Казанский образ Богородицы села Большие Кабаны

10596

В Спасо-Преображенском храме села Большие Кабаны хранится почитаемый Казанский образ Пресвятой Богородицы. Икона попала в эту церковь в 50-х годах минувшего века из деревни Бутыри, что в двадцати километрах от Кабан.

В 1987 году в кабанском храме случился пожар. Отопление было печное, что и стало причиной возгорания. Внутри весь храм оказался в дыму, никто не решался туда зайти. Но нашлась одна мужественная женщина, Марфа Киселева, которая, намочив фуфайку и набросив ее на себя, смело вошла в задымленную церковь, затушила огонь и вышла невредимой, правда, потом еще долго откашливалась сажей.

Спустя время, когда дым рассеялся, все увидели, что много икон и росписей пострадало — закоптилось и обуглилось. Но большая Казанская икона, которая стояла как раз около печки, осталась невредимой, копоти на лике не было, только в некоторых местах от жара чуть вспучился красочный слой.

Все явно увидели в этом чудо Божие, поэтому, когда другие иконы реставрировали и поновляли, эту решили не трогать. Так она и сегодня предстоит перед нами, по свидетельству прихожан, с задумчиво-скорбными глазами, проникающими в самою душу.

Времена и судьбы

В селе Бутыри Лаишевского района стоит маленький деревянный храм, построенный в 2008 году стараниями монахинь скита Успенского Зилантова монастыря, что находится неподалеку — в Верхних Кармачах.

Раньше на этом месте стоял большой деревянный храм 1897 года постройки. Жил тут в усадьбе барин, рядом — большое озеро. Земли эти издавна принадлежали роду Державиных.

Виктор Григорьевич Блохин, живущий в Бутырях с 1928 года, рассказывает:

— Село наше большое было, народу много. Нас восемь детей у мамы: трое парней и пять девчонок. На краю села, на пригорке, церковь стояла большая, деревянная, с колокольней. Нас всех там крестили. Люди на службу приходили со всей округи. Батюшка с матушкой неподалеку от храма жили, у них сад был.

Старики говорили, что церковь на средства барина построена, а строили ее наши бутырские мужики, лес на лошадях возили.

Барина с супругой похоронили в склепе под церковью. В советское время нашлись дураки, которые склеп разрыли, искали ценности какие-то, но ничего не нашли, только все разворочали, а гробы с телами там так и лежат. Священника с супругой у алтаря храма похоронили.

Когда храм закрывали, мне лет 6-7 было, меня мама маленького за руку водила, много народу тогда собралось, колокольню разрушили, обшивку на куполе содрали, крест скинули. Все, конечно, против были: возмущались, плакали, но ничего не могли поделать — время такое.

В храме устроили зерносклад, потом разделили на два этажа: на первом клуб сделали, на втором сельсовет и библиотеку разместили. Там, где алтарь, сцену соорудили.

Когда война началась, я подросток, уже работал: возил воду на лошадях для полива колхозного огорода; уставал сильно, ведь и пахал, и боронил, а еще керосин возил в бочках с Рыбной слободы, с Казани. Дома почти не жил. Привезу горючку, а мне говорят, мол, давай езжай снова; так всю войну и проработал.

Потом из колхоза ушел в МТС в Лаишево: со всего района все трактора, техника в церкви стояли, зимой там костры жгли, детали грели, сами обогревались, весь храм испортили мазутом и сажей…

В 1951 году женился, с невестой и крестной венчаться в кабанскую церковь на лошади ездили.

Когда храм закрыли, некоторые иконы местная жительница Варвара Блохина забрала домой. Был у нее один сын, уехал учиться в ремесленное училище в Кемеровскую область и там умер. Она молиться стала, в церковь ходить. Работала в колхозе, очень добрая она была, помогала всем; кому крышу наладить — ростом была высокая.

Мы с ней вместе работали, она с нами за Каму ездила за сеном, в качестве телохранителя была, мы ведь молодые пацаны, нас могли обидеть, а за ней, как за каменной стеной.

