Епископ Казанский и Марийский Пантелеимон (Митрюковский)

6884
Фото

На кафедре: с 19 августа 1975 года по 30 ноября 1988 года

После ухода на покой архиепископа Михаила (Воскресенского) 28 июля 1975 года в Казань прибыл временно управляющий епархией епископ Пензенский и Саранский Мелхиседек (Лебедев), который находился здесь до 3 июня. За эти дни он успел послужить во всех городских храмах и произвести хорошее впечатление на верующих. Скорее всего, именно его патриарх Пимен и планировал назначить на Казанскую кафедру.

Отошел ко Господу архиепископ Мелхиседек (Лебедев)

Но пензенский владыка очень не понравился уполномоченному Совета по делам религий И. Михалеву. В своем письме в Совет он заявил, что выступает категорически против назначения владыки Мелхиседека, которое повлечет конфликт по поводу переноса здания епархиального управления: владыке Мелхиседеку очень не понравилось место и сам дом, он заявлял, что будет требовать от властей компенсации. Кроме того, по мнению владыки Мелхиседека, приходы перечисляли очень мало средств на содержание епархиального управления.

В результате епископом Казанским и Марийским был назначен давний сотрудник предыдущего архиерея, протоиерей Сергий Митрюковский, который был пострижен в монашество с именем Пантелеимон и 19 августа 1975 в кафедральном соборе города Одессы патриархом Пименом был рукоположен во епископа.

Сергей Петрович Митрюковский родился 20 января 1912 года в поселке Воткинского завода Сарапульского уезда Вятской губернии (ныне город Воткинск в Удмуртии). С 1933 года он служил псаломщиком в сельских храмах Удмуртии, в райцентре Киясово, селах Короленко, Перевозное. В 1944 году уже в Пермской епархии он был рукоположен во диакона к церкви города Кунгура, в 1945 году стал священником в этом же храме, где и прослужил до 1960 года, в 1948-1956 гг. был благочинным. В 1960 году он вернулся в родной Воткинск, служил настоятелем Преображенской церкви, а в 1965 году был переведен в Ижевск, где стал настоятелем кафедральногоТроицкого собора и секретарем епархиального управления. Ижевская и Удмуртская епархия уже с 1960 года не была полноценным административным округом — в ней было епархиальное управление, но не было архиерея, временно управляющим был архиепископ Казанский и Марийский Михаил (Воскресенский), который иногда посещал Ижевск. Таким образом, протоиерей Сергий Митрюковский реально руководил епархией.

В отзыве уполномоченного Совета по делам религий по Удмуртии, который он направил в Казань своему коллеге И. Михалеву, деятельность вновь назначенного Казанского архиерея характеризовалась следующим образом: «…Особенно ревниво следит за моральным обликом священников, нетерпимо относится к их аморальным поступкам и принимал меры к освобождению их от службы, но всячески защищает священников, ревностно ведущих богослужебную деятельность. Всячески выгораживал священников-фанатиков Кармышакова А.А., Колпакова А.А., Остроумова В.Г., Максютина В.Г. и других. Настойчиво добивается замещения вакантных должностей священников, ведет вербовку молодежи на церковную деятельность, на учебу в духовные учебные заведения и организовал обучение в Троицкой церкви, где является настоятелем»[1].

Управление владыки Пантелеимона Казанской епархией пришлось на последние годы «застоя» и первые годы «перестройки». 30 августа 1975 года генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев подписал в Хельсинки Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Так называемая «третья корзина» этого акта была посвящена правам человека, в том числе и в религиозной сфере. Таким образом, Советский Союз брал на себя обяза-тельства соблюдать права верующих в соответствии не с Конституцией СССР, где им была посвящена лишь одна фраза: «граждане СССР имеют право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой», а с Заключительным актом, в котором все было прописано очень детально. Правда, акт был ориентирован в первую очередь на защиту религиозных меньшинств, но в СССР православные верующие и были гонимым меньшинст-вом. С этого времени власти действительно стали вести себя осторожнее, мест-ные партийные и советские органы согласно соответствующим циркулярам не вмешивались в деятельность религиозных объединений и по всем вопросам обращались к уполномоченному Совета по делам религий.

