Внешнее тоже нужно, но оно не должно затмевать внутреннего устроения. В церковной жизни должно быть все гармонично.
Близ Казани есть Макарьевский монастырь. Приходишь туда, и душа оттаивает. Я был в этом монастыре в Страстной понедельник, постригал монаха. Мы совершали богослужение в нижнем (подвальном) храме в честь Ватопедской иконы Божией Матери. Там практически ничего нет, все очень аскетично. Но стоишь в этом храме и тебе так хорошо. Один человек поет, а молитва идет…
Но она может идти и в кафедральном соборе, где в богослужениях участвует большой архиерейский хор, от пения которого мы получаем удовольствие.
Когда послы святого равноапостольного великого князя Владимира пришли в Святую Софию, они были поражены настолько, что сказали, что не поняли, где были: то ли на небе, то ли на земле. Послы услышали, как поет хор, состоящий из 500 мальчиков. Пели не юноши, а мальчики; вокруг все сверкало. Послы поразились этим. Потом стали говорить о цивилизационном выборе. Но началось все с восхищения тем, что послы увидели и услышали в храме. Это как раз и говорит о том, что внешнее тоже важно.
Можно прийти в сельский храм, получить незабываемые ощущения, обрести бесценный опыт пребывания с Богом один на один. Можно прийти в кафедральный собор и тоже остаться один на один с Богом.
Очень важно научиться пребывать только с Богом вне зависимости от того, где ты находишься — в большом кафедральном соборе, в маленьком храме, в храме преподобного Серафима Саровского или у себя дома перед иконой.
«Войти в келью и затворить дверь» — не значит, что надо постоянно быть в затворе и никого в свою жизнь не пускать. Человек, находясь в социуме, может уединиться.
Господь говорит: «Где двое и трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Очень важно собираться вместе, соборно молиться, едиными устами и единым сердцем прославлять Господа. Но не менее важно научиться быть в одиночестве, даже находясь среди 500 человек. Важно в окружении людей приближаться к такому состоянию, когда есть только ты и Бог.
Молитве надо учиться. Надо стремиться пребывать с Богом, находить время на общение с Ним, несмотря на множество житейских дел. Поэтому-то и рекомендуется читать утреннее и вечернее правило. Если человек найдет хотя бы 10-15 минут времени, а иногда и минуту и побудет один на один с Богом, это даст ему огромное количество сил.
Конечно, обстоятельства в жизни могут быть разными. Бывает так, что встаешь по третьему или четвертому звонку будильника, понимая, что надо было встать гораздо раньше, чтобы все успеть, а теперь уже надо бежать… Но все равно надо найти хоть какое-то время, чтобы сердцем помолиться Богу. Жить без молитвы неправильно.