История Казанской епархии: Земля, благословенная святой молитвой

2307
Фото

На территории Республики Татарстан христианство появилось в глубокой древности. Об этом свидетельствуют находки нательных крестов, других христианских предметов в захоронениях, городищах и селищах разных археологических культур. Однако в конце IX века территория Татарстана частично вошла в состав Волжской Булгарии — развитого государства на крайнем востоке Европы со столицей в городе Булгар, основу населения которого составляли булгары — приазовские языческие племена, подчинившие себе местные финно-угорские и тюркоязычные народы. В X веке, после приезда в Булгарию Багдадского посольства, булгарские племена приняли ислам в качестве государственной религии, но на Средней Волге продолжали существовать и христианские поселения.

Так, согласно летописям, в 990 году киевский князь Владимир послал к булгарам миссионера Марка Македонянина, по летописному известию крещение приняли четыре булгарских князя с семьями. Один из археологических памятников города Болгара получил название Греческая палата, скорее всего, такое название носила церковь. В XIII веке Булгария была завоевана монголами и вошла в состав Золотой Орды. С 1261 года здесь действовала Сарская и Подонская епархия Русской Православной Церкви, в которую входили и православные храмы, располагавшиеся в Волжской Булгарии, резиденция правящего архиерея располагалась в городе Сарае. Казань впервые упоминается в русских летописях в 1276 году, когда хан Менгу-Тимур отдал «Булгарскую и Казанскую землю» в удел своему зятю, впоследствии канонизированному Русской Православной Церковью как благоверный князь Федор, Ярославский чудотворец.

В 1445 году в северных пределах Волжской Булгарии образовано Казанское ханство со столицей в Казани, продолжающее исповедовать ислам. Причем на этот раз и внутренняя, и внешняя политика нового государства была весьма агрессивной: Казанское ханство проводило активную исламизацию и проживающих на его территории коренных народов, и народов соседних государств, захватывало в плен огромное число русского населения, контролировало важнейший для России Волжский торговый путь. Русский царь Иван IV Великий предпринял несколько дипломатических попыток посадить в Казанском ханстве своих ставленников, но после ряда неудач принял решение о необходимости взятия Казани. В 1552 году в верховьях Волги в районе города Углича был сооружен деревянный город — крепость Свияжск на берегу реки Свияги, который на определенное время стал административным, торговым и христианским русским центром на востоке государства. 150-тысячное русское войско осадило Казань и штурмовало город. Казанский хан Ядигир-Магмет был взят в плен, впоследствии он крестился, получил имя Симеона и стал активнейшим союзником русского царя и получил во владение город Звенигород.

Христианское Поволжье

Присоединение в середине XVI века к Российскому государству территории Среднего и Нижнего Поволжья обусловило возникновение Казанской епархии. Епархия была учреждена соборным определением при Московском митрополите Макарии 3 апреля 1555 года. С этого времени началась новая эпоха — эпоха православного Татарстана, эпоха его активной христианизации. Первым святителем земли казанской определено было быть игумену тверского Селижарова монастыря Гурию (Руготину), отправившемуся в Казань с архимандритами Варсонофием и Германом и «наказной памятью»: в крещение неволею не приводить, обращаться с иноверцами кротко, с умилением, жестокостей им не чинить, а при необходимости, освобождать их от суда воевод и наместников.

Под руководством русского мастера Постника Яковлева реконструируется Казанский Кремль, внутри которого строится величественный Благовещенский собор, а вся Казань застраивается православными храмами и монастырями. В конце XVI веке выходит указ царя Феодора Иоанновича о ликвидации всех мечетей на казанской земле за их ненадобностью. Запрет на строительство мечетей был снят только Екатериной II, после чего и была построена первая каменная мечеть, названная по имени ученого-востоковеда Марджани.

Первоначально епархия включала территорию Казанского ханства и окрестных районов, завоеванных в 1552 году и Вятскую землю. В 1556 году, после завоевания Астрахани, в неё вошли все земли Среднего и Нижнего Поволжья, во второй половине XVI — начале XVII веков — вновь присоединяемые территории Урала и Сибири. В дальнейшем территория Казанской епархии сокращалась. В 1602 году были отделены земли Нижнего Поволжья (Астраханская епархия), в 1620 — Сибирь (Тобольская епархия), в 1657 — Вятская земля (Вятская епархия).

В первой половине XVIII века территория Казанской епархии включала, в основном, территории созданных Петром I Казанской и Уфимской губерний. В 1780-е годы границы епархий стали приводиться к границам новых губерний, созданных Екатериной II и к середине 1790-х Казанская епархия включала новые Казанскую и Симбирскую губернии, открытые в 1789 годы, с 1832, после создания Симбирской епархии — только Казанскую губернию. Значительная часть территории нынешнего Татарстана в XIX — начале XX веков входила в состав других епархий: Вятской (Елабужский, Менделеевский и Агрызский районы), Самарской (Бугульминский, Лениногорский, Альметьевский, Бавлинский, Ютазинский районы), Симбирской (Буинский, Дрожжановский районы), Уфимской (Набережные Челны, Тукаевский, Мензелинский, Сармановский, Азнакаевский районы).