Впервые с конца 1940-х гг. стала возможна регистрация новых религиозных общин и даже передача им зданий. Так, в Казани в 1981 году старообрядческому приходу была передана церковь, построенная в 1906 году. Но эти возможности все же были весьма ограниченными, в том числе и для православных. Только 15 юля 1980 года, после нескольких ходатайств за тысячей подписей и трех отказов по надуманным причинам была официально узаконена община в Бугульме, которая полулегально действовала уже с 1940-х гг. В городе, в котором при советской власти были снесены все без исключения храмы, верующие на свои средства купили здание для молельного дома. В 1981 году была зарегистрирована община в селе Боровецкое Тукаевского района, ей была передана Вознесенская церковь. Фактически приход этого пригородного села составили верующие огромного нового города Набережные Челны.

Еще одно изменение к лучшему выражалось в том, что теперь молодым людям легче было поступить в духовные учебные заведения, на очное и заочное обучение. Выпускники семинарий и академий 1970-х — 1980-х гг. и сейчас составляют самую уважаемую часть епархиального духовенства.

Подчеркнутая «лояльность» к религиозным организациям выражалась и в том, что епископа Пантелеимона вместе с имам-хатибом мечети Марджани иногда приглашали на торжественные собрания, в основном Советского Фонда Мира, львиную долю доходов которого составляли деньги, добровольно-принудительно отобранные у верующих, вручали грамоты и выслушивали приветственные речи религиозных деятелей, тексты которых заранее были утвержденыв партийных и государственных органах.

Собор Казанских святых

В 1980 году владыке Пантелеимону удалось полулегально восстановить почитание казанских святых — он, просто не спросив разрешения у уполномоченного, поместил в Никольском соборе икону «Собор Казанских святых».

В 1985 году началась «перестройка», в конце 1987 года — «гласность», но перелом в отношениях власти с религиозными организациями начался далеко не сразу. Еще в первой половине 1988 года в центральных газетах публиковались статьи «научных атеистов», в которых творческую интеллигенцию обвиняли в «заигрывании с Боженькой». Но знаменательный юбилей — 1000-летие крещения Руси — ускорил процесс. Во второй половине 1988 года были зарегистрированы православные общины в Елабуге (передана Покровская церковь), Куйбышеве (ныне Болгар; разрешено было разобрать деревянную церковь в селе Порфирьевка и перевезти в город), селе Большое Афанасово Нижнекамского района (передана сельская церковь, фактически приход составили жители города Нижнекамска, на окраине которого расположено село).

30 ноября 1988 года епископ Пантелеимон (Митрюковский) был уволен на покой по прошению. Он поселился в родном городе Воткинске, где и скончался 28 января 1993 года, и похоронен у ограды Преобра-женского храма.

1. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 753. Л. 44.

Новости по теме

Храм великомученицы Параскевы Пятницы города Казани
Публикации 9 ноября 2024
Храм великомученицы Параскевы Пятницы города Казани

В советские годы эта мини-копия Петропавловского собора находилась в таком запущенном состоянии, что на крыше росли маленькие березки и кусты, а внутри вместо пола была земля, перемешанная с костями.

Казанская икона Божией Матери в Отечественной войне 1812 года
Публикации 2 ноября 2024
Казанская икона Божией Матери в Отечественной войне 1812 года

Пресвятая Богородица не раз являла русскому народу Свою милость через икону, чудесно обретённую в Казани в шестнадцатом веке. Перед Казанским образом Пречистой Девы молился генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов в 1812 году, отправляясь на войну с Наполеоном.

Петр Первый и роль Казанской иконы Божией Матери в победе под Полтавой
Публикации 31 октября 2024
Петр Первый и роль Казанской иконы Божией Матери в победе под Полтавой

В истории государства Российского есть немало примеров чудесной помощи Божией Матери, полученной по молитвам перед Её Казанской иконой. Этот чудотворный образ сыграл особую роль и в Полтавской битве в июле 1709 года.

Спасо-Евдокиевскому храму — 290 лет
Публикации 29 августа 2024
Спасо-Евдокиевскому храму — 290 лет

Церковь святой Евдокии была построена в Засыпкиной слободе. Самое раннее упоминание о ней мы находим у географа Михаила Саввича Пестрикова: «Церковь Спаса Нерукотворного Образа, освящена в 1735 году, при ней придел преподобной мученицы, освящен в 1734 году...»