Церковь — это школа, в которой мы должны учиться жить по-настоящему

923
Фото

С прискорбием замечаешь, что многие люди, позиционирующие себя православными, таковыми являются лишь формально. Православие для них — это какая-то культурная традиция, набор освященных стариной, передающихся из поколения в поколение форм ритуального поведения и обрядовых действий. Увы, как верно подметил еще в XIX веке писатель Николай Лесков, «Русь была крещена, но не просвещена». Церковь — это ведь не только свечи, благоухание ладана, поминальные записки, паломничества по святым местам, гусь или индейка на Рождество, крещенские купания в проруби и крашеные яйца c куличами на Пасху. Это все, конечно, хорошо и нужно, но не это главное.

Церковь — это школа, в которой мы должны учиться жить. Жить по — настоящему, глубоко, честно и красиво. В этой школе надо обязательно развиваться и совершенствоваться. Духовная жизнь — это динамика, лестница в Небо, по которой душе человеческой предстоит идти ступенька за ступенькой. Пассивно плыть по течению — это не образ жизни настоящего православного христианина. Надо развивать не только дух, но и свои душевные силы: ум, сердце и волю. Для этого Церковь дает нам все условия и возможности. Как развивать свой ум? Возьмем в руки Священное Писание и святоотеческие творения — это ведь глубочайшие богословские, философские, психологические истины, которые открыл нам не ограниченный тварный человеческий ум, а Божественный Логос, Совершенный и Абсолютный Ум. Говорят, что великий шотландский писатель, поэт и историк Вальтер Скотт, человек глубокого ума и веры, когда лежал уже на смертном одре, сказал сыну: «Принеси мне Книгу!», «Какую, отец?» — спросил сын, зная, что у отца огромная библиотека. Умирающий приподнялся и сказал: «Дитя мое, есть только одна на свете книга — это Библия!», — то было его последнее слово.

Православную литургику, богослужение называют «поющим богословием». В этом кругу высших истин постоянно должна парить мысль православного христианина. Главное ведь не внешний объем знаний, не так называемая эрудиция. Еще древние говорили, что многознание уму не научает. Важна глубина и высота мышления, то есть — не горизонтальное, а вертикальное измерение. Ведь несколько крупиц золота дороже огромной горы песка. Христианское вероучение, богословские знания, Евангельская этика, глубокие антропологические наблюдения аскетов (этих подлинных психологов) прошли проверку тысячелетиями, через фильтр суровых испытаний, через опыт жизни многих поколений, поэтому они объективно более достоверны и устойчивы, чем все новейшие философские и психологические системы.

Теперь что касается эмоционального развития. Согласимся с тем, что эмоциональное богатство — это чистота и глубина чувств. Аскетизм, практикующийся в церковной жизни, — это очищение человеческого сердца. Многие наши современники жалуются, что их сердца словно каменные, не способные сопереживать, плакать с плачущими и радоваться с радующимися. Мир, когда-то насыщенный разными эмоциональными красками и богатый чувствами, незаметно стал серым, скучным и холодным. Так и вспоминаются печальные слова Т. Элиота: «Так кончается мир, так кончается мир, так кончается мир. Не взрывом, а всхлипом».

В ограде же Церкви под влиянием Божией благодати реанимируется сердце, оно как бы оттаивает в лучах Божией любви.

Преподобный авва Агафон говорил: «Я хотел бы взять у прокаженного его тело и взамен отдать ему свое тело». Страсти, безудержная погоня за земными благами и наслаждениями, напротив, делают человека черствым, эгоистичным и жестоким.

Наконец, наша воля. Ее также надо тренировать. Она становится вялой, дряблой и слабой, когда человек живет распутно, без самоограничений, во всем потакая своим капризам и страстям. И наоборот, обретает силу, когда человек делает, пусть даже маленькие, шаги вперёд, одерживая победу над своими слабостями. Нашу волю надо покорить воле Божией, которая состоит в том, чтобы спасти нас и сделать совершенными и богоподобными.

В общем, в Церкви надо работать над собой, расти и совершенствовать свой дух, ум, сердце и волю, а не утопать в болоте уныния и духовного нерадения. В психологии есть описание комплекса, известного под названием «комплекса Ионы». Понятно, что это психологическая интерпретация библейского сюжета про пророка Иону, который отказался осуществлять ту миссию, которую возложил на него Господь. За это он был наказан, его поглотил кит, в чреве которого он пробыл три дня. Комплекс Ионы — это нежелание человеком раскрывать дарованные ему Богом таланты, забвение своего высшего предназначения. Дай нам Бог всем сил и мудрости исцелиться от этого душепагубного комплекса и обрести подлинное духовное здравие! По словам святителя Филарета Дроздова, Бог умер за нас, грешников, но не для того, чтобы мы оставались грешниками, а для того, чтобы мы становились святыми.

Новости по теме

«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост
Публикации 21 марта 2024
«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост

Великий пост — серьезный период в духовной жизни православных. Как подойти к посту так, чтобы он не стал просто диетой? Кому и какие послабления разрешаются в дни поста? Что делать, если случайно съел непостный продукт?

Радость Великого поста
Публикации 19 марта 2024
Радость Великого поста

Есть в течение года удивительные дни, которые исполнены трудов, воздержания, порой скорбей, требующих терпения и мужества. Но в то же время они приносят удивительную, ни на что не похожую радость...

Великий пост — лестница к небу
Публикации 18 марта 2024
Великий пост — лестница к небу

Великий пост является великим не только по своей продолжительности, но и по значению. Это единственный пост, когда меняется не только наш стол, но и весь привычный богослужебный строй, даже «Господи, помилуй» поют особым, великопостным распевом.

Хорошо, что я не фарисей…
Публикации 25 февраля 2024
Хорошо, что я не фарисей…

Для чего читается в храме перед Великим постом притча о мытаре и фарисее? Для того ли, чтоб нам удивиться безумным словам фарисея и… сказать себе (пусть и мысленно): «хорошо, что я не такой, как этот фарисей!»