В первой половине 1920-х годов границы Казанской епархии были приведены, в соответствие с новым административно-территориальным делением Поволжья, в ее состав вошли Татарская, Чувашская, Марийская АССР. В 1946 году открыта новая Чебоксарская и Чувашская епархия, в 1993 году — Йошкар-Олинская и Марийская и с этого времени Казанская епархия включала только территорию Республики Татарстан.

Татарстанская митрополия

Постановлением Священного Синода 6 и 7 июня 2012 года на территории Республики Татарстан образована Татарстанская митрополия, включающая Казанскую, Альметьевскую и Чистопольскую епархии.

Архиепископ Анастасий обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с рапортом, в котором, в частности, сказано:

«Сообразуясь с определениями Поместного Собора 2009 года и Архиерейского Собора 2011 года, а также постановлениями Синода и теми инициативами, которые исходят непосредственно от Вашего Святейшества, дерзаю высказать следующие предположения относительно организации епархиальной жизни во вверенной мне Казанской епархии. На сегодняшний день важнейшими интенциями в общецерковной жизни являются активизация миссионерской работы, в том числе и внутри самой Церкви; катехизация и социальное служение и, конечно же, работа с молодежью. В рамках нашей епархии мы старается реализовывать свои возможности во всех этих областях. Условия, в которых ныне призвана наша Церковь нести свою спасительную миссию, требуют от епископа не только предстояния во время богослужения, но и серьезной административной ответственности, личного участия в решении множества вопросов как общеепархиального, так и приходского характера. Казанская епархия располагается в пределах Республики Татарстан и занимает собой площадь 67 836 квадратных км. Протяженность территории Республики — 290 км с севера на юг и 460 км с запада на восток. Татарстан включает в себя 57 административно-территориальных единиц: 43 района и 14 городов республиканского значения. Всего в Татарстане проживает 3,8 млн человек, из которых 54% этнические татары, а 39% — русские. Соседство с исламом обязывает нас не только к внимательнейшему отношению к этой религии и религиозным чувствам ее представителей, но и, по возможности, к тесным контактам в области социальной работы, а также в области нравственных и моральных ценностей. Все эти процессы требуют личного контроля епископа. Из собственного опыта знаю, что только постоянный архиерейский контроль за всеми областями церковной жизни и во всех областях региона может помочь добиться эффективности в реализации поставленных Священноначалием Церкви задач. Поэтому считаю целесообразным образование в Республике Татарстан двух самостоятельных епархий, с выделением их из состава Казанской епархии».

Альметьевская епархия была выделена из состава Казанской епархии и образована в границах Азнакаевского, Актанышского, Альметьевского, Бавлинского, Бугульминского, Заинского, Лениногорского, Муслюмовского, Сармановского и Ютазинского районов Республики Татарстан. Епархиальному архиерею Альметьевской епархии было постановлено иметь титул «Альметьевский и Бугульминский». Епархиальным архиереем Альметьевской епархии выбран настоятель Введенского Кизического мужского монастыря города Казани игумен Мефодий (Зайцев).

Чистопольская епархия также была выделена из состава Казанской епархии и включает в себя административные границы Аксубаевского, Алексеевского, Алькеевского, Нижнекамского, Новошешминского, Нурлатского, Спасского, Черемшанского и Чистопольского районов Республики. Епархиальному архиерею Чистопольской епархии установлено иметь титул «Чистопольский и Нижнекамский».

Продолжение следует...

Новости по теме

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612) Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612)

Память 17 февраля / 2 марта, а также 12 / 25 мая (прославление), 5 / 18 октября (Собор Московских святителей). На кафедре: с 13 мая 1589 года, Казанский и Свияжский с 1602 года по 3 июля 1606 года

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612) Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612)

Память 17 февраля / 2 марта, а также 12 / 25 мая (прославление), 5 / 18 октября (Собор Московских святителей). На кафедре: с 13 мая 1589 года, Казанский и Свияжский с 1602 года по 3 июля 1606 года

Десять фактов о святителе Ефреме, митрополите Казанском
Публикации 10 февраля 2024
Десять фактов о святителе Ефреме, митрополите Казанском

10 февраля совершается память святителя Ефрема, митрополита Казанского и Свияжского

Почитание местных подвижников благочестия, новомучеников и исповедников в монастырях Казанской епархии
Публикации 4 февраля 2024
Почитание местных подвижников благочестия, новомучеников и исповедников в монастырях Казанской епархии

XX столетие российской истории, особенно его первая половина, обагрилось кровью пострадавших за веру Христову монашествующих, священнослужителей, мирян, взошедших на свою личную Голгофу подвижников благочестия, новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви.