Методы и формы организации работы с подростками и молодежью на церковном приходе имеют важнейшее значение в современной жизни Церкви, в деле воцерковления и приобщения их к духовно-нравственным традициям нашего народа. Именно в период активного формирования личности, религиозный опыт человека подвергается наибольшему испытанию он либо уходит в прошлое, оставаясь лишь в детских воспоминаниях, либо актуализируется через личностную встречу с Богом и приобретение собственного духовного опыта.
Приступая к раскрытию данной темы, прежде всего, обозначим возрастные границы подросткового и молодежного периодов: подростковый период приблизительно начинается в одиннадцать лет и оканчивается в пятнадцать, молодежный — с шестнадцати и до двадцати пяти лет.
Возраст с двенадцати-тринадцати до семнадцати-восемнадцати лет является самым непростым. Чаще всего в этот период дети не только теряют интерес к воскресной школе, но и уходят из Церкви.
Из возрастной психологии мы знаем, что в это время меняется мировоззрение ребенка, его взаимоотношения со взрослыми и окружающим миром. При наступлении переходного возраста активность подростка заметно возрастает, у него появляется необходимость в новых впечатлениях. На смену уравновешенности приходит вспыльчивость, раздражительность, грубость. Вместе с тем усиливается стремление к самопознанию, самовыражению и самоутверждению, что является естественным процессом развития личности, у подростка постепенно вырабатывается первичная система ценностей.
В данный период подростки склонны сомневаться в себе, бурно проявлять эмоции и вступать в споры, не приемлют чужих убеждений, требуют фактов и доказательств, очень чувствительны к критике. Они особо нуждаются в постоянном личном общении с людьми, проявляющими к ним любовь и заботу. Все подростки, независимо от их физического и умственного развития, хотят, чтобы взрослые относились к ним как к равным. Такое общение помогает им удовлетворять свои психологические потребности, такие как: потребность в здоровом взгляде на себя, потребность принадлежать какой-либо группе, потребность в знакомстве с лицами другого пола, потребность в социальной адекватности, т.е. поиске ответов на вопрос «Кто я?», «Какой цели должен я добиваться?».
На границе подросткового периода пятнадцати-шестнадцати лет очень важным вопросом становится тема самоопределения, выбора дальнейшего пути, куда пойти учиться, какую профессию получать? Размышления на эти темы и неизбежность выбора приводит, порой, подростков к серьезным внутренним переживаниям.
Кроме того, возрастает желание быть независимым, решать все самому, что ведет к восстанию против родителей и вообще против авторитета взрослых.
Опросы подростков показывают, что в большинстве случаях главной причиной их прихода в воскресную школу является не получение вероучительных знаний, а желание встретиться с друзьями, любимыми преподавателями, погрузиться в безопасную и комфортную для них атмосферу любви и взаимопонимания.
Участие в церковной жизни для подростка становится более трудным. С одной стороны, подростки склонны искать в храме защиты и утешения, с другой стороны, реагируют на церковные правила как на подавление свободы.
Это время, когда подростки учатся переживать личные трагедии (предательство друзей, несчастная влюбленность, неприятие в группе). Именно поэтому особенно важно, чтобы храм и воскресная школа стали для подростков принимающей средой, в которой не только учили бы Закон Божий, но учили жить в Боге, следовать Его заповедям не только через теоретические построения, но и через христианскую жизнь.
При выработке форм работы, воспитания и взаимодействия с подростками и молодежью важное значение имеет изучение и обобщение опыта действующих воскресных школ Казанской епархии и Русской Православной Церкви в целом.
Приведу пример своего опыта работы с подростками и молодежью в казанском храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Основными направлениями, в первую очередь, являются занятия в воскресной школе «Лествица», участие в богослужениях, а также общие мероприятия (праздничные концерты), паломнические поездки, туристическое паломничество, летний отдых и поездки. Конечно, многие из перечисленных направлений реализуются и в других церковных приходах Казанской епархии, но при этом у каждого есть свои особенности.
