Поминайте наставников ваших,
которые проповедовали вам слово Божие,
и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр.13:7).
В истории Церкви мы часто видим, как опыт взаимоотношений с близкими по духу людьми, друзьями выводит на путь святости. Яркие примеры тому — святители Василий Великий и Григорий Богослов, в Русской Церкви — праведный Иоанн Кронштадтский и праведный Алексий Мечёв. В ХХ веке, в годину гонений и серьёзных трудностей для Русской Церкви особенно важно было иметь дружескую поддержку, основанную на духовных ценностях.
Когда в Казанской епархии безбожная власть проводила кампанию по убийству священнослужителей и церковных деятелей, молодое поколение, глядя на старшее, укреплялось в своей вере. Такими были взаимоотношения священников Даниила Дымова и Константина Далматова. Ведь именно благодаря общению и духовной поддержке отца Константина священник Даниил, будущий новомученик Церкви Русской, избирает путь священнического служения и претерпевает мученическую кончину. Их судьбы были похожи, оба отдавали себя своему служению, похожи и тем, что оба считали действительно важным заниматься народным просвещением и учительством. Обоих убили по несправедливому приказу, подписанному одной рукой. Их обоих объединял Софийский храм в Свияжске, где они и познакомились. Здесь отец Даниил начинает своё священническое служение, а для отца Константина это был последний храм, он был одним из первых священников, которых убили в Казанской епархии.
Сегодня, в день памяти убиенного иерея Даниила Дымова, важным является вспомнить жизнь и подвиг этого священника.
Дымов Даниил родился в 1884 году в Казани, после обучения стал народным учителем, но так случилось, что в 1904 году его призвали на военную службу. В дни Первой русской революции солдат Дымов, поддавшись общим мятежным настроениям, участвовал в выступлениях в Военно-электротехнической школе, за что был выслан в ссылку на Кавказ. Именно на Кавказе будущий новомученик переосмысливает свою жизнь и кается. По возвращении в Казань Даниил проходит экзамен и назначается псаломщиком Софийско-Тихвинского прихода в Свияжске. Здесь и происходит его знакомство с отцом Константином Далматовым. Далее его направляют Никольскую церковь в Верхнем Услоне, где он сначала служит штатным священником, а после смерти протоиерея Ефимова назначается настоятелем храма, который и стал последним местом его служения, здесь же он проходит и свой личный путь «на Голгофу».
Судьба отца Даниила Дымова — это одно из самых ярких сохранившихся свидетельств об отношении новой безбожной власти к Церкви в Казанском крае в 1918 году. Во всей полноте наблюдается цинизм по отношению к духовенству епархии. Мы видим, как безбожники не смогли представить свидетелей по делу, более того, не было даже чёткой формулировки обвинения, хотя следствие над священником длилось целый месяц, что по тем меркам было довольно долго.
23 сентября 1918 года коменданту города Казани поступает письмо от политкома Лево-Бережной группы войск, в котором сказано: «При сем препровождаю на Ваше распоряжение задержанного священника из села Верхний Услон Даниила Стефановича Дымова». А далее последуют слова, которые характеризуют безбожную власть: «К обвинению Дымова материалов никаких нет, но так как он священник, то я не решился его освободить, ведь казанские священники все принимали активное участие против Сов. Власти, а он ведь казанский». Священник, несмотря на несправедливое задержание, выдерживает все трудности и даже не пытается себя защитить тем, что когда-то сам участвовал в революционных митингах. Ему вынесли приговор в виде высшей меры наказания — смерть. 22 октября Мартын Иванович Лацис подписал этот приговор, а через два дня отец Даниил был расстрелян. Расстреливают его вместе экономом академической церкви священником Филаретом Великановым, который в своих записях тоже упоминал о страданиях священника из Верхнего Услона: «…Доживаю последние минуты. Тяжела жизнь в набоковском подвале; смерть-то, пожалуй, и лучше. Молитесь обо мне, да простит Господь мои согрешения по Вашим молитвам, со мной вместе страдает священник из Услона и, должно быть, одновременно со мною предстанет пред Престолом Всевышнего. Начальник караула сообщил, что готовится 5 могил невдалеке у Архангельского кладбища».
В этих словах чувствуется уверенность и спокойствие, глядя на пример новомучеников, вспоминаются слова из Священного Писания: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2, 10). Жизнь отца Даниила Дымова — это пример тернистого пути в поисках Бога, от митингов против государственной власти до принятия священства, а впоследствии и до мученической кончины.
Священномучениче Данииле, моли Бога о нас!