25 ноября Церковь вспоминает святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (+ около 620 г.). Его особое имя в лике святых — «милостивый», потому что вся его жизнь была посвящена одному: делам милосердия.
Когда его избрали патриархом, он сказал церковным экономам: «Пройдите весь город и перепишите мне “господ моих”». Те удивились: «Кто твои господа, владыко?» Святитель ответил: «Те, кого вы называете убогими и нищими, ибо они могут принять меня “в вечные обители” и помочь моему спасению».
Для всех бедных он установил постоянное пособие. Чтобы никто не остался без помощи, каждую среду и пятницу он сам целый день сидел у церковных ворот, принимая всех. Когда его упрекали, что это «слишком много»: «Если я всегда имею доступ к Господу моему Иисусу Христу и прошу у Него всё, что хочу, — как же могу запретить приходить ко мне ближнему?»
Однажды, уже идя служить, он спешил в храм, а к нему бросилась вдова с просьбой. Его сопровождающие сказали: «После службы, время уже». Святитель ответил: «А меня послушает ли Бог, если я не хочу её послушать?» И сразу разобрал дело и помог ей.
Был и другой случай. Один богатый вельможа, увидев убогую постель святителя, подарил ему дорогое шёлковое покрывало. Святитель принял — из любви к дарителю. Но ночью проснулся с тяжёлой мыслью: «Горе тебе, окаянный! Ты покрываешься многоценным покрывалом, а братья Христовы — нищие — мёрзнут. Пусть ценою его покроются несколько бедных».
Он продал подарок и раздал деньги нищим. Вельможа выкупил покрывало и снова прислал — святитель опять продал. Так несколько раз, пока само тщеславие богатого не обернулось постоянной помощью бедным. Святитель, по сути, превратил его любовь к подаркам в любовь к милосердию.
Умирая, он молился: «Благодарю Тебя, Господи, что Ты сподобил меня принести Тебе Твоё».
Это ключевая фраза: мы Богу ничего «своего» не приносим — только Его же дары возвращаем с любовью.

Почему милосердие — путь ко спасению?
Отцы Церкви говорят о милостыне очень просто и очень строго.
Милосердие уподобляет нас Богу
Святитель Григорий Богослов: «Ничто столько не уподобляет человека Богу, как благотворение».
Не можешь помочь духовно — помоги материально. Не можешь помочь материально — помоги духовно. Накорми, одень, купи лекарства, выслушай, поддержи, помолись…
Милостыня — это заём Богу
Святитель Иоанн Златоуст: «Подавая милостыню, будем смотреть не на бедного, который принимает, но на Бога, Который воздаёт».
И замечательная мысль: «Для того один принимает, а другой платит, чтобы, с одной стороны, бедность и несчастье принимающего расположили тебя к милости и состраданию, а с другой — богатство имеющего отдать, ручающегося за уплату с великою прибавкою, внушало надежду на некоторую выгоду и располагало к милостыне с большею щедростью».
То есть: берёт человек, а возвращает Бог. Расход — в деньгах. Прибыль — не только в деньгах, но и:
- в прощении грехов,
- в дерзновении перед Богом,
- в Царстве Небесном,
- в благах, «ихже око не виде, и ухо не слыша…».
Милостыня — лекарство от греха
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Нет греха, которого бы не могла истребить милостыня; все грехи ниже её; она есть врачевство, пригодное ко всякой ране».
Он напоминает нам Закхея — мытаря, который был способен «на всякое нечестие», но покаяние и милостыня очистили его.
Милостыня летит выше неба
Златоуст о том, как милостыня доходит до Бога: «Велик полёт у милостыни: она… восходит выше лучей солнечных, достигает до самых небес… и предстаёт самому Престолу Царскому».
Об этом прямо говорит Писание: «Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом» (Деян. 10:4).
«Беречь деньги» по-христиански
Златоуст переворачивает наше обычное понимание «бережливости»: «Кто бережёт своё имущество, тот полагает его в руки бедных, в неприкосновенную сокровищницу, недоступную ни для разбойников, ни для злоумышленников».
Настоящая экономия — не когда я всё коплю в банке, а когда откладываю в «банк Неба» через помощь нуждающимся.