О фильме в 20 словах: изумительная красота кадра, величие духа, простота монашеской жизни, лёгкость языка, мудрость, правда, широкое море, гармония, труд, собачки, хлеб, Свет, мир.
Это документальная фреска о жизни насельников монастыря Дохиар, что на Святой Горе Афон. Для Православных это место большого почитания.
Без оценок, проповедей и лишних пояснений, с тактичной отстраненностью авторы рисуют монашеский быт. Зарисовки будней дополняются эпизодами, которые сообщают фильму серьёзную драматическую глубину. Например, сценой монашеского пострига или откровениями игумена Григория (Зумиса), чьими силами возрождалась обитель.
Это невероятной красоты и глубины картина.
Изящный монтаж, грамотно выдержанный темпоритм, впечатляющей красоты кадры, возвышенная музыка… Фильм тронет даже далёкого от религии человека.
Несмотря на безоценочность рассказчика, чувствуется, что картину создавали с любовью. Она производит тёплое и даже монументальное впечатление. Хотя кадры, на первый взгляд, просты: монахи пекут хлеб, что-то строят, ширится море, идёт дождь, происходят богослужения, трапезы, братия молится, бегают собачки, растут оливы. Всё вперемешку. Движется жизнь — в гармонии с Богом и природой. Всё едино.
Репортаж, крупные планы, детали, портреты, панорамы, множество пейзажных планов... Разнообразие киноязыка впечатляет. Глубина, тяжесть и вместе с тем простота изображённый жизни — тоже.
— Где ты, Адам? — звал Бог своё творение, когда тот прятался, устыдившись.
Монахи выбором жизненного пути ответили Господу на этот вопрос, который продолжает призывающе и с любовью звучать для любого человека.
Здорово, что киноязык позволяет перезадать вопрос каждому зрителю.
P.S. Когда закончился киносеанс, никто из зрителей (а их было около 40) не встал и не ушёл сразу. Все сидели под впечатлением, даже когда закончились финальные титры и в зале включили свет.