В церковь кабанскую с другими женщинами ходила. Дома у нее все собирались по праздникам, молились.

Была у нее большая икона «Казанская», крестным ходом по деревне с ней ходили в праздники и на летнюю Казанскую. Эту икону она из Бутырского храма забрала. Потом Варвара заболела, ей ногу отрезали, старушки к ней приходили, кормили. В 50-х годах она умерла, иконы соседка тетя Маруся к себе забрала, в том числе и большую Казанскую. Потом эту икону отвезли в кабанскую церковь.

В конце 60-х по приказу директора совхоза здание церкви разобрали и увезли в поселок Совхоза имени 25-летия Октября. Из бревен построили два жилых дома, один — на пять квартир, другой — на шесть.

В самих Бутырях работы не стало, вся молодежь потянулась в город, где платили деньги.

Сейчас постоянно в деревне человек шесть-семь живет, остальные — дачники, на лето только приезжают.

«Богородица мне всегда помогала»

Живущая в Нижних Кармачах Ольга Кирилловна Ковалева также родом из Бутырей:

— Я сама бутырская, родилась в 1925 году. Церковь я еще действующую застала, на службу с родителями ходила. Росписи на стенах были, иконы, красота завораживающая.

Помню, как приехала какая-то женщина из Москвы, бойкая такая, дерзкая, при ней храм закрывали. Наши женщины еще у храма собирались, молились, а она взяла сигарету и иконе Божией Матери глаза выжгла, а затем говорит, мол, идите теперь, молитесь.

Потом война… Мне 15 лет. В Апастовский район отправили окопы рыть, траншеи копать. Хотели еще на фронт забрать, но оставили: я заведующей пасекой работала, на мне сто ульев, а была-то совсем девчонкой.

В 46-м году замуж вышла, венчались в Казани, переехала в Нижние Кармачи, дом построили. Так тут всю жизнь и прожила. Сейчас только к дочке на зиму уезжаю. Богородица мне по жизни всегда помогала.

***

Прошло больше века с постройки первого казанского храма. Минули годы лихолетья, когда вера порицалась. Сколько человеческих судеб, сколько радости и печали связано с простой сельской церковью. Ведь когда-то этот храм строили всем селом, людям это было необходимо. А потом у этого же народа эту святыню отняли, закрыв дом Божий. Все это осталось в памяти местных жителей.

Сейчас свободно можно верить, храмы открыты, и в Бутырях на месте старой построена новая, хоть и маленькая, церковь. Только службы здесь — большая редкость: нет священника.

Хочется верить, что все там будет хорошо. Пресвятая Богородица не оставит это место, будут богослужения, будут люди, будет жить деревня.

Источник

Новости по теме

Чудеса, явленные по молитвам перед Казанской иконой Богородицы в Великую Отечественную войну
Публикации 9 мая 2024
Чудеса, явленные по молитвам перед Казанской иконой Богородицы в Великую Отечественную войну

Божия Матерь повелела митрополиту Ливанскому Илие возвестить определение Божие стране и народу русскому. Если же все, что определено Господом, не будет выполнено, Россия погибнет.

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612) Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612)

Память 17 февраля / 2 марта, а также 12 / 25 мая (прославление), 5 / 18 октября (Собор Московских святителей). На кафедре: с 13 мая 1589 года, Казанский и Свияжский с 1602 года по 3 июля 1606 года

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612) Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612)

Память 17 февраля / 2 марта, а также 12 / 25 мая (прославление), 5 / 18 октября (Собор Московских святителей). На кафедре: с 13 мая 1589 года, Казанский и Свияжский с 1602 года по 3 июля 1606 года

Казанская икона Божией Матери. Обретение
Публикации 16 ноября 2023
Казанская икона Божией Матери. Обретение

Отдел религиозного образования и катехизации Казанской епархии подвел итоги литературного конкурса, посвященного Казанской иконе Божией Матери. Высшую награду конкурса жюри присудило воспитаннице воскресной школы Серафимовского храма города Казани