9 февраля — память митрополита Казанского и Свияжского Иоасафа

3484
Фото

На кафедре: с 6 сентября 1674 года, Казанский и Болгарский с 1682 года по 30 января 1686 года

Происхождение и мирское имя митрополита Иоасафа неизвестны. До архиерейства он был архимандритом Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря (упоминается в июле 1671 года). 6 сентября 1674 года недавно (26 июля) поставленный патриарх Иоаким рукоположил архиманд-рита Иоасафа в митрополита Казанского и Свияжского. Но в Казань владыка Иоасаф прибыл только 6 января 1676 года. Дело в том, что патриарх Иоаким в конце 1674 года собрал Поместный собор, продолжавшийся почти до конца 1675 года, на котором присутствовали все епархиальные архиереи.

В результате Казанская епархия оставалась без епархиального архиерея больше трех с половиной лет. Основной заботой митрополита стало восстановление архиерейского дома и кафедрального Благовещенского собора после пожара, случившегося еще летом 1672 года, при митрополите Лаврентии. Решения Поместного собора 1675 года очень ему помогли. Дело в том, что собор окончательно упразднил монастырский приказ. Церковные собст-венники вернулись к полной экономической самостоятельности. С другой стороны, тот же собор укрепил судебную власть архиереев над духовенством. В случае необходимости архиерей теперь мог привлекать денежные средства, материальные и трудовые ресурсы монастырей. Купола и крыша кафедрального Благовещенского собора при митрополите Иоасафе были впервые покрыты железом. Обгоревшие наружные стены пришлось реставрировать. Архиерейский дом в Кремле и все постройки на архиерейском дворе пришлось восстанавливать заново. Средства архиерейского дома и монастырей были использованы и для восстановления погоревших приходских храмов города.

В начале 1682 года владыка Иоасаф выехал в Москву на вновь собранный патриархом Иоакимом Поместный собор. На нем ему был присвоен новый титул — митрополита Казанского и Болгарского. Это отражение реального положения вещей — к этому времени, через 25 лет после сооружения Закамской засечной черты, территория вокруг Булгара была заселена и реально входила в состав Казанской епархии.

Впрочем, освоение епархии шло и в других направлениях. Осваивались пространства в среднем течении Камы — в 1675 году были основаны приписанные к архиерейскому дому Вознесенский монастырь в Сарапуле и Преображенский в Осе.

В 1683 году Вознесенский мужской монастырь был открыт в Сызрани, а в последний год правления владыки Иоасафа, в 1686 году, в этом городе, которому было всего 11 лет, построили и архиерейское подворье.

В Москве митрополит Иоасаф задержался почти на полгода. Неожиданно умер царь Федор Алексеевич, за этим последовал стрелецкий бунт. 25 июня 1682 года владыка Иоасаф участвовал в коронации царей Ивана и Петра, в 1683 году опять заседал на Поместном соборе.

Митрополит Иоасаф скончался 30 января 1686 г. Погребен в кафедральном Благовещенском соборе у северной стены главного храма.

Новости по теме

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612) Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612)

Память 17 февраля / 2 марта, а также 12 / 25 мая (прославление), 5 / 18 октября (Собор Московских святителей). На кафедре: с 13 мая 1589 года, Казанский и Свияжский с 1602 года по 3 июля 1606 года

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612) Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612)

Память 17 февраля / 2 марта, а также 12 / 25 мая (прославление), 5 / 18 октября (Собор Московских святителей). На кафедре: с 13 мая 1589 года, Казанский и Свияжский с 1602 года по 3 июля 1606 года

Десять фактов о святителе Ефреме, митрополите Казанском
Публикации 10 февраля 2024
Десять фактов о святителе Ефреме, митрополите Казанском

10 февраля совершается память святителя Ефрема, митрополита Казанского и Свияжского

Почитание местных подвижников благочестия, новомучеников и исповедников в монастырях Казанской епархии
Публикации 4 февраля 2024
Почитание местных подвижников благочестия, новомучеников и исповедников в монастырях Казанской епархии

XX столетие российской истории, особенно его первая половина, обагрилось кровью пострадавших за веру Христову монашествующих, священнослужителей, мирян, взошедших на свою личную Голгофу подвижников благочестия, новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви.