойми: забегавшийся — жалок,
остановившийся — велик.

Давайте поговорим сейчас о проблеме терроризма, которая стала проблемой практически всех национальностей и религий, континентов и этносов. Современный терроризм давно потерял приставку «исламский», и я говорю об этом с этой высокой трибуны. Посмотрите, что случилось в Керчи: мальчик, у которого была Библия, который родился в христианской семье. И опять мы видим, как искаженное понимание религии привело к страшной трагедии. Есть информация, что перед тем, как пойти на это жестокое преступление, он сжёг на пустыре Библию вместе со своими детскими фотографиями. Как ужасно искалечено самосознание у этого молодого человека! К чему он стремился? Этот молодой человек искал смысл и правду, у него был определенный духовный голод. Но где он мог его утолить? У «керченского стрелка» мать была «иеговистка», и он даже в убеждениях родной матери не нашел истинного пути. Всегда так бывает, когда люди теряют связь со своими традиционными культурными и, в первую очередь, религиозными и духовными ценностями. Они уходят на путь заблуждений и трагедий.

Но где нашел этот молодой человек свое страшное орудие? В социальных сетях и в Интернете. Я часто говорю, что свобода слова, свобода печати — это отнюдь не беспредел, который должен быть в любом доступе в нашей жизни. У нас есть свобода воли, и нам говорят, что свобода — это главное. Так сейчас нам диктует западный, либеральный, «просвещенный» мир. Но нужна ли свобода преступнику с его извращенной психикой? Чикатило тоже пользовался свободой, и что же, общество не должно было ее ограничивать? Ждать до тех пор, пока он совершит преступление?

Мы сейчас говорим о предупреждении и предотвращении, в первую очередь, возможных уродливых проявлений деятельности тех, кто ложно понимает свободу воли. Свобода хороша тогда, когда сочетается с полной ответственностью. Свобода анонимного Интернета, и я говорил об этом на федеральных и международных площадках, — это не свобода, это нечто иное. Если убийца через анонимный ресурс в Интернете учится, как собрать бомбу, как расстреливать своих товарищей, как пройти незамеченным охраной, чтобы совершить это страшное злодеяние, — мы говорим, что нам не надо такой свободы, что этот анонимный ресурс необходимо поставить в рамки закона. И это не ограничение свободы, а создание условий для безопасности общества.

Нередко нам предлагают разрешить «легкие» наркотики, чтобы у человека была свобода выбора, как это есть в Нидерландах и некоторых других странах. Это что, свобода? Это рабство, приводящее к уничтожению личности, к боли и страданиям не только тех, кто окунулся в этот «свободный мир» наркотиков, но и их близких. В Священном Писании сказано: Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода (2Кор. 3:17). Суть свободы — быть свободным от пороков, от грехов и страстей. А свобода, которая дает доступ к различным извращениям, это дорога в тяжелейшее рабство.

Дорогие друзья! Очень важно помнить, что нельзя добиться успехов на этом пути без серьёзного подхода в системе воспитания, в области образования, в иных сферах. Государство было сильным только тогда, когда было единым организмом с его традиционными религиозными, культурными и историческими ценностями. Это особенно важно понимать в контексте воспитания подрастающего поколения. Я не намерен, подобно некоторым, ругать нашу молодежь, я более критически отношусь к старшему поколению. Потому что, если и есть что-то негативное сегодня, то оно имеет корни в нашем прошлом, когда мы после распада Советского Союза провозгласили «новый путь к свободному бытию»...

Я обращаюсь к тебе, наша молодёжь! Вы ответственны за будущее. Не верьте тем, кто говорит, что вы — потерянное поколение. Вы наша надежда, у вас сегодня есть те возможности, которых мы, старшее поколение, не имели.

Как много стало молодёжи!
Нет, это сам я старше стал.
Ведь многих, будь я помоложе,
Я б молодыми не считал.

Как много стало молодёжи!
День ото дня, день ото дня
Мир делается всё моложе
И всё новее для меня.

Новости по теме

Молодёжный отдел Казанской епархии организует экспедицию в сёла, где находятся старинные храмы Молодёжный отдел Казанской епархии организует экспедицию в сёла, где находятся старинные храмы

С 29 июля по 4 августа состоится седьмая экспедиция православной молодёжи по старинным храмам Татарстана.

Молодёжный отдел Казанской епархии приглашает добровольцев потрудиться на богослужениях в праздник Казанской иконы Божией Матери Молодёжный отдел Казанской епархии приглашает добровольцев потрудиться на богослужениях в праздник Казанской иконы Божией Матери

Отдел по работе с молодёжью Казанской епархии приглашает добровольцев потрудиться на богослужениях 21 июля, в день 445-летия явления чудотворной иконы Божией Матери во граде Казани.

Православная молодежь оказала трудовую помощь возрождающемуся Никольскому храму в Куюках Православная молодежь оказала трудовую помощь возрождающемуся Никольскому храму в Куюках

Молодежный отдел Казанской епархии организовал поездку в село Куюки Пестречинского района РТ для оказания трудовой помощи восстанавливающемуся храму святителя Николая Чудотворца.

Православная молодёжь Казани организует сплав по реке Малая Кокшага Православная молодёжь Казани организует сплав по реке Малая Кокшага

6–7 июля отдел по работе с молодёжью Казанской епархии совместно с туристическим клубом «Медведь» организуют сплав по реке Малая Кокшага.