О памяти смертной

2276
Фото

В прошлой публикации мы говорили о том, что польза для усопших от их молитвенного поминовения несомненна, и переоценить эту пользу для них не возможно, ибо только молитвенное попечение об усопших может повлиять на их посмертную участь и приклонить к ним милосердие Божие. Но только этим не исчерпывается смысл молитв об упокоении, ведь пользу они приносят и тем, кто эти молитвы возносит — к нам, ныне живущим на земле.

Не секрет, что отношение к смерти у Церкви и у безбожного мира совершенно разное. Всё мирское, всё далёкое от Бога считает смерть окончанием бытия, и потому панически боится её. Ни что человеческое не чуждо и христианину, для которого сама по себе смерть тоже не является явлением привлекательным, ведь она пришла в мир исключительно из-за грехопадения первых людей, и Сам Христос пришёл в мир, чтобы смерть победить. Однако христианин знает, что человеческая жизнь, как учит Церковь, не заканчивается с завершением земного бытия, ведь душа бессмертна. Впереди у каждой души Суд Божий и Вечность. Потому и паники у верующего человека при мысли о смети быть не может, ведь смерть для христианина не конец, но важный рубеж, к которому нужно прийти готовым. И, если размышления о конечности жизни неверующего человека тяготят иной раз до глубочайшего уныния, то на истинного христианина они способны оказать, можно сказать, живительное действие.

Жизнь летит на огромной скорости, мирская суета отнимает силы и время, и о душе подумать человек порой не успевает. Но когда мы приходим, скажем, на панихиду, то невольно на время отбрасываем суету, задумываемся о конечности бытия, а там уже и о своей душе вспоминаем, и потихоньку оживаем духовно. Многие святые отмечают полезность размышлений на эту тему для человека, и сама Церковь даже в наших повседневных молитвах напоминает нам о том, что к переходу в Вечность нужно готовиться:

«При постоянном памятовании о смерти, о суде Божием, о блаженной или бедственной вечности сердечное отношение к земной жизни изменяется: человек начинает смотреть на себя как на странника на земле; залог холодности и равнодушия является в сердце его к земным предметам, все внимание его обращается к изучению и исполнению евангельских заповедей», — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).

«Как мне не плакать, когда помышляю о смерти! Ибо видел я лежащего во гробе брата своего бесславным и безобразным. Чего же я жду и на что надеюсь? Только дай мне, Господи, прежде конца покаяние!» — говорится в покаянном каноне ко Господу Иисусу Христу.

«В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми» — говорим мы в ежедневной вечерней молитве, памятуя всё о той же вечной жизни.

«Кто достойно именуется разумным? Тот, кто действительно уразумел, что есть предел сей жизни; тот может положить предел своим согрешениям» — пишет преподобный Исаак Сирин

Итак, ясно видно, сколь полезны молитвы об усопших и память смертная вообще для всякого христианина, ведь эта память действительно способна вылечить нас от суетливости, от всего преходящего, и направить наши мысли к жизни духовной — ко спасению.

Новости по теме

Главные причины феномена «Бог в душе»
Публикации 2 октября 2025
Главные причины феномена «Бог в душе»

Протоиерей Дмитрий Смирнов говорил: «Я не хожу в храм, но верю в душе... Всем, кто верует в душе, я всегда предлагаю такое упражнение: есть в душе, пить в душе, жениться в душе. Понравилась девушка, на ней в душе женился — и всё. А ещё можно в душе за зарплатой ходить в кассу... Вера в душе – это вообще отсутствие веры».

«Темже  за истину пострадав, радуяся…»
Публикации 11 сентября 2025
«Темже за истину пострадав, радуяся…»

Малой Великой Пятницей назвал день Усекновения главы Иоанна Предтечи преподобный Иустин Попович. Ведь, если в Великую Пятницу распяли Господа, то в этот день убили не просто величайшего святого, но «большего из рожденных женами».

Успенский  пост — «время радости»
Публикации 14 августа 2025
Успенский пост — «время радости»

Для всех верующих людей с 14 августа начался Успенский пост. Он довольно короткий — длится всего две недели, но по своей строгости почти не уступает Великому. Пост установлен в честь важного события в христианстве — Успения Пресвятой Богородицы

Десять фактов о Петровом посте
Публикации 16 июня 2025
Десять фактов о Петровом посте

Рассмотрим несколько фактов о Петром посте, который в 2025 году начинается 16 июня.