Публикации

10 фактов об архиепископе Казанском и Свияжском Никаноре (Каменском)

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
10 фактов об архиепископе Казанском и Свияжском Никаноре (Каменском)

10 декабря исполняется 111 лет со дня кончины архиепископа Казанского и Свияжского Никанора (Каменского)

1. Никифор Тимофеевич Каменский (мирское имя владыки) родился 25 мая (6 июня) 1847 года в селе Солодники Черноярского уезда Астраханской губернии в семье диакона. Окончил Астраханское духовное училище и Астраханскую духовную семинарию.

2. Вступив по окончании семинарии в брак, 3 ноября 1868 года был рукоположен во священника к храму в селе Бережновке Царёвского уезда Астраханской губернии. Через год после женитьбы овдовел, оставшись с новорожденным сыном на руках.

3. В 1870 году поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил через четыре года. В академии был учеником известного православного философа, будущего архиепископа Херсонского Никанора (Бровковича). Впоследствии стал доктором богословия (в 1905 г.), был почетным членом Казанской духовной академии (с 1893 г.).

4. В 1874—1879 гг. служил законоучителем Казанской учительской семинарии, созданной просветителем Н.И. Ильминским. В 1879 году избран ректором Казанской духовной семинарии с возведением в сан протоиерея. 19 января 1889 года пострижен в монашество с именем Никанор (в честь своего наставника по академии), а 19 февраля того же года возведен в сан архимандрита.

5. 7 марта 1891 года в казанском Благовещенском соборе рукоположен во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. 16 апреля 1893 года назначен епископом Архангельским и Холмогорским, с 10 февраля 1896 года — епископ Смоленский и Дорогобужский, со 2 января 1899 года — епископ Орловский и Севский, с 28 марта 1902 года – епископ Екатеринбургский и Ирбитский, с 26 ноября 1903 года — епископ Гродненский и Брестский, с 9 декабря 1905 года — архиепископ Варшавский и Привисленский.

6. Активно участвовал в миссионерской работе в Казанской епархии, а в Архангельской епархии, «не щадя ни сил, ни здоровья, пренебрегая дальним расстоянием и невероятными трудностями на пароходах и баркасах, на лошадях и оленях, — совершал трудные путешествия по безграничным тундрам, посещая заброшенные селения инородцев-язычников и старообрядцев, заглядывал в самые глухие уголки, куда не решался проникнуть ни один из его предшественников — всюду благовествуя Слово Божие». По словам историка российской иерархии митрополита Мануила (Лемешевского), владыка Никанор — «редкая даровитая натура, оставившая после себя глубокий след, обладавшая даром прокладывать новые пути; пробуждать и оживлять застоявшуюся жизнь, полная кипучей энергии и глубокого жизненного такта».

7. Несмотря на частые перемещения по епархиям, активно занимался научной работой. Так, в течение полутора лет управления Екатеринбургской епархией вместе с одним вогулом (манси) трудился над составлением вогульской азбуки и русско-вогульского словаря. Основал церковно-археологические комитеты в Смоленске и Гродно, церковно-исторические музеи в Орле и Варшаве. Занимался богословскими и историко-археологическими исследованиями. Еще будучи протоиереем, совершил паломничество на Восток, после чего издал описание своих путевых впечатлений. Автор как капитальных научных, так и популярных трудов по религиозным вопросам, специалист в области библейской экзегетики, опубликовал многочисленные комментарии к книгам Священного Писания. Его магистерское сочинение: «Изображение Мессии в Псалтири», докторская диссертация: «Экзегетико-критическое исследование Послания святого апостола Павла к евреям».

8. Кавалер орденов святого Александра Невского, святого Владимира II степени, святой Анны I степени.

9. 5 апреля 1908 года назначен архиепископом Казанским и Свияжским. Вернувшись в ставшую некогда родной для него Казань, активно содействовал развитию православного богослужения на языках народов Поволжья. В 1910 году организовал в Казани Поволжский миссионерский съезд, открывшийся крестным ходом на могилу Н.И. Ильминского и присягой на верность его миссионерской системе. Издал основанное на обширном архивном материале историческое исследование о Кизическом монастыре города Казани, настоятелем которого некогда был сам (в бытность казанским викарием). Опубликовал старинные грамоты Спасо-Преображенского и Кизического монастырей XVI-XVII веков, а в последний год жизни — синодики Свияжского Успенского и Зилантова монастырей.

10. Скончался в Казани 27 ноября (10 декабря) 1910 года. Еще накануне он чувствовал себя совершенно здоровым, но в 11 часов вечера почувствовал недомогание. Утром врач констатировал инсульт, а в 9 часов вечера владыка Никанор скончался. Похоронен 2 (15) декабря в подвальном храме Всех святых, находящемся под алтарем Благовещенского собора Казанского кремля. Он стал последним Казанским архиереем, похороненным в Благовещенском соборе.

Теги:
Архиепископ Казанский Никанор
архипастыри казанские

Все публикации