И в текстах библейских, и в гимнах церковных, и в молитвах, что возносятся ныне под сводами храмов, вновь и вновь звучит мысль о том, что Крест — это орудие нашего спасения. Но что такое Крест? Что подразумеваем мы, произнося это слово?
Изначально крест, как вы все хорошо знаете, был орудием страшной и мучительной казни, которая практиковалась в Римской империи два тысячелетия назад. Именно к такой казни был приговорён врагами Господь наш Иисус Христос. И тогда-то крест, этот безжалостный инструмент смерти, превратился в Животворящее Древо, в орудие спасения всего мира: умерев на кресте и освятив его Своей Божественной кровью, Христос одолел смерть, победил ад, вырвал человечество из когтистых лап тьмы и тени смертной и даровал всем нам надежду. И смерть теперь — не конечная остановка, не тупик; она — дверь, за которой ожидают нас Вечная Жизнь и Вечная Пасха.
А ещё Крест — это великая христианская святыня: знамя Церкви, символ победы Христа над смертью. Каждый из нас носит на груди этот маленький символ — алюминиевый, деревянный, серебряный или золотой. Неважно, из какого материала этот символ сделан; важно лишь то, насколько достойно мы его носим, насколько горячо обращаемся к распятому за наши грехи Господу, насколько свято дорожим этим правом и великой привилегией — именоваться чадами Божьими, учениками и друзьями Христа.
Но есть ещё один смысл, заключающийся в слове «крест». И именно его-то имел ввиду Господь, когда наставлял народ: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». О каком кресте здесь говорится? О том ли Кресте, на котором Иисуса распяли? Или о том крестике, который надевают на шею всем крестившимся? Конечно же, нет. В данном случае Спаситель подразумевает другой крест: крест скорбей, испытаний, трудностей; крест искушений, неудач, поражений; крест боли, который каждый из нас должен взять на свои плечи и понести. Точно так же, как и Христос вынужден был понести на Своих плечах тяжкое орудие собственной казни. Взять такой крест на плечи означает стойко претерпевать жизненные испытания, никогда не падать духом и не отчаиваться, нести бремя боли с надеждой и мужественно проходить трудное поприще своей судьбы.
Ныне, в праздник Крестовоздвижения, мы чествуем Крест, и покланяемся ему, и лобызаем его, воспевая исходящую от него благодать и силу. Но какой же именно крест называет сегодня Церковь орудием спасения?
Говорит ли она о том Кресте, на котором Христос был распят? Да, конечно.
Говорит ли она о том кресте, что мы носим на груди, или о том, которым священник благословляет народ Божий, или о том, что стоит, как святыня, в каждом храме на самом почетном месте? Безусловно.
Вместе с тем, прославляет Церковь ныне и крест наших скорбей. Чествуя Крест Господень, чествует Церковь и все трудности, мучения, неудачи, поражения, что терзают нас; все слёзы, пот и кровь, что проливаем мы в изнурительной жизненной борьбе. И этот крест — крест нашей боли — также именует сегодня Церковь орудием спасения.
Преподобный старец Иосиф Исихаст говорил своим ученикам: «Скорби нам необходимы. Это — надрезы на сердце: их делает Христос, дабы выпустить черный яд, которым полны наши сердца».
Так Христос вскрывает гнойники наших душ, очищая, совершенствуя и спасая нас через опыт боли и скорби.
Скорби разрушают в нас самомнение, самоуверенность, гордость. Скорби подтягивают нас к Небу, помогая разорвать липкую паутину земной суеты. Той суеты, в которой мы забываем о главном — о том, что ждёт нас в конце. О том, с чем мы придем к Богу: с сердцем тяжелым и самонадеянным, полным эгоизма, или с сердцем смиренным и кротким, вкусившим боли и научившимся чувствовать боль ближнего?
Если ты чувствуешь чужую боль — то начинаешь щадить и беречь людей, становишься осторожным, приобретаешь духовную чуткость и святую христианскую вежливость. Ты учишься любить — и таким образом становишься истинным учеником Христа, который сказал: « По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Тот, кто не страдал — не сможет по-настоящему любить; тот, кто сам не испытал боли — никогда не почувствует боль ближнего; тот, кто не делал ошибок — никогда не научится прощать, и, значит, никогда не встретит Христа в своей жизни по-настоящему.
Крест в Римской империи был орудием смерти. На кресте убивали; крестное распятие должно было стать знаком окончательного поражения Христа — однако стало знаменем Его полной победы.
Так и скорби убивают людей: всё зло, с которым мы каждый день сталкиваемся — может, и должно, и желает нас убить. Но если мы — христиане, и носим на груди крестик, и внимаем словам Евангелия, и причащаемся Святого Тела и Крови Спасителя — мы защищены любовью и силой Распятого. И боль становится для нас средством спасения, дорожным посохом, с помощью которого восходим мы к Небу. То, что должно было нас убить, делает нас ещё более живыми, ещё более близкими к Богу, ещё более светлыми, свободными и святыми.
И это великое чудо благодати Христовой, чудо Божьей любви: Господь превращает поражение в победу, бессмысленное существование превращает в глубокую, полнокровную жизнь, ад превращает в Царство Божие, а сердце, полное черного яда самолюбия, греха и отчаяния — в Престол Своей Силы и Славы.
Будем же благоговейно поклоняться Кресту, который выставляют в церкви в дни Господских праздников. Будем достойно носить тот маленький крестик, что покоится у каждого из нас на груди. И не будем бояться: мужественно понесём крест нашей боли. Облобызаем и устами, и сердцем орудие нашего спасения, которое освятил и подарил нам Христос, Чьё желание — в том, чтобы никто из нас не погиб, но имел жизнь вечную. И в том, чтобы великие скорби, с которыми нам суждено столкнуться, не согнули, не сломали, не убили нас, но лишь сделали нас способными пройти весь путь до конца — и войти в ту дверь, которую Своей смертью и Воскресением отворил нам Христос.