Одной из специфик нашей воскресной школе является привлечение подростков и молодежи в роли помощников школьным преподавателям при проведении занятий для младших групп. Такая форма работы способствует формированию ответственности и самодисциплины, творческих и организаторских способностей. Постепенно, развивая педагогические навыки, ребята приобретают опыт и в дальнейшем могут стать, а некоторые уже стали самостоятельными учителями воскресной школы.
Слудующей особеннсотью, является участие ребят в богослужении, способствуещее их дальнейшему воцерковлению. Пение в молодежном хоре на клиросе и алтарное послушание для мальчиков, являются практически единственной возможностью, за некоторым исключением, приобщения подростков к богослужению и постепенному приобщению их к литургической жизни Церкви. Следует признать, простое присутствие в храме на длительных службах для многих ребят тягостно, а живое и деятельное участие в богослужении через послушания помогает им преодолевать эти сложности и для некоторых определить свой дальнейший жизненный путь в Церкви Христовой, как в пастырском, так и в певческом служении.
Непосредственное участие подростков и молодежи в подготовке и проведении праздничных концертов и спектаклей в воскресной школе, а также в различных социальных учреждениях способствует развитию у них творческих способностей, умению держаться на публике, взаимодействовать друг с другом. Традиционными праздничными датами для подготовки праздничных концертов в воскресной школе являются: Рождество Христово, Пасха, День Победы, День знаний, Международный день пожилых людей и День матери.
Не менее важным направлением являются совместные паломнические поездки. В нашем храме такие поездки совершаются два раза в год — в сентябре перед началом учебного года в воскресной школе и в мае — по окончанию учебного года. Объектами паломничества мы выбираем монастыри и храмы, расположенные вблизи Казани, это Седмиозерный монастырь, остров-град Свияжск, Раифский монастырь, село Аркатово Пестречинского района Республики Татарстан. В поездках принимают участие все желающие прихожане храма, родители и дети воскресной школы. В среднем паломническая группа состоит из 130-150 человек. Поездки не обходятся без экскурсий по монастырям и храмам. Как правило паломническую группу сопровождает несколько священников. Такие поездки важны для общения подростков и молодежи друг с другом, а также совместного времяпровождения родителей со своими детьми. Паломнические поездки не носят сугубо религиозный характер, а больше имеют культурно-просветительскую направленность. Особую роль они несут для невоцерковленных родителей, подростков и молодежи, которые не вошли еще в лоно Церкви либо отдаляются от него, поэтому погружение в большую приходскую семью оказывает часто благотворное воздействие на этих людей.
Туристическое паломничество — поездки, которые проводятся один раз в два года в разные города России. В 2016 году мы осуществили поездку по маршруту Москва—Санкт-Петербург—Москва, в 2018 году посетили Муром.
Особенностью таких поездок является участие в них не только взрослых, но и молодежи. Так, в 2016 году в поездке приняли участие десять человек, из них — трое взрослых, остальные — молодежь шестнадцати-восемнадцати лет. В 2018 году нас было уже двадцать человек, из них — шестеро взрослых, остальные — подростки и молодежь четырнадцати-восемнадцати лет. При подготовке к туристическим поездкам ребята самостоятельно занимаются организационными вопросами: планирование места посещения, выбор маршрутов передвижения, бронирование жилья, приобретение билетов на поезд, расчет питания и другое. Каждый участник поездки должен выбрать интересное место для посещения, ознакомиться с его историей и в момент посещения сделать небольшой экскурс по выбранному месту. Подобные поездки запоминаются участникам надолго, а для многих часто становятся первым серьезным путешествием. Обязательным в таких поездках является посещение храмов и монастырей, исторических и культурных достопримечательностей, музеев, участие в богослужениях, общая подготовка ко Причащению.
Особое место в работе с подростками и молодежью занимают летний отдых и поездки. Уже более четырех лет при нашем храме проводится летняя смена «Колоски» для детей воскресной школы от семи до двенадцати лет. Интересно, что директором смены, вожатыми и помощниками вожатых являются воспитанники воскресной школы с тринадцати до двадцати лет. Ребята составляют программу, расписание, планируют и самостоятельно проводят мероприятия и занятия с детьми. При необходимости, привлекают взрослых преподавателей.
Таким образом, к достижению восемнадцатилетнего возраста молодежь приобретает навыки преподавания, организации и проведения занятий и мероприятий. Имея опыт работы с детьми, у многих из них появляется желание связать свою дальнейшую профессию с педагогической деятельностью.
В заключении хотелось рассказать и о летних молодежных поездках воскресной школы «Лествица». В связи с необходимостью получения различного рода разрешений на организацию полноценных палаточных лагерей, которые проводились у нас на протяжении пяти лет до запрета, мы перешли на новую форму проведения летнего отдыха, на кратковременные поездки. За лето мы выезжаем два-три раза, обычно в выходные дни. Излюбленным местом наших поездок стало село Аркатово Пестречинского района Республики Татарстан. Обычно мы проживаем в паломническом доме при храме, что дает возможность, в отличие от палаточного лагеря, не думать о выживании, облегчает приготовление пищи, а также оставляет свободное время для выполнения послушаний и совместных посиделок. В таких поездках ребята активно участвуют в богослужениях, совместно готовятся к Таинству Причащения, выполняют необходимые работы по храму и территории, готовят пищу, купаются и, конечно, общаются. Основной и всеми любимой формой такого общения являются круглые столы. Темы круглых столов предлагают, как взрослые, так и молодежь. Обычно тема выбирается из списка по голосованию. Форма проведения круглых столов заключается в следующем, объявляется тема и каждый присутствующий может высказать свое мнение по поднимаемому вопросу. Далее выбранная тема совместно обсуждается, и в заключении спикер, обычно им бывает настоятель, подводит итоги и озвучивает православный взгляд по данной теме. Чаще всего ребята предлагают и выбирают актуальные для себя темы.
- Любовь между мужчиной и женщиной. Добрачные отношения.
- Что такое христианская семья?
- Однополые отношения.
- Смешанные браки. Любовь и вероисповедание.
- Свобода и независимость. Христианский взгляд.
- Почему я до сих пор христианин?
- Где разница между осуждением и рассуждением.
- Мое призвание в этом мире. Кем я хочу стать?
- Границы Церкви. В какие сферы общества, государства и прав человека Церковь не должна вторгаться?
- Современные нападки на Церковь (богатство храмов, богатство и пороки священнослужителей, оплата церковных услуг и т.п.).
- Пить, или не пить, вот в чем вопрос. Можно ли употреблять спиртное?
- Эвтаназия. Моя жизнь, мой выбор. Отношение Церкви к кремации.
- Цель и смысл церковного пения.
- Христианское понятие послушания.
- Что такое смирение?
- Почему Бог допускает страдания детей?
- Равноправие людей, равноправие полов.
- Притеснение за веру. Подставить левую щеку, или сражаться за Христа?
Самыми востребованными темами всегда были и остаются темы любви мужчины и женщины, поиск и критерии выбора второй половинки, темы, связанные с браком и темы, связанные с выбором профессии.
Круглые столы всегда дают возможность каждому заглянуть в себя и раскрыть частичку своей души, а мне, как спикеру, понять, чем живет и дышит молодежь, и в завершающем слове постараться направить их на христианское понимание актуальных тем.
В заключение хотелось бы отметить, что очень важным фактором общения с подростками и молодежью является открытость и честность. Они чувствуют лукавство и лицемерие. В священнике подростки хотят видеть не святого отца, а доброго наставника — человека со всеми недостатками, сомнениями и переживаниями, человека, у которого нет ответов на все вопросы, а общение с ними, нам, взрослым, дает возможность вернуться в свою юность, — такую же противоречивую и сложную.