О памяти смертной

2340
Фото

В прошлой публикации мы говорили о том, что польза для усопших от их молитвенного поминовения несомненна, и переоценить эту пользу для них не возможно, ибо только молитвенное попечение об усопших может повлиять на их посмертную участь и приклонить к ним милосердие Божие. Но только этим не исчерпывается смысл молитв об упокоении, ведь пользу они приносят и тем, кто эти молитвы возносит — к нам, ныне живущим на земле.

Не секрет, что отношение к смерти у Церкви и у безбожного мира совершенно разное. Всё мирское, всё далёкое от Бога считает смерть окончанием бытия, и потому панически боится её. Ни что человеческое не чуждо и христианину, для которого сама по себе смерть тоже не является явлением привлекательным, ведь она пришла в мир исключительно из-за грехопадения первых людей, и Сам Христос пришёл в мир, чтобы смерть победить. Однако христианин знает, что человеческая жизнь, как учит Церковь, не заканчивается с завершением земного бытия, ведь душа бессмертна. Впереди у каждой души Суд Божий и Вечность. Потому и паники у верующего человека при мысли о смети быть не может, ведь смерть для христианина не конец, но важный рубеж, к которому нужно прийти готовым. И, если размышления о конечности жизни неверующего человека тяготят иной раз до глубочайшего уныния, то на истинного христианина они способны оказать, можно сказать, живительное действие.

Жизнь летит на огромной скорости, мирская суета отнимает силы и время, и о душе подумать человек порой не успевает. Но когда мы приходим, скажем, на панихиду, то невольно на время отбрасываем суету, задумываемся о конечности бытия, а там уже и о своей душе вспоминаем, и потихоньку оживаем духовно. Многие святые отмечают полезность размышлений на эту тему для человека, и сама Церковь даже в наших повседневных молитвах напоминает нам о том, что к переходу в Вечность нужно готовиться:

«При постоянном памятовании о смерти, о суде Божием, о блаженной или бедственной вечности сердечное отношение к земной жизни изменяется: человек начинает смотреть на себя как на странника на земле; залог холодности и равнодушия является в сердце его к земным предметам, все внимание его обращается к изучению и исполнению евангельских заповедей», — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).

«Как мне не плакать, когда помышляю о смерти! Ибо видел я лежащего во гробе брата своего бесславным и безобразным. Чего же я жду и на что надеюсь? Только дай мне, Господи, прежде конца покаяние!» — говорится в покаянном каноне ко Господу Иисусу Христу.

«В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми» — говорим мы в ежедневной вечерней молитве, памятуя всё о той же вечной жизни.

«Кто достойно именуется разумным? Тот, кто действительно уразумел, что есть предел сей жизни; тот может положить предел своим согрешениям» — пишет преподобный Исаак Сирин

Итак, ясно видно, сколь полезны молитвы об усопших и память смертная вообще для всякого христианина, ведь эта память действительно способна вылечить нас от суетливости, от всего преходящего, и направить наши мысли к жизни духовной — ко спасению.

Новости по теме

Освободить вола — можно, исцелить человека — нет?
Публикации 6 декабря 2025
Освободить вола — можно, исцелить человека — нет?

В это воскресенье мы слышим историю о женщине (Лк. 13:10–17), восемнадцать лет скорченной немощью. Ее исцеление в субботу вызывает гнев начальника синагоги. Как так: день покоя, а Иисус «самочинствует»? Не положено.

Пост, который меняет не меню, а человека
Публикации 1 декабря 2025
Пост, который меняет не меню, а человека

Наступил Рождественский пост. Нам дан драгоценный шанс вырастить внутри себя что-то светлое и настоящее. Я сам, как и вы, только пытаюсь идти этим путём и просто хочу поделиться мыслями о том, как сделать эти недели по‑настоящему плодотворными.

Вифлеемская звезда Рождественского поста
Публикации 28 ноября 2025
Вифлеемская звезда Рождественского поста

Вот вновь наступили дни Рождественского поста, который готовит нас к таинственному празднику Рождества Христова. Удивительное время, которое Господь через Церковь дал христианам, чтобы они могли воплотить в жизнь Евангельские слова о том, что ученики Его не от мира сего.

Главные причины феномена «Бог в душе». Ярлык и Жизнь
Публикации 12 ноября 2025
Главные причины феномена «Бог в душе». Ярлык и Жизнь

Вспомним меткую фразу отца Димитрия Смирнова про «веру в душе» как отсутствие веры. Он бил точно, но почему тогда так много людей, не живущих церковной жизнью, все равно уверенно говорят: «Я православный!»? Ведь крещение – это же не просто метка, а вхождение в Церковь, в общину верующих. В чем здесь